Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:02, доклад

Краткое описание

Модели и моделирующая деятельность в педагогическом
процессе ознакомления с природой
Важное место в процессе ознакомления детей с природой
принадлежит моделям и моделирующей деятельности с
предметами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

(хотя и неполное) об  условиях, в которых проходит  развитие овоща. 

Графа «время» показывает, сколько недель длится его развитие,

когда происходят образование  корнеплода, зацветание,

образование семян, сколько  дней стоит солнечная или дождливая

погода, от которых зависит характер ухода за огородом, и т.д. Ана-

логичным образом можно  моделировать процесс роста и  развития

любого растения (грунтового, комнатного и т.д.), выращиваемого 

вегетативным способом или  из семян, но имеющего относительно

быстрый рост и непродолжительный  период развития.

Установлено, что неодинаковым должен быть подход к

параметру времени при  создании модели растущего растения.

Наблюдения за прорастанием семян огурца должны

осуществляться ежедневно (семена быстро набухают, дают росток

и корешок), а за ветками, луком, редисом — один раз в неделю.

Наблюдать и зарисовывать долгорастущие растения (огурцы,

помидоры) можно реже —  один раз в две недели. Во всех случаях 

на страницах календаря  должна быть соответствующая мера

времени: квадратик — день, полоска — неделя.

Графическая модель роста  и развития животного (т. е. отличие

от растений, подвижного живого существа) должна отражать

изменения не только его внешнего облика (строения), но и 

двигательной активности (поведения), а также меняющиеся

условия внешней среды. Поведение  растущего животного 

показывает постепенное  развитие функций организма и 

расширение его связей с внешней средой. Оно включает способы 

перемещения в пространстве, добывания и поедания пищи, а 

также действия, направленные на установление отношений с

сородичами, другими живыми существами и т.д. Особенно важен 

характер отношений с  материнской особью, поскольку у высших

животных на ранних этапах постнатального: развития он выступает 

в роли главного средообразующего фактора. Таким образом,

содержание такой графической  модели является более обширным,

чем содержание аналогичной  модели развития растения. Фиксация

в календаре поведения  животных в силу их динамичности

представляет некоторые  сложности, ибо это связано с  поиском

адекватных и понятных для дошкольников значков-символов.

В уже описанном нами исследовании по формированию у старших 

дошкольников представлений  о росте и развитии цыплят еженедельно 

после наблюдения фиксировались  такие параметры: внешний вид 

(цветное масштабное изображение  цыплят и курицы), поведение, 

один из компонентов внешних  условий (пища курицы и цыплят),

интервалы времени (недели). Специальными значками-символами 

(цветные кружки, квадраты) изображали поведение животных: курица 

обучает цыплят разгребать землю, клевать, она обогревает и охраняет

свое потомство. Стрелками (сплошными, пунктирными, двойными и

пр.) обозначали особенности  передвижения цыплят (ходят, бегают) и 

характер взаимоотношений (догоняют друг друга, дерутся).

Наблюдения и работа с  календарем продолжались 3 месяца.

Ежемесячно на занятии  подводились итоги: в беседе обсуждалось, как 

растут цыплята, что меняется в их облике, поведении, отношениях с

курицей и другими цыплятами. Наглядной опорой служил календарь 

наблюдений.

Но исследование выявило  и трудности в создании календаря: не-

обходимость частой зарисовки курицы и цыплят (с соблюдением

масштаба их размеров); использование  абстрактных значков,

обозначающих разные формы  поведения цыплят и их отношений  с

курицей; большое количество рисунков, скапливающихся за три 

месяца, которые надо использовать в заключительной беседе. В

результате был сделан вывод: в широкой практике ведение такого

календаря может быть осуществлено следующим образом. Зарисовка 

курицы, сидящей на яйцах, зарисовка цыплят новорожденных  и в

конце первой недели, их состояние  в месячном, 2-месячном и 3-

месячном возрасте. На каждой странице календаря должно быть

столько полосок-недель, сколько  их прошло в действительности: на 1-

й странице три полоски (три недели курица сидит на яйцах), на 3-й

странице — одна полоска (новорожденный цыпленок в конце 1-й 

недели), на всех последующих  — по четыре полоски.

В помещении, где живут  куры, может быть вертикально укреплена

полоска-ростомер с условными  делениями. Передвижение цыплят

мимо ростомера дает возможность  отметить на нем их размеры.

На каждой странице календаря  значками изображаются разные

формы поведения птиц: на шести страницах будет отражен  процесс 

появления, роста и развития цыплят, изменения в их строении и 

поведении. Подсчет полосок-недель поможет дошкольникам осознать

временной параметр — длительность всего периода развития.

В исследовании Л. С. Игнаткиной (с детьми средней группы)

наблюдение осуществлялось за незрелорождающимися животными,

начальный период развития которых был скрыт от посторонних

взоров. При создании календаря-модели использовались готовые

картинки с изображением птенцов канарейки и хомячков на разных

стадиях роста. Такой способ фиксации наблюдений оказался удобным

и доступным для детей этого возраста.

170

Что же дает для умственного  развития детей использование 

календаря, т.е. графической  модели, регулярно отражающей состояние 

постепенно меняющегося  природного объекта?

Наши исследования и опыт внедрения календарей в практику детских 

садов показали: использование  этого способа моделирования  оказывает 

интенсивное воздействие  на развитие наглядно-образного мышления

дошкольников. Работа с календарем на всех этапах (заполнение,

подведение итогов, повторные  рассматривания, сопоставление 

аналогичных явлений) актуализирует  полученные ранее образы,

обогащает имеющиеся конкретные представления, на основе

зафиксированных в модели существенных признаков развивающихся 

явлений формирует обобщенные представления о них. Главное  же в

работе с моделями —  образование представлений особого  типа,

динамических, одновременно отражающих процесс изменения объектов

природы в единстве с временным  параметром. Формирование

представлений такого типа оказывается  возможным благодаря

регулярной, упорядоченной  во времени фиксации наблюдений.

Важное значение приобретает  работа с описанными моделями для

становления логического  мышления. На этапе обсуждения результатов 

наблюдений дети вынуждены  сопоставлять зафиксированные на разных

страницах календаря состояния меняющегося явления, прослеживать

характер изменений, взаимосвязь  отдельных компонентов; они учатся

обнаруживать временные  и причинные связи, устанавливать  простейшие

закономерности. Развитие логического  мышления в процессе работы с

календарем неразрывно связано  с речью, которая служит и средством 

его активизации, и содержанием. При этом имеется в виду особая,

коллективная форма речи в беседе воспитателя с группой  детей, когда 

взаимодополняющие высказывания создают единое по смыслу и

завершенное по форме содержание разговора. Можно сказать, что 

календарь как предмет  логично построенного обсуждения способствует

развитию у детей умения рассуждать, анализировать и сопоставлять

события, а затем отражать их в речи, делать выводы, обобщения, т.е.

календарь (модель) служит наглядным  средством обучения дошкольников

процедуре логических операций. Суждения детей и воспитателя 

выступают здесь как содержание логического мышления.

В процессе беседы, ведущая  роль принадлежит правильно 

выстроенной воспитателем системе  вопросов, которая должна

базироваться на содержании календаря, на определенной логической

последовательности: сначала  — вопросы, направленные на обучение

детей читать календарь, т.е. ориентироваться в его смысловом

содержании по символическим ообозначениям, далее — вопросы,

направленные на выявление  закономерности изменений природных 

явлений, отмеченных в календаре. Данная система во-просов — это логический костяк, дающий возможность взрослому

организовать и направить  ход рассуждения детей, подвести их к

выделению среди множества  конкретных представлений смыс-

лового стержня, позволяющего обобщить материал. Поэтому воп-

росы воспитателя, адресованные детям при обсуждении календаря,

можно рассматривать как  средство становления и активизации 

логического мышления. Для  умственного развития детей такая

система вопросов по своему значению приближается к словесно-

логическим схемам, выделенным Н. Н. Поддьяковым как средство

познавательной деятельности, обеспечивающее успешную

ориентировку в окружающих предметах и совершенствование  всех

форм мышления в их тесном взаимодействии. Разница между

вопросами, составляющими  суть словесно-логической схемы, и 

вопросами, предназначенными для обсуждения календаря, состоит 

в том, что последние способствуют актуализации, систематизации

и обобщению уже имеющихся  представлений, в то время как 

первые предназначены  для получения новой информации о 

предмете. Таким образом, использование графических моделей при

ознакомлении детей с развивающимися, меняющимися явлениями

природы оказывает положительное  влияние на развитие важных

сторон мышления.

Аналогичные календари могут  быть использованы также при

наблюдении любых длительных закономерно протекающих

явлений и событий в  природе. Например, осенний период в  жизни 

белки характеризуется такими явлениями, как линька со сменой

окраски шерсти, запасание  кормов. Последовательное отражение  в

календаре этих моментов даст возможность создать модель одного

из интереснейших и доступных для наблюдения и понимания

дошкольников явлений  в жизни животного — приспособленности 

к сезонно меняющимся условиям жизни.

С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий

любые из развивающихся событий  природы, следует 

рассматривать как наглядное  пособие, созданное при деятельном

участии детей на основе их собственных впечатлений, полученных

во время наблюдений. В  педагогическом процессе дошкольного

учреждения подобные пособия  используются разнообразно: в

повседневной жизни работа с календарем является дополнением 

наблюдений, проводимых с  детьми на участке или в уголке

природы, а на занятиях он служит наглядным средством обучения.

Календари как наглядные  пособия могут быть применимы  для

сопоставления однотипных явлений, проходивших в разное время 

(сравнение, например, осенних  явлений за два года или  одной и той 

же огородной, цветочной культуры, выращиваемой в разные годы),

и для сопоставления разнотипных  явлений (сравнение осенних и 

зимних явлений, процесса выращивания, например, разных

огородных культур и пр.).

Познание дошкольниками  ряда явлений или свойств объектов

природы может проходить  путем практической моделирующей

деятельности (экспериментирования). В этом случае, совершая

действия с предметами-заместителями, дети знакомятся с какими-

либо качествами разной среды  обитания животных или с их

характерными проявлениями. Так, с помощью кусочка дерева, камней,

коробки с землей и гвоздя дошкольникам практически показывают

различную плотность (твердость) субстрата и то, каким образом  белка 

приспособлена ловко лазать и бегать по деревьям. Острым концом

гвоздя (модель когтя белки) дети нажимают по очереди на камень,

дерево, землю и обнаруживают, что в камень гвоздь не входит, на

дереве оставляет след — ямку, а в землю легко проваливается  по самую

шляпку. Из этого делается логический вывод, что по каменной

вертикали (столб, стена) белка  забраться не сможет, а в дереве ее когти 

слегка утопают, что позволяет  ей прочно удерживаться на этом

субстрате в любом положении. По земле белке бегать трудно, так как

когти слишком глубоко  уходят в нее, что замедляет передвижение

(белка становится уязвимой, если она оказывается на земле  вдали от 

деревьев).

Другой пример. Дошкольникам надо показать, что длина ног 

сказывается на скорости передвижения: чем она больше, тем быстрее 

животное передвигается. Мы готовим картонные ноги — длинные 

(синего цвета) и короткие (красного цвета). Угол шага у  всех ног 

одинаковый. Перед началом  эксперимента перед каждой парой  детей 

на стол кладут белую бумагу, на которой были изображены стартовая

линия и перпендикулярно  к ней две беговые дорожки. Дети, сидящие за

одним столом, работают вместе, им дают две пары картонных ног  —

короткие и длинные. Всем предлагается на своей дорожке сделать  по

пять шагов со стартовой  линии и отмечать каждый шаг карандашом.

Затем они сравнивают длину  пройденного пути и обнаруживают, что 

одни ноги ушли намного  дальше, чем другие. Дошкольникам задают

вопрос: почему это произошло, если количество шагов было

одинаковым? Наложение длинных  и коротких ног друг на друга 

помогало выяснить, что  шагают они одинаково (т.е. угол шага

совпадал), но одни значительно  длиннее других. Дети сами приходили 

к выводу: длинные ноги делают большие шаги, поэтому пройденный

ими путь длиннее.

Затем они сравнивают длину  пройденного пути и обнаруживают, что 

Информация о работе Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников