Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 22:34, контрольная работа
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей складываются правильные представления о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения.
Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
- Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад.
-- Давайте вспомним и повторим все вместе стихотворение про листопад.
Ѽ— Листопад, листопад, Листья желтые летят… - повторяют дети. Легкие листья, вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе.
-- Почему листья так медленно падают на землю, Лиза? Правильно!
Я кладу сухой листик на столик, предлагаю Коле: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Дуют желающие. Сами отбирают понравившийся лист и дуют.
Прошу отобрать один самый красивый, самый понравившийся ребенку листик. С каждым из детей уточняется окраска листика. Демонстрирую его всем: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» Потом начинаю собирать: «Один листок, еще листок и еще… Получилось много листьев - целый букет! Посмотрите, какой у нас букет - пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» Потом уточняю: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень!» Обращаюсь к детям:
«Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместе решаем, что подарить его нужно нянечке Вере Петровне - она ведь не гуляла.
- Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?
С помощью детей уточняю, что осень желтая.
- Золотая осень!
Пою детям припев когда-то популярной песни:
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?
«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?» - обращаюсь я к детям, предлагая каждому задуматься, высказаться. Помогаю им ответить: «Наверное, листьям будет сниться, как они летели медленно на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».
Показываю детям оставшиеся листья и предлагаю из них сделать маленькой Олечке красивый пояс (быстро скрепляя листья веточкой, тут же наряжаю девочку). Всем захотелось иметь такой же пояс.
- Вы набирайте красивые листья, подходите ко мне, а я буду делать вам пояса. Отбирайте самые красивые крупные листья - тогда и пояса будут красивые. Только не спешите, а то я не успею. Делаю также всем шапочки, веночки, сумочки. Получившие поделку могут идти играть, но некоторые остаются, наблюдая за моими действиями.
Во время игры детям предлагается сгрести в охапку листья, подбросить и громко продекламировать:
Листопад, листопад… и т.д.
Дети поиграли и с удовольствием откликнулись на предложение принять участие в подвижной игре «Листопад». Прогулка продолжается.
Конспект «Рассматривание овощей»
Цель: уточнить представления детей о внешнем виде овощей (морковь продолговатая, красного или оранжевого цвета, разной величины, тонкая или толстая, поверхность гладкая; свекла тёмно-бурого цвета, круглая, разной величины; репа жёлтая, круглая, разной величины); сформировать обобщение (овощи выращивают на огороде, употребляют в пищу; это морковь, свекла, репа, редис); упражнять детей в обследовательских действиях; совершенствовать умение сравнивать; ввести в словарь точное определение признаков овощей.
Материалы и оборудование: набор овощей (морковь, репа, свекла разного размера по количеству детей), 3 корзинки.
Ход занятия:
До занятия была проведена экскурсия на огород, где дети рассматривали грядки с различными овощами.
- У меня в руках корзинка
В ней осенние дары
Все чем только я богата
Принесла для детворы
Принесла вам овощи с огородной грядки,
А вот, чтобы их узнать
Загадки нужно отгадать.
Красна - девица сидит в темнице,
А коса на улице.
Ответ (Морковь)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)
Круглый бок, жолтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
Ответ (Морковь)
-Ребята, сегодня мы с вами
продолжаем знакомиться с
- Вы наверно знаете и как выглядят названные вами овощи.
- Саша, подними и покажи морковь. Как ты догадался, что это морковь?
- Потому что она длинная и оранжевая,- отвечает Саша.
- А теперь, Лиза, подними и покажи нам свеклу. Как ты догадалась, что это свекла?
- Она круглая и бардовая.
- А ты, Вадик, покажи нам репу. Как ты узнал её?
- Она круглая и жёлтая.
- А чем же отличается морковь от репы? А морковь от свеклы? Правильно, по форме и по цвету, а ещё по величине!
- Давайте, ребята, проведём ладошкой по нашим овощам и почувствуем, какова на ощупь их поверхность.
- А как можно подтвердить, что овощи круглые? Смотрите, покатилась наша свекла по столу, а за ней репа. Прямо как мячики! Значит действительно они круглые. Попробуйте и вы покатать овощи по столу.
Рядом лежат овощи разные по величине.
- Ребята, посмотрите внимательно на овощи и скажите какие из них больше по величине? А теперь какие меньше? Выберите и отложите в сторонку самую большую морковку (свеклу, репу), а потом самую маленькую. А какого размера морковка (свекла, репа) осталась?
- Молодцы, ребята! А кто мне скажет, для чего нам нужны овощи? (чтобы кушать) Правильно!
- Наша нянечка, Вера Петровна, приготовила
для нас овощи. Она порезала
их на маленькие кусочки, чтобы
каждый из вас смог
«С какими овощами мы сегодня встретились? Что о них узнали? А как вы узнаете морковку (Свеклу, репу), если увидите её в магазине (на грядке)?» Ответы детей.
Ребята, я предлагаю поиграть всем вместе в игру «Кто быстрей».
Разбиваю вас на три команды. Каждой команде я даю по корзинке. В эти корзинки вы должны будете сложить все одинаковые овощи. Первая команда слаживает всю морковку, вторая – свеклу, а третья – репу. Чья команда быстрее соберёт свои овощи, та и будет победительницей.
Наблюдение за рыбкой Вуалехвостом
Цель: Учить узнавать и называть новую рыбку, отличать от золотой рыбки (по короткому округлому телу, короткой голове, длинному, прозрачному раздвоенному хвостовому плавнику); учить выделять общие для рыб признаки (есть голова, туловище, плавники, хвост); развивать умение видеть характерные признаки и вести по ним сравнение; уточнить знания об условиях, необходимых для нормального самочувствия рыбок (в аквариуме должна быть чистая вода, песок, камешки, рыбок надо кормить); использовать слова, обозначающие признаки вуалехвоста; вызвать желание ухаживать за рыбками.
Материалы и оборудование: Аквариум с золотой рыбкой, корм, банка с вуалехвостом
Ход занятия: Ну ка, ребятки! Отгадайте ка загадку:
Дом стеклянный,
В нём жильцы –
Все отличные пловцы.
- Про кого эта загадка? (о рыбках в аквариуме) Почему вы думаете, что речь идёт об аквариуме с рыбками? Как называется рыбка, которая живёт у нас в аквариуме? (золотая рыбка) Правильно!
- Сегодня к нам приплыла новая рыбка. Она будет у нас жить.
Я показываю новую рыбку и прошу детей сказать, кто знает, как она называется.
- Ребята, запомните – эта рыбка
называется вуалехвост. Давайте
все вместе повторим – «
Проношу банку с вуалехвостом вдоль ряда, дети рассматривают рыбку.
Новую рыбку запускаю в аквариум, где живёт золотая рыбка. Дети продолжают наблюдать за рыбками.
- Ребята, посмотрите одинаковой ли величины наши рыбки? Чем отличается туловище по форме? Одинаковой ли величины плавники? Что у рыбок одинаковое, чем они похожи друг на друга? Где живут рыбки? Правильно, в аквариуме! А что они едят? У золотой рыбки есть голова, хвост. А у вуалехвоста? Что нужно рыбкам, чтобы в аквариуме им было хорошо? (Кислород, водоросли, улитки, еда)
Вместе с детьми кормим рыбок, для этого используем два вида корма – сухой и живой. Дети наблюдают за тем, как рыбки хватают корм.
- Как вы думаете, какой корм больше понравился рыбкам?
- Ребята, а как вы узнаете вуалехвоста, если увидите его в другом месте?
Формы фиксации наблюдений:
Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить зарисовки и лепка объектов, рассказы об увиденном, игры, игрушки.
Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, плодов, животных закрепляют их формы в памяти детей. То же значение имеет лепка овощей, фруктов и животных. Рисование и лепку проводят после того, как дети приобретут некоторые конкретные представления о них. Рисование и лепка развивают наблюдательность детей, обогащают их знания. И это естественно: для того чтобы воспроизвести предмет на бумаге или в пластилине, его нужно очень внимательно рассмотреть.
Можно использовать и тематические рисунки. Так, после прогулки или экскурсии, на которой наблюдалось одно из сезонных изменений, воспитатель дает всем детям бумагу определенного формата и предлагает зарисовать то, что они видели и что делали в этот день. Затем отбирает рисунки с наиболее полным отражением наблюдаемого, со слов детей записывает, что изображено.
Из этих рисунков за определенный период времени (месяц, сезон) составляют календарь природы в виде плаката-сводки или книжки-ширмы.
Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Отражение в рисунках сезонных изменений в природе очень помогает закреплению представлений у детей. Кроме того, собранные рисунки можно использовать при формировании понятия о том или ином сезоне. Воспитатель показывает рисунки, прочитывает сделанные на Них записи. Дети вспоминают, что видели на прогулках и экскурсиях, устанавливают последовательность явлений, выявляют некоторые связи между погодой, жизнью растений и животных.
Своеобразной фиксацией наблюдений за растениями может быть приготовление с детьми старших групп гербария.
Собранные и засушенные растения или их части на ту или иную тему прикрепляют на один лист картона, накрывают целлофаном и окантовывают или же каждое растение прикрепляют на отдельный лист картона, а затем все листы собирают в одну папку. Гербарии можно использовать как наглядные пособия на занятиях при проведении беседы о растениях, временах года или в дидактических играх.
Рассказ о виденном имеет громадное значение для развития речи и закрепления представлений. Давая задание для наблюдения, воспитатель должен предупредить детей, что им придется рассказать обо всем, что узнают нового. Эти рассказы позволяют установить, что дети усвоили, что им непонятно, что нужно еще пояснить.
В сюжетно-ролевых играх дети часто воспроизводят воспринятое ими на экскурсиях и прогулках. В них находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети, повторяя то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.
Для фиксации наблюдений можно использовать игрушку, например «Какая сегодня погода». Это доска, в середине которой находится вращающаяся стрелка, а на углах прикреплены картинки, изображающие разную погоду. Дети средней группы, возвращаясь с прогулки, по очереди поворачивают стрелку на ту картинку, которая соответствует погоде данного дня. Дети старшей группы делают это утром, по приходе в детский сад, и после возвращения с прогулки (если погода изменилась).
Образцы календарей природы:
Конспекты занятий по наблюдению за объектами природы:
Конспект занятия «Наблюдение за кроликом» в средней группе
Наблюдение за морской свинкой (примерный конспект занятия с детьми средней группы)
Программный материал.
Внешний вид свинки и ее повадки (как ест, как «умывается»).
Воспитание интереса, желания ухаживать за животными.
Ход занятия.
Воспитатель сдвигает вместе два стола, стелет ма них небольшую клеенку и рассаживает детей.
Воспитатель. Сейчас я посажу на клеенку морскую свинку и дам ей свеклу. Свинка будет есть, а мы будем ее рассматривать. (Берет свинку, сажает на стол и кладет около нее половину неочищенной свеклы. Свинка быстро принимается за еду. Дети смеются.)
Посмотрите, как свинка ест свеклу: она откусывает понемногу. Послушайте, как свинка грызет свеклу. (Дети прислушиваются.)
Женя. А почему свинка так хрустит?
Воспитатель. У нее зубы острые, ими он грызет. Посмотрите теперь, какого цвета у свинки шерсть.
Тома. Она желтенькая и беленькая.
Воспитатель. Да, у свинки шерсть желтая с беленькими пятнышками. Посмотрите теперь, какие у нее глаза.
Нина. Ой, у нее глаза, как у человека.
Владик. Нет, у нее они вылезают, а у человека нет, посмотри на мои глаза.
Воспитатель. Владик правильно заметил, что у светики глаза выпуклые. (Берет у животного свеклу.) Посмотрите, дети, что теперь будет свинка делать.
Животное начинает умываться.
Сережа. Я вижу, как она умывается.
Коля. Как она спину моет?
Воспитатель. Вы понаблюдайте за синими, как она будет себя чистить, как она шапками будет доставать свода саму. Потом мне расскажете. (Берет свинку в руки, гладит ее, показывает детям латки, пальцы.)
Валя. Смотрите, смотрите, на задних лапках у нее только но три пальца!
Воспитатель предлагает детям погладить свинку.
Петя. А ока не кусается?
Воспитатель. Если свинку не обижать, она we кусается. (Дети по очереди гладят морскую свинку
Ну, теперь мы посадим -свинку обратно в клетку. Каждый день вы будете по очереди ее кормить чищеной свеклой и морковью. (Ставит клетку на место.)
В данном занятии воспитатель активизирует внимание детей, включая разнообразные анализаторы (слух, зрение, ощущение),
Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой