Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:02, доклад
Модели и моделирующая деятельность в педагогическом
процессе ознакомления с природой
Важное место в процессе ознакомления детей с природой
принадлежит моделям и моделирующей деятельности с
предметами.
одни ноги ушли намного дальше, чем другие. Дошкольникам задают
вопрос: почему это произошло, если количество шагов было
одинаковым? Наложение длинных и коротких ног друг на друга
помогало выяснить, что шагают они одинаково (т.е. угол шага
совпадал), но одни значительно длиннее других. Дети сами приходили
к выводу: длинные ноги делают большие шаги, поэтому пройденный
ими путь длиннее. Затем дети меняются ногами, стирают пометки на
дорожках, проделывают все снова и таким образом убеждаются, что
длина пройденного пути (фактически скорость передвижения) зависит
от размера шага: чем длиннее ноги, тем быстрее может бегать
животное.
Моделирующие действия с бумагой (прямой, скомканной,
сложенной веером и в виде голубя) включаются в занятие, на котором с
детьми обсуждается, каким образом птицы приспособлены к полету в
воздухе. Выше указывалось, что разнообразные
172 173моделирующие действия использованы А.М.Федотовой при
ознакомлении дошкольников со свойствами воды, воздуха, твер-
дого субстрата. Чтобы ощутить силу сопротивления воздуха, детям
предлагается побегать с парусом за спиной. Чтобы понять, что вода
— плотная среда и оказывает достаточно большое сопротивление
при передвижении в ее толще, они с помощью веревки и большой
емкости с водой протягивают предметы разной формы –
обтекаемой, гладкой и угловатой. Это помогает понять, почему
рыбы и другие водные животные имеют гладкую обтекаемую
форму, как пользуются ластами, перепонками на пальцах.
Практическая деятельность с предметами в виде специ специальных
упражнений и игровых приемов может широко использоваться
работе с детьми для ознакомления их с различными видами
приспособленности животных к среде обитания. При этом детям
предоставляется возможность разнообразно и многократно
действовать с предметами, анализировать получаемые результаты
и допускаемые ошибки (такого рода практическая деятельность с
настоящими животными полностью исключается). Практическая
моделирующая деятельность может быть включена в число
приемов, обеспечивающих более глубокое познание явлений
природы. Она отвечает стремлению дошкольников познавать
окружающий мир через деятельность.
Развитие у дошкольников отношения к природе в
процессе моделирования
Отношение к природе в процессе моделирующей деятельности у
детей формируется косвенно, исподволь, как результат совместной
с воспитателем работы. Создание любой графической модели
(календаря) не может
осуществляться без участия
даже старшие дошкольники еще не способны сделать это
самостоятельно. Поэтому, начиная с младшего возраста, взрослый
учит детей обозначать картинками явления природы, увиденные на
прогулке, сам создает рисунок растения, за которым ведутся
специальные наблюдения. При этом он использует определенные
приемы: как бы между прочим учит детей, рисуя в их присутствии,
поясняя все свои действия, сравнивает рисунок с натурой и с
предыдущим изображением. Практическое участие детей в этом
процессе незначительно (подают карандаши, держат трафаретку и
пр.) — они в основном наблюдают за воспитателем. Тем не менее
это совместная деятельность, в которой рождается
заинтересованное отношение к моделированию и к объекту
природы одновременно.
Со старшими дошкольниками процесс создания практической
модели усложняется — педагог учит их ориентироваться в клетках
календаря, в условных обозначениях, самостоятельно пользоваться
174
трафаретками и отмечать соответствующими значками результаты
наблюдений, хвалит за понимание и правильные действия. По мере
научения детям становится интересно самим заполнять календарь —
возникает уверенное положительное отношение к наблюдениям и их
фиксации. Подчеркнем еще раз: такое отношение складывается только в
условиях совместной деятельности, когда воспитатель различными
приемами (показ, помощь, дополнение, пояснение и похвалы) формирует
у детей умение самостоятельно заполнять страницы календаря.
Для формирования отношения имеет значение и то, что совместная
деятельность длительно протекает во времени, происходит постоянно, но
периодически. Одну неделю каждого месяца дошкольники наблюдают за
погодой и другими сезонными явлениями, активно заполняют календарь.
Последующие три недели они этого не делают, поэтому успевают
соскучиться по наблюдениям.
Важно отметить, что деятельность по созданию графических моделей
(календарей природы) по своей сути близка к учебной — дети должны
помнить, что они наблюдали, какими значками и символами следует
отмечать клетки на страницах календаря, должны выполнить домашнее
задание – зарисовать значками погоду выходных дней, зарисовку принести
в понедельник в детский сад.
Именно поэтому отношение,
возникающее у старших
моделированию, особенно ценно для развития личности – это
познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности,
что значимо для детей, готовящихся к поступлению в школу.
Информация о работе Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников