Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:01, реферат

Краткое описание

В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.
В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность.

Содержание

1. Введение: НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП
2. ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА
И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ.
3. Джайнизм.
4. Буддизм.
5. Индуизм.
6. Даосизм.
7. Ислам.
8. Христианство.
9. ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

План 2.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, видно, что в данной религиозной  системе идеи ненасилия найти  достаточно сложно. Но тем не менее  в силу того что ненасилие является действительно общечеловеческой ценностью, оно не могло быть не представлено в исламе, в частности в Коране. Во-первых, здесь звучат призывы  к кротости и доброте, обещается  награда для людей богобоязненных, сдерживающих гнев, прощающих ближних. Во-вторых, здесь встречаются призывы  к ненасилию: «Воздай добром за зло, и ты увидишь, как твой враг обратится  тебе в друга и покровителя. Но только человек настойчивый достигнет такого совершенства; только тот достигнет его, кому оказывается особое благорасположение».

Итак, в  исламе, с одной стороны, провозглашается  закон «воздающей справедливости» ¾  «за добро ¾ добро», «за зло ¾ зло»; во имя религиозных принципов оправдывается насилие фактически во всех сферах жизнедеятельности и в отношении человека, и в отношении окружающей среды, но, с другой стороны, здесь приветствуется умеренность, способность сдерживать эмоции, стремление совершать добрые дела.

Христианство. Наиболее последовательно проблема ненасилия решается в христианстве. Основными идеями христианства являются такие, как идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя. Из идеи греховности выросло, с одной стороны, учение о грехопадении как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой ¾ учение об избавлении, спасении. Таким избавителем и спасителем признается Иисус Христос, который принес себя в жертву человечеству, миру. Его добровольная жертва избавила человечество от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению ¾ путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образованию двух полюсов нравственности ¾ добра и зла. Ни в какой другой религии проблема добра и зла не была поставлена так радикально, как в христианстве.

Мир создан Богом, который благ, всемогущ и добр, об этом же свидетельствует концепция  искупления; поэтому в качестве центрального по сложности ставится вопрос о происхождении  зла.

О природе  и происхождении зла, об отношении  зла к Богу (теодицея) в христианстве сложилась достаточно целостная  концепция. Отечественный историк  философии А.П.Скрипник, анализируя христианскую концепцию зла, раскрывает понимание зла в христианской теодицеи. Теодицея ¾ это оправдание Бога за наличное в мире зло. Например, Августин Блаженный предлагал два аргумента: метафизический и эстетический. Согласно первому зло произошло не от Бога, а от небытия, из которого Бог создал мир. Согласно второму зло как контраст добра, его тень, является таковым только для человеческого восприятия, а в целом есть часть всеобщего порядка и служит совершенству Вселенной. Греховность и порок, дурные сами по себе, укрепляют веру и добродетели. С этой целью Бог и «допускает» их возникновение. Августин высказывает также идею о саморазрушении, самонаказании зла, что фактически обосновывает идею непротивления.

А.П. Скрипкин излагает также христианское учение о грехе и природе зла в  свете мифа о первородном грехе. В Новом Завете можно найти  достаточно подробную классификацию  греховных действий и качеств: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клевета, богоненавистничество, обида, самохваление, гордыня, изобретательность  на зло, непослушание родителям, безрассудность, вероломство, нелюбовность, непримиримость, немилостивость и многое другое. Склонность к греху объясняется двойственностью человека, обладающего телом и душой. Добрые начала нередко заглушаются чувственными побуждениями. Так появляется грех, а от него и зло. Первое греховное деяние ¾ грехопадение Адама и Евы. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособности решиться на добро, в незнании Бога и добра, в активном стремлении к пороку. Отсюда, чтобы прийти к спасению, необходимо приобщиться к Богу, преодолеть в себе гордыню. Именно гордыня составляет основу греха и зла. Таким образом, зло ¾ это извращенная, гипертрофированная форма самоутверждения человека.

Ненасилие в христианстве выступает в качестве формы, способствующей самоуничтожению  зла и одновременно в качестве формы укрепления духовности и веры; ненасилие не принижает человека, а возвышает его. Отсюда, в качестве условия осуществления ненасильственного  действия выступают смирение и терпение, которым придается очень большое  значение. Терпение является одним  из качеств смирения, которое по своему значению возводится в ранг одной из важнейших добродетелей.

Смирение  же, как указано в Библейской энциклопедии, ¾ это добродетель, противоположная гордыни. Смирение предполагает убеждение, что человек не имеет ничего своего, но все дарует Бог, и без Божьей помощи он ничего доброго сделать не может. Таким образом, человек всегда должен прибегать к милосердию Божьему. Добавим к этому, что в Новом Завете можно встретить немало призывов смирить гордыню, быть терпеливым, преодолевать лицемерие, т.е. обращать внимание не на внешнюю атрибутику и прилюдное соблюдение обрядов, а на внутреннее по убеждению принятие веры, что является условием спасения.

Итак, путь спасения через смирение предполагает ненасильственные действия человека. По крайней мере, можно выделить три аспекта совершения ненасильственных действий, которые нашли развитие и обоснование в христианстве.

Во-первых, ненасилие исходит из миролюбия  как способности прощать обиды, мирно разрешать конфликты, уважать  потребности и мотивы оппонентов, совершать добрые дела по велению  сердца, бескорыстно.

Во-вторых, ненасильственное действие прямо связывается  с идеей непротивления злу  насилием, поскольку насилие не уничтожает зло, а репродуцирует его с  приростом; поэтому так важно  научиться сдерживать себя, не впадать  в гнев.

В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пассивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто  совершает зло; человек должен не только не оказывать противления  злу, но и отвечать на него добром.

Каково  же нравственное основание ненасильственного  действия, выступающего как миролюбие, как непротивление злу и как  творение добра по отношению к  ненавидящим? Таким основанием является любовь, которая проявляется в  естественном чувстве человеческой благожелательности, в осуществлении добрых дел («вера без дел мертва»). Любовь ¾ это ни естественная привязанность к родным и близким, ни сентиментальное чувство. Любовь ¾ это чистое, просветленное, созидательное приязненное отношение к другим; это образ действий, который вдохновенно и внезапно внушает человеку делать добро всем людям без исключения ¾ как добрым, так и злым; ею обусловлены деяния, совершенные независимо от внешнего влияния, а поэтому независимо от достоинств и недостатков адресата деяния.

В Новом  Завете рассматриваются три вида любви: к Богу, к другим людям и  к самому себе. Первой заповедью  является любовь к Богу, любовь к  другим и к себе ¾ производные от любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая органично соединена с первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ближними согласно христианству следует считать всех людей, потому что все они создания единого Бога и произошли от одного человека. Любовь к себе свойственна всякому человеку по естественному закону. Однако любить себя нужно для Бога и в некоторой своей части для ближних; любить ближних необходимо для Бога, а любить Бога нужно для Него самого и больше всего.

Итак, в  христианстве мы находим достаточно полную характеристику проблемы ненасилия, отличающуюся от других религий обоснованностью  и целостностью, а также нравственной ориентированностью. Гуманизм христианства в этом несомненен: все люди братья, созданные одним Богом, и тот, кто приобщился к Нему, уверовал в Него, будет следовать Его  учению, где приоритет отдается добру, а не злу. Что выберет человек ¾ дело его совести, однако, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае, как и в других религиях, его ожидает наказание.

Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордыню; если человек смирился, то сделать ему следующий шаг  к ненасилию ¾ не так сложно. Таким образом, условием совершения ненасильственного действия является смирение. Само ненасильственное действие выступает, с одной стороны, как миролюбие, умение прощать другим грехи, обиды, оскорбления, с другой ¾ непротивление злу насилием, с третьей ¾ способность отвечать добром на добро. Основанием нравственного поведения является любовь, прежде всего к Богу, а через Него ¾ к другим людям и самому себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека:  области взаимодействия. ¾ М., 1995.

Александрова Р.А., Смолянов А.В. Экология и мораль. ¾  М., 1984.

Баранова В.И. Отношение  к  природе  нравственно активной личности // Экология, культура, образование. ¾ М., 1989. ¾ С. 76¾80.

Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. ¾ М., 1992.

Бганба-Церера В.Р.  Экология  души:  ненасилие ¾  путь  в грядущее.

¾ СПб., 1994.

Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. ¾ М., 1989. ¾ С. 5 ¾11.

Захаров А.А. Религия и экологический кризис. ¾ М., 1990.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. ¾ М., 1997.

Фромм  Э. Иметь или быть? ¾ М., 1990.

Шилин К.И. Экософии религии и этноса. ¾ М., 1997.

 Экология и религия. ¾ М., 1994.

 


Информация о работе Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип