Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 23:21, реферат

Краткое описание

Как самостоятельная наука экология сформировалась в середине прошлого столетия. Термин экология ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г и происходит от греч. oikos, что обозначает «жилище», «местопребывание», «убежище». По Геккелю экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование».
Наиболее современной трактовкой сути экологии является следующая: «Экология – наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, внесенных в среду деятельностью человека».

Содержание

1. Введение 3
2. Человек и природа - история взаимоотношений 5
3. Развитие природоохранной деятельности 10
4. Экологические механизмы охраны окружающей среды. 12
5. Новые механизмы охраны окружающей среды. 15
6. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях
охраны окружающей среды 18
7. Заключение. 20
8. Литература. 20

Вложенные файлы: 1 файл

новые механизмы финансирования охраны окружающей среды.docx

— 421.09 Кб (Скачать файл)
  1. в пределах установленных лимитов;
  2. за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  3. на их воспроизводство и охрану.

 

        Сейчас эти положения пересматриваются, однако принцип платности за использование природных ресурсов, безусловно, сохраняется.

 
         Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например:

 

  • за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы;
  • за пользование водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования;
  • за пользование землей — в виде земельного налога, арендной платы.

 

 Поступающие платежи перечисляют:

 

  • в местный бюджет (города или районы);
  • в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.

 
         Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

 
Плата за загрязнение окружающей среды.

        Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

предусмотрена плата за за негативное воздействие на окружающую среду:

 

    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
    • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
    • загрязнение недр, почв;
    • размещение отходов производства и потребления;
    • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 
         В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание.

 

        Территориальные органы Минприроды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

 
         Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

 
 

Экологические фонды.

 

Для реализации различных природоохранных  задач:

 

  • восстановления потерь в природной среде;
  • компенсации вреда здоровью граждан;
  • строительства очистных сооружений;
  • материального обеспечения эколого-просветительскного направления и т. д.

 

была создана единая система  внебюджетных государственных экологических  фондов.

 

        Фонды функционировали за счет отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий. 
Экологические фонды способствовали также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как:

 

  •   вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
  • выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

 

        Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Только в 1997 г. фактические поступления в фонды составили 1792, 2 млрд. руб.; 42,2% этих средств расходовалось на строительство природоохранных объектов и внедрение экологически чистых технологий. 

 

 
         Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

 

          Предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия.

 

         Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение,  если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер.

 

         Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

 
          Все более актуальными становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения окружающей среды, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического  страхования. Развиваются и другие формы экологического страхования.

 

 

 

6. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

 

         В статье 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ закреплена государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.

 

Основные  направления экологического бизнеса: 

 

          1. Обеспечение энергетической эффективности. Хотя непосредственно деятельность по обеспечению энергоэффективности не связана с охраной окружающей среды,  но за счет экономии ресурсов, в том числе природных, косвенно снижается воздействие и на окружающую среду,  уменьшается потребление природных ресурсов, поэтому важность данной сферы для экологии сложно переоценить. Следует отметить,  что данная сфера экологического предпринимательства является наиболее нормативно урегулированной. 

 

           2. Экологическая сертификация. Добровольное подтверждение соответствия,  которое осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.  Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам,  стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

 

            3. «Зеленое» строительство – самое новое направление экологического

предпринимательства,  тесно связанное  с системами добровольной

сертификации и энергосбережением. Логически и технологически «зеленое» 

строительство тесно связано с  экологической сертификацией и

энергосбережением. «Зеленое» строительство  стало активно

развиваться в контексте подготовки к зимним Олимпийским Играм  в  городе

Сочи в 2014  году.  Российская Федерация  обязалась перед международным

сообществом при строительстве  Олимпийских объектов применять

признанные на международном уровне «зеленые»  стандарты,  в том  числе

использовать общепризнанные «зеленые»  стандарты,  такие как BREAM  и

LEED, в проектировании и строительстве.  В марте 2011 г. Государственной

корпорацией «Олимпстрой»  разработан и утвержден Корпоративный

олимпийский «зеленый» стандарт.

 

        В настоящее время «зеленые стандарты»  применяются добровольно.

 

        Экономически «зеленое»  строительство является более дорогостоящим,

чем обычное,  однако в процессе эксплуатации объектов его более  высокая

стоимость компенсируется в процессе эксплуатации объекта за счет

применения комплекса энергосберегающих  технологий. 

В рамках «зеленого»  строительства,  прежде всего,  строятся «умные» 

жилые дома,  которые накапливают  энергию,  экономят тепло,  максимально

используют природные особенности  участка размещения.  Помимо жилых

домов по принципам «зеленых»  стандартов могут быть спроектированы и

построены офисные здания, и даже различные производственные объекты.

 

           4. Экологическое страхование активно используется в зарубежных странах,

прежде всего США и Западной Европе,  для минимизации экологических

рисков и ущербов. По своим формам экологическое страхование может  быть

обязательным и добровольным. В  Российской Федерации существует только

добровольное экологическое страхование, которое не развивается ввиду  того

что для него нет экономических  условий,  и данный вид страхования  не

востребован бизнесом. 

 

       Если в США и странах ЕС необходимость экологического страхования

возникла объективно после введения высоких размеров компенсаций за

экологический вред,  то в Российской Федерации в настоящее время,  как

правило, выгоднее уплатить штраф, чем  заключить договор и получить полис

экологического страхования.

 

            5. Сбор (приемка), переработка и иное использование отходов.

В США, Японии, Европе, других развитых странах переработка отходов

является прибыльным бизнесом,  куда вовлекаются высокие технологии,

инновации.  Можно предположить,  что осознание необходимости

переработки отходов в указанных  странах было обусловлено следующими

причинами: 

 

  • - ужесточение национального законодательства;
  • - недостаточность земельных ресурсов для захоронения отходов;
  • -  ценность отходов,  из которых может быть выделены многие ценные

          вещества,  включая редкие и драгоценные  металлы,  получен биогаз,

          выработано  электричество. 

 

          К сожалению,  данные факторы пока не играют особой роли в

российской действительности,  и предприятия предпочитают захоранивать

отходы на полигонах,  шламохранилищах  и иных объектах размещения

отходов.  Муниципалитеты также  не   мотивированы в создании

мусороперерабатывающей инфраструктуры.  В итоге проблема переработки 

отходов остро стоит только перед  мегаполисами и крупными городами.

 

       Для развития сферы переработки отходов необходимо как

дополнительное нормативное регулирование  на федеральном уровне

(регламентация процесса переработки  отходов и использования вторичных

ресурсов в производстве,  постепенное  введение запрета на захоронение

отдельных видов отходов),  так  и установление льгот для переработчиков

отходов,  которые бы позволили  сделать данный бизнес ликвидным  и

привлекли бы в него инвестиции.

 

             6. Экологический аудит – независимая,  комплексная,  документированная

оценка соблюдения субъектом хозяйственной  и иной деятельности

требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области

охраны окружающей среды,  требований международных стандартов и

подготовка рекомендаций по улучшению  такой деятельности.

Экологический аудит общепризнанный инструмент системы

менеджмента и отрасль «экологического» бизнеса.

   

 

 

 

Заключение

 

            Из всех рассмотренных механизмов финансирования охраны окружающей среды экологическое предпринимательство является наиболее перспективным, и уже занимает ведущие позиции в экономики большинства развитых стран. Это обеспечивает развитие экономики, что в свою очередь обеспечивает развитие общества. А устойчивое развитие общества предполагает оздоровление не только окружающей среды, но и человека.

            В мире накоплен богатейший опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду. На уровне государств экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности нации в целом путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения. Отдельная компания может не получить немедленной отдачи от вложений в охрану окружающей среды, тогда как в масштабе страны такие преимущества более очевидны, даже если они не всегда обретают четкую денежную оценку. К примеру, введение норм очистки сточных вод может повысить издержки отдельных фирм, но даст, в то же время положительный эффект в масштабах страны благодаря уменьшению заболеваемости населения из-за употребления загрязненной воды. В целом ряде случаев экологически ориентированное производство может повысить и конкурентоспособность отраслей и отдельных компаний. 

Информация о работе Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды