Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:51, реферат
Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.
Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Методы управления охраной окружающей среды……………………………..3
2. Система платежей за загрязнение окружающей среды в России……....6
3.Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками………………………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………………………………..….19
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Методы управления охраной окружающей среды……………………………..3
2. Система
платежей за загрязнение
3.Плата за
загрязнение атмосферы стационарными
и передвижными источниками…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Охрана
окружающей среды и рациональное использование
ее ресурсов стала одной из актуальнейших
проблем современности. Результаты воздействия
человека на природу необходимо рассматривать
не только в свете развития технического
прогресса и роста населения, но и в зависимости
от социальных условий, в которых они проявляются.
Отношение к природной среде является
мерой социальных и технических достижений
человеческого общества, характеристикой
уровня цивилизации. Сотрудничество между
странами в области охраны природы осуществляется
через такие организации как Европейский
экономический союз (ЕЭС), Организация
объединенных наций (ООН) в рамках "Программы
ООН по окружающей среде" (ЮНЕП). К главным
направлениям деятельности ЮНЕП относятся
экологические проблемы населенных пунктов,
а также проблемы здоровья и благосостояния
человека, охрана наземных экосистем и
борьба с распространением пустынь, деятельность,
связанная с экологическим образованием
и информацией, торговые, экономические
и технологические аспекты по защите природы,
защита Мирового океана от загрязнения,
охрана растительности и диких животных,
экологические вопросы энергетики.
Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.
Таким образом, все существующие виды загрязнений какие бы они не были, оставляют свой отпечаток на состоянии здоровья человека, животных, на развитии организмов и этим подчеркивают опасность загрязнения.
1. Методы управления охраной окружающей среды.
Механизм управления природоохранной деятельностью на Западе отрабатывался с конца прошлого века, и каждая из развитых стран разработала свою модель. Этот механизм представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следят государственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимита, плата за квоту все равно взимается.
С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды. Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя, местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение».
Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны:
-налоги на продукты;
- потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог на бензин, содержащий свинец);
-целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования);
- налоговые льготы и т.д.
В настоящее время получил
широкое распространение метод ступенчатого
назначения платежей. Этот метод более
эффективен, чем назначение предельного
значения выбросов.
Все методы охраны окружающей
природной среды можно разделить на три
группы :
1. Нефискальные методы (введение
природоохранных обязательных
2. Методы, связанные с государственными
доходами (лицензирование
3. Методы, связанные с государственными
расходами (природоохранные
-госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды;
-экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы;
-государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды).
Рассмотрим более подробно нефискальные методы охраны окружающей среды.
Введение природоохранных (экологических) обязательных регламентации и ограничений хозяйственной деятельности имеет фундаментальное значение. Вводится в настоящее время на различные виды загрязнения окружающей среды, режим использования территорий, объем и процессы производства, применение в производстве вредных сырья и материалов. Метод получил широкое распространение в мировой практике. К недостатку метода следует отнести нечеткость воздействия, сложность контроля за соблюдением установленных ограничений, трудность определения допустимого уровня воздействия на окружающую природную среду, субъективизм при принятии решений работниками государственных органов[1].
Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведение природопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. Поскольку они не выполняют стимулирующей функции, а соответствуют принципу "загрязнитель платит", то используются в редких случаях.
Платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии - 0,015% от ВНП.
В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется
-"плата потребителя" - плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах.
-"плата за продукцию" представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла).
-" Страховая плата", к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). К этому же методу следует отнести принцип "пузыря". Напомню, что этот принцип состоит в покупке и продаже прав на фактическое или потенциальное загрязнение окружающей природной среды.
- "Дифференциация оборотного налога" - это значительный набор льготных налогов на производителей "чистой" продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие "грязную" продукцию.
Рассмотренные выше экономические методы управления охраной окружающей среды могут быть использованы и в России, но с поправкой на экономическую нестабильность и сложность экологической обстановки.
По мнению многих экономистов, наиболее эффективным средством могут стать государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот.
Принцип "пузыря" также считается (несмотря на отрицательные нравственные корни) перспективным методом.
2. Система платежей за
Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.
Источники загрязнения:
1) газообразные отходы (пары бензина,
этилацетата, ацетона,
2) туманообразные воздушные массы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидких пластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот, диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);
3) жидкости (конденсат перечисленных
выше растворителей и
4) твердые частицы - пыль различного
состава (поверхностно-
Все эти отходы загрязняют окружающую среду. Поэтому весьма желательно их нейтрализовать или, что еще лучше, ввести в производственный цикл, для чего необходимо разработать принципы малоотходной и безотходной технологии.[2]
Проблемы развития безотходной технологии впервые были рассмотрены еще в 1976 г. на Международном симпозиуме стран - членов СЭВ. В Ногинском научном центре АН СССР состоялась Первая всесоюзная конференция по научно-техническим основам безотходного производства, где были сформулированы четыре основных направления безотходной технологии.
1. Создание бессточных
2. Разработка и внедрение систем
переработки промышленных и
На современном уровне научно-технического развития еще нет возможности переработать все виды токсичных отходов производства не только в продукты потребления, но и в продукты, инертные к окружающей среде. Поэтому возникает необходимость в создании новых технологических процессов.
3. Разработка технологических
Следует полагать, что эффективность использования вещества и энергии в таких процессах будет близка к эффективности их использования в естественных биохимических процессах и составит 95-98%. По-видимому, именно этот уровень следует считать оптимальным при разработке экологически обоснованных технологических процессов.
4. Разработка и создание
Почти все производства легкой промышленности отличаются большими энергетическими потерями в системе производство-окружающее пространство, загрязняющими это пространство.[3]
Технологии не стоят на месте и позволяют использовать различные методы очистки, утилизации и др. на производстве, позволяет выбрать ценовой барьер.
Кратко представим эту систему в целом и по объектам загрязнения .За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы :
-за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов ;
-за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.
Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) - хозрасчетный доход предприятия.
В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и апробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода:
1) ставки платежей
2) исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей .
Информация о работе Методы управления охраной окружающей среды