Нормирование экологического состояния территории в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............3
1.Экологическое нормирование………………………………………….…..6
2.Принципы экологического нормирования……………………………….9
3.Понятие экологического благополучия и устойчивости экосистем……12
4. Нормирование экологического состояния территории в России……...15
Заключение……………………………………………………………….….23
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов  устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия  на окружающую среду субъектами хозяйственной  и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических  нормативов.

Технологические нормативы  устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших  существующих технологий с учетом экономических  и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов могут  устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

 Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов  в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и  микроорганизмов, лимитов на выбросы  и сбросы допускаются на основании  разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды.

Нормативы образования отходов  производства и потребления и  лимиты на их размещение устанавливаются  в целях предотвращения их негативного  воздействия на окружающую среду  в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду  устанавливаются для каждого  источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с  учетом влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды  — нормативы, установленные в  соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных  объектов, обеспечения устойчивого  функционирования естественных экологических  систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды  и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством  о животном мире и иным законодательством  в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства  отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации в области  охраны окружающей среды.

 

Нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду устанавливаются  для субъектов хозяйственной  и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия  всех стационарных, передвижных и  иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

Нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду устанавливаются  по каждому виду воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и совокупному действию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются  природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий. Таким образом, в настоящее время установлены следующие нормативы:

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов  и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Эти нормативы устанавливаются  для оценки состояния окружающей среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического  фонда, охраны растительного и животного  мира

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов  и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) устанавливаются Министерством  здравоохранения России и представляют собой национальные стандарты качества атмосферного воздуха по 479 загрязнителям  воздуха. Введенные в бывшем СССР в 1980-е гг., они основаны на соображениях обеспечения здоровья населения, некоторые  из них также определяются интересами охраны окружающей среды. В России ПДК, как правило, жестче соответствующих  рекомендаций Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), и соблюдать  их порой достаточно сложно.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу  устанавливают для каждого источника  загрязнения в атмосферу при  условии, что выбросы вредных  веществ от данного источника  и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных  веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую  ПДК для населения, растительного  и животного мира. Они устанавливаются  с учетом производственных мощностей  объекта, данных о наличии мутагенного  эффекта и иных вредных последствий  по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам ПДК  вредных веществ в окружающую среду. Если в воздухе городов  или других населенных пунктов концентрация вредных веществ превышает ПДК, а значение ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время  не могут быть достигнуты, вводятся поэтапные снижения выбросов. Таким  образом на каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.3.02-78).

Единой классификации  экологических нормативов (стандартов) в России в настоящее время  не существует.

Аналогичным образом разрабатываются  нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным  сбросам (ВСС) в водные объекты.

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации полей или  иных вредных физических воздействий. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного  мира, благоприятную для жизни  окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимого  уровня безопасного содержания радиоактивных  веществ в окружающей природной  среде и продуктах питания, предельно  допустимого уровня радиационного  облучения населения. Данные нормативы  устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.

Предельно допустимые нормы  применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов  в сельском хозяйстве. Указанные  нормы устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно Допустимых остаточных количеств  химических веществ в продуктах  питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека растительного  и животного мира.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ  в продуктах питания. Они устанавливаются  путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Экологические требования к  продукции. Они устанавливаются  для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому  фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий  на окружающую Природную среду в  процессе производства, хранения, транспортировки  и использования продукции.

Предельно допустимые нормы  нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются с целью  обеспечения наиболее благоприятных  условий жизни населения, недопущение  разрушения естественных экологических  систем и необратимых изменений в окружающей среде.

Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для  охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных  зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.

Заключение

Существенным недостатком  системы экологического нормирования является отсутствие интегральных показателей  предельно допустимого воздействия  на отдельные компоненты природной  среды и экосистемы в целом. Для  обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу  количественного изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется  биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ  и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.

Осваивая все большие  территории планеты, человек продолжает стратегию обеднения видового разнообразия. Этим он все более подрывает способность  природы сопротивляться внешним воздействиям и возвращаться в исходное состояние. Как знать, может быть, роковая черта, за которой начинаются необратимые изменения, уже пройдена. Это значит, что биосфера никогда больше не придет к исходному состоянию. Это значит, что мы вступили на путь глобальных перемен, которые постепенно изменят жизнь на Земле самым коренным образом. Будет ли в этом мире место человеку?

 

 

Список литературы

1. Охрана окружающей среды: Учеб. / Белов С. В., Барбинов А. Ф., Козьяков А. Ф. и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.

2. Бринчук М.М. «Экологическое право» 1998 г.

3. Брылова С.А. «Охрана  окружающей среды».

4. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. «Экология, здоровье и природопользование   в России».

5. Реввель П., Реввель Ч. «Среда нашего обитания».

6. Справочник «Охрана окружающей среды».

7. Одум Ю. «Основы зкологии»

8. А. Н. Матвеев, В. П. Самусенок, А. Л. Юрьев – Оценка воздействия на окружающую среду. Учебное пособие, 2007 г.

9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. - М: ФАИР-ПРЕСС, 2004;

9. www.eco-net.ru

 


Информация о работе Нормирование экологического состояния территории в России