Нормирование экологического состояния территории в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............3
1.Экологическое нормирование………………………………………….…..6
2.Принципы экологического нормирования……………………………….9
3.Понятие экологического благополучия и устойчивости экосистем……12
4. Нормирование экологического состояния территории в России……...15
Заключение……………………………………………………………….….23
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Организационно-управленческий аспект. Согласно этого подхода нормы  – это важнейший элемент управления природопользованием (ландшафтопользованием). В том числе таких видов  деятельности как территориальное  планирование, оценивание, прогнозирование, контроль. Нормы по сути выступают  тем «нулем отсчета», с которым  сверяют состояние ландшафта  при оценивании, прогнозировании, мониторинге.

Социально-экономический  аспект. Исходя из этого подхода  нормы всегда направлены на достижение конкретных целей (сохранение здоровья человека, качества окружающей среды, качества и количества ресурсов и  т.п.). Вместе с тем нормы это  всегда временный компромисс между  экологически желаемым и экономически возможным в данное время. При  введении норм приходится учитывать  реальные возможности существующего  этапа развития общества, его технологии. В процессе совершенствования технологии нормы должны «ужесточаться» по пути приближения к «желаемому». Нормы  – это динамическое образование. Они справедливы лишь на определенный промежуток времени для конкретных природно-хозяйственных условий. При  изменении свойств природной  составляющей, при смене функции  места, при смене технологии нормы  естественно должны меняться.

Информационный аспект. Согласно этому подходу нормы должны опираться  на надежную эмпирическую базу, отвечающую таким требованиям как высокая  достоверность используемых данных, их представительность и достаточность  в пространстве и времени, унифицированность  методик получения данных, их однотипность для сходных природно-хозяйственных  условий, оперативность получения, хранения, обработки данных. Для  надежного обоснования разрабатываемых  норм необходимо использование математических методов.

Принципы, вытекающие из системных  свойств ландшафта («ландшафтные принципы»). «Ландшафтные принципы», основываясь  на свойствах ландшафта как сложной  пространственно-временной системы, призваны учитывать в процессе нормирования такие свойства ландшафтов как пространственная организация (территориальная дифференциация и интеграция; временная организация (наличие различных состояний, изменчивости по сравнению с региональным фоном  и т.п.); типологическое разнообразие и одновременно индивидуальная (региональная) уникальность; тесная взаимосвязь слагающих ландшафт компонентов и более мелких природных комплексов, обусловивших широкое развитие цепных реакций, могущих привести к негативным последствиям и ряд других.

Экологический принцип. Нормирование всегда преследует какую-то определенную цель (одну или несколько). Целевая  ориентированность определяет и  выбор критерия нормирования – антропоэкологического (при основной цели – сохранение здоровья человека) или биоэкологического (сохранение биоты – генофонда, отдельных  видов редких или исчезающих растений и животных). Поэтому согласно  экологическому принципу нормы должны быть направлены на сохранение здоровья людей, генофонда, ресурсо- и средовоспроизводящих способностей ландшафтов.

3. Понятие экологического благополучия и устойчивости экосистем.

Устойчивое развитие, удовлетворяющее  потребностям жизнедеятельности живущих  людей и обеспечивающее жизнь  и развитие будущих поколений, является, безусловно, насущной необходимостью всех стран и народов, всего человечества. Однако есть сомнение в том, насколько  это развитие возможно на базе концепции  «экологической устойчивости», которую  отдельные авторы даже считают неотъемлемой частью процесса устойчивого развития. Понятие экологическая устойчивость подразумевает способность экосистемы сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии  внешних и внутренних факторов. Распространённым синонимом данного понятия является понятие «экологической стабильности». Устойчивость экосистем не может  быть сохранена и обеспечена, если будет нарушен закон внутреннего  динамического равновесия. Под угрозой  будет не только качество природной  среды, но и существование всего  комплекса природных компонентов  в необозримом будущем. Закон  внутреннего динамического равновесия действует как регулятор нагрузок на окружающую среду при условии, что не нарушены «баланс компонентный»  и «баланс крупных территорий». Именно эти «балансы» являются нормами  рационального природопользования, это они должны лежать в основе разработки мероприятий по охране окружающей среды. Суть этого закона состоит в том, что природная система обладает внутренней энергией, веществом, информацией и динамическим качеством, связанными между собой настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает в других или в том же, но в другом месте или в другое время, сопутствующие функционально-количественные перемены, сохраняющие сумму вещественно-энергетических, информационных и динамических показателей всей природной системы. Это и обеспечивает системе такие свойства как сохранение равновесия, замыкание цикла в системе и ее «самовосстановление», «самоочищение».

Системы с высокой резидентной  устойчивостью способны воспринимать значительные воздействия, не изменяя  существенно своей структуры, то есть, практически, не выходя за пределы  равновесного состояния. Поэтому понятие  упругой устойчивости для них  не определено (если система не выходила за пределы равновесия, то, как можно  говорить о возвращении в равновесное  состояние после снятия возмущения). Если внешнее воздействие превышает  определенные критические значения, то такая система обычно разрушается. В технике подобное качество называется жесткостью. Предельные значения внешних  воздействий, которые система способна выдержать без разрушения, соответствуют  запасу жесткости. Когда говорят  о высокой резидентной устойчивости, то имеется в виду именно высокий  запас жесткости данной системы. Это несколько отличается от понятия  высокой стабильности, так как  здесь в первую очередь внимание обращается на неизменность структуры. Тундра, например, обладает высокой  стабильностью, но она очень ранима, у нее малый запас жесткости, то есть малая резидентная устойчивость. Экосистему тундры очень легко разрушить. Достаточно проехать вездеходу. Колеи, которые он оставляет за собой, сохраняются десятилетиями. Такие экосистемы по аналогии с техникой можно назвать хрупкими.

Системы с малой резидентной  устойчивостью для нормального  существования должны обладать высокой  упругой устойчивостью. Они более  чувствительны к внешним возмущениям, под действием которых они  как бы «прогибаются», частично деформируя свою структуру, но после снятия или  ослабления внешних воздействий  быстро возвращаются в исходное равновесное  состояние. При превышении пороговых  воздействий такая система теряет устойчивость, то есть все дальше удаляется  от состояния равновесия. Диапазон воздействий, которые может выдержать  система без разрушения, в технике  соответствует запасу упругости. Таким  образом, степень упругой устойчивости можно оценить как упругостью, определяющей степень сопротивления  внешнему воздействию и скорость возврата в исходное состояние после  снятия воздействия, так и запасом  упругости. В отличие от упругих  систем, пластичные системы после  снятия внешнего воздействия не возвращаются в исходное состояние, а приходят к какому-то другому равновесному состоянию. Так согласно точке зрения оппонентов теории моноклимакса, для  экосистем характерно не одно, а  несколько состояний равновесия (климакса). Таким образом, для пластичных экосистем характерна малая упругая  и малая резидентная устойчивость.

Похоже на то, что резидентная  и упругая устойчивости взаимно  исключают друг друга, точнее, экосистеме трудно развивать оба вида устойчивости. Например, одни леса состоят из деревьев с толстой корой, обладающих повышенной резидентной устойчивостью к  пожарам. Но если такой лес все-таки сгорит, то его восстановление, как  правило, крайне проблематично. Напротив, многие леса очень часто горят (низкая резидентная устойчивость), но быстро восстанавливаются (высокая упругая  устойчивость). Ориентация экосистем  на один из видов устойчивости определяется, как правило, изменчивостью среды: при стабильных условиях экосистемы склонны к более высокой резидентной устойчивости, при изменчивых условиях предпочтение отдается упругой устойчивости.

Природа обоих видов устойчивости состоит в наличии в экосистеме разного рода обратных связей. В  основном это отрицательные обратные связи, которые направлены на стабилизацию параметров экосистемы, возвращая их значения к какой-то изначально заданной величине. Однако немаловажную роль играют и положительные обратные связи, усиливающие благоприятные для  системы изменения, например, в плане  роста и выживаемости организмов. Однако деятельность положительных  обратных связей обязательно должна быть ограничена соответствующими отрицательными обратными связями, иначе ничем  не контролируемая экспансия жизни  может привести экосистему к гибели.

4. Нормирование экологического состояния территории в России

Нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия  на окружающую среду, гарантирующих  экологическую безопасность населения  и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование  и воспроизводство природных  ресурсов в условиях устойчивого  развития хозяйственной деятельности. Разработанные и утвержденные в  установленном порядке нормативы  выступают в качестве стандартов.

Федеральным законом РФ «Об  охране окружающей среды» определены основы экологического нормирования.

Нормирование в области  охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды  заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные  документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и  техники с учетом международных  правил и стандартов в области  охраны окружающей среды.

Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды.

Разработка нормативов в  области охраны окружающей среды  включает в себя:

- проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

- проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке;

- установление оснований разработки или пересмотра нормативов;

- осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

- формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов;

- оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в  целях сохранения естественных экологических  систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся:

- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

- иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды Учитываются  природные особенности территорий и акваторий, назначение природных  объектов и природно-антропогенных  объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также  природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в хозяйственной и иной деятельности для юридических и  физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы  допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных  нормативов допустимого воздействия  на окружающую среду субъекты хозяйственной  и иной деятельности в зависимости  от причиненного окружающей среде вреда  несут ответственность в соответствии с законодательством.

Информация о работе Нормирование экологического состояния территории в России