Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 22:34, контрольная работа
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей складываются правильные представления о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения.
Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и др. считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, «как наблюдение различных царств естественного мира».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что воспитательное влияние природы, которое каждый из нас более или менее испытал на себе, ещё мало оценено в педагогике, а ведь «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Он писал, что «от качества наблюдения детей зависит и качество их мыслей». Наблюдение окружающей природы ставит перед ребёнком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, известного усилия, напряжения мысли, использования начальных форм абстракции, обобщения и умозаключения.
Наблюдение как познавательная деятельность, считают В.И. Логинова, А.К.Матвеева, П.Г. Саморукова « это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте».
Наблюдение, отмечает Л. Аветисян, «играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка». В педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с целью интеллектуального развития, нравственного, эстетического и физического воспитания должно уделяться большое внимание.
По мнению В.И. Логиновой именно наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий. Условием успешного усвоения данных представлений она называет наблюдение
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. «Мышление…- пишет он, - зарождается и развивается сперва в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения. «Для того чтобы от чистого рецепторного акта подняться к наблюдению, - пишет он, - нужно знать, что и как наблюдать». [С.Н. Николаева, Общение с природой начинается с детства, стр.160-162]
3. В работе с детьми воспитатель использует разные виды наблюдения, которые взаимосвязаны между собой.
В зависимости от длительности и времени наблюдения могут быть:
1) кратковременными или эпизодическими (птичка);
2) длительными (дерево)
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Наблюдения в группах раннего и младшего дошкольного возраста кратковременны, но часто повторяются. В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, организуют и более длительные. В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место.
Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.
В зависимости от того, по чьей инициативе возникло наблюдение, они могу быть:
1) плановыми, которые возникли по инициативе воспитателя;
2) самостоятельными, которые возникли по инициативе детей.
Очень важно продолжать и развивать проведённые детьми наблюдения. Из опыта известно, что в тех старших и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство наблюдениями, дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям.
В зависимости от условий наблюдения делятся на:
1) проводимые в естественных условиях (сама природа);
2) и в специально организованных условиях (групповая комната, уголок природы).
В зависимости от дидактических задач выделяют следующие виды деятельности:
1) первичное наблюдение (проводиться во всех возрастных группах, преобладает в младшей группе и в средней)
2) повторное наблюдение
3) сравнительное наблюдение
4) итоговое наблюдение.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:
1) индивидуальным (с отдельными детьми);
2) групповым (по 3—6 человек);
3) фронтальным (со всей группой воспитанников).
Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
Наблюдения можно проводить на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.
На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.
На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя наблюдать особенности растений. Внешний вид и повадки животных, сезонные изменения в жизни природы и устанавливать некоторые связи между ними. Всё это расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту любознательности, служит основой для научного миропонимания.
На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилёт и отлёт птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.
Во время труда на земельном участке – при поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменением во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов.
Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами и другими объектами очень ценны, так как проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, начатые на прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы.
Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.
Взаимосвязь различных видов наблюдений можно проследить по следующим примерам.
Проводится плановое (по инициативе воспитателя) занятие по наблюдению за рыбками в младшей группе. В зависимости от поставленных целей наблюдение первичное, работа организуется со всеми детьми (фронтально), проводится в группе, т.е. в специально организованных условиях, по времени – кратковременное.
Или такой пример.
Дети старшей группы во время дежурства в уголке природы самостоятельно организовали наблюдение за морской свинкой. Т.е. наблюдение самостоятельное, групповое (организовано тремя детьми – дежурными уголка природы), а по длительности эпизодическое, но повторное. Проводилось наблюдение в специально организованных условиях – в уголке природы.
Длительные наблюдения состоят из кратковременных повторяющихся. Каждое последующее наблюдение связано с предыдущим.
Так, например, длительное наблюдение в старшей группе за ростом тюльпанов. Началось оно с того, что дети наблюдали, как воспитатель сажает луковицы тюльпанов в горшки. Наблюдение продолжилось, когда луковицы проросли, и из земли показались зелёные росточки. Затем почти каждый день, сначала вместе с воспитателем, а потом и самими детьми самостоятельно, проводились кратковременные наблюдения за изменениями в горшках, насколько выросли тюльпаны, какой формы и цвета их листья и т.д.
4. Анализ плана
В течение дня работа по ознакомлению с природой планируется утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.
Утро — удобное время для
проведения индивидуальных и
с небольшими подгруппами
Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе на дневной и вечерней прогулках. В плане указывается объект наблюдения (например, таяние снега весной), его цель (установить взаимосвязь между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом), способы фиксации увиденного (зарисовки в дневнике наблюдений).
Основное содержание наблюдений на участке планируется во время дневной прогулки. Для вечерней прогулки планируются наблюдения лишь за теми явлениями, которые характерны именно для этого времени (заход солнца, появление звёзд, изменения у цветущих растений и т.п.).
После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются наблюдение в уголке природы и из окна.
Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.
Во второй младшей группе занятия по ознакомлению с природой организуются один раз в две недели. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды, понимали связь между некоторыми явлениями, отличали деревья от трав, умели показать на растениях цветки и листья, узнавали овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. Дети должны знать, что листья на деревьях бывают зелёные и жёлтые, что жёлтые листья падают с дерева. Всё это продумано в программном содержании планируемых занятий по наблюдению.
В средней группе план рассчитан на то, чтобы учить детей наблюдать характерные явления погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы, листья знакомых деревьев, овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости.
В старшей группе планируются занятия, расширяющие конкретные знания детей об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц, зверей; помогающие установить последовательность некоторых уже известных детям явлений и связей между состоянием погоды и изменениями в жизни растений и животных, подвести к обобщению представлений в понятие «осень».
Перечень наблюдений на осень для средней группы «Почемучки»:
Сентябрь
Растительный мир:
Наблюдение за изменением окраски листьев; рассматривание комнатных растений (аукуба- «золотое дерево» и алоэ)
Животный мир:
Наблюдение за отлётом птиц
Неживая природа:
Наблюдение за облаками и тучами; за одеждой людей в разную погоду; за освещением участка в разное время дня
Труд людей:
Наблюдение за работой взрослых в огороде и цветнике
Октябрь
Растительный мир:
Наблюдение «Листопад»; за растениями цветника; рассматривание овощей
Животный мир:
Наблюдение за отлётом птиц
Неживая природа:
Наблюдения за дождём, за движущимися облаками, за тем, где быстрее высыхают лужи - на солнце или в тени
Труд людей:
Наблюдение за подготовкой огорода и цветника к зиме взрослыми и старшими детьми
Ноябрь
Растительный мир:
Наблюдение за состоянием деревьев, травы, цветника; за растениями после первых заморозков
Животный мир:
Наблюдение за зимующими птицами, их повадками; наблюдение за рыбкой (вуалехвостом)
Неживая природа:
Наблюдение за погодой (холодно, пасмурно, часто идут дожди, возможен мокрый снег), за движением облаков, за силой и направлением ветра, за первым снегом
Труд людей:
Наблюдение за тем, как взрослые готовят растения к зиме: укрывают их, перекапывают почву под кустарниками, убирают опавшие листья.
Конспект прогулки «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие - листопад.
Ход прогулки:
В теплый погожий осенний день, выведя детей на прогулку, предлагаю им отгадать загадки:
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)
Все паны поскидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)
- Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат?
Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой