Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.
В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: уяснить сущность и роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, проанализировать современное состояние государственного мониторинга земель Самарской области (на примере полигона государственного мониторинга «Волжский»), разработать основные направления совершенствования мониторинга земель региона.
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-экологов, экономистов по проблемам охраны земельных ресурсов и экологии землепользования, публикации периодической печати, законодательные, нормативные, методические документы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы: научного познания, сравнительного анализа, экономико-статистического анализа.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
1.2 Методы и способы проведения мониторинга земель
1.3 Основные процедуры мониторинга земель
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При ведении мониторинга земель соблюдают принцип взаимной совместимости данных, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц и других показателей.
Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоинформационные системы, основанные на использовании современной компьютерной техники, унифицированных программных средств.
Информацию для ведения мониторинга земель обеспечивают результаты различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.), проводимых с использованием дистанционного зондирования (космические съемки и наблюдения, съемки и наблюдения с самолетов и др.); наземных съемок и наблюдений. Кроме того, используют фоновые данные.
В административных
районах, городах накапливаются
первичные данные локального мониторинга,
характеризующие состояние
Сформированные базы и банки мониторинга земель могут быть использованы органами государственного и муниципального управления; Федеральным агенством кадастра и объектов недвижимости, а также его органами на местах; предприятиями, организациями и учреждениями других ведомств, деятельность которых связана с использованием земель; отдельными гражданами; международными и зарубежными органами и организациями в области охраны окружающей среды, природопользования и землепользования.
2.
Россия располагает
огромными земельными ресурсами, являющимися
национальным богатством страны, однако
используются они крайне неэффективно.
Во многих регионах уровень негативного
воздействия на земли достиг критического
значения. Реальна угроза полного
истощения и загрязнения
Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.
Наличие полной и
достоверной информации — важнейший
фактор при принятии любых управленческих
решений. Помимо ведущей роли в государственном
управлении земельными ресурсами информация
о состоянии и использовании (в
том числе об истории использования)
земель необходима для информационного
обеспечения рынка земель, а также
для целей государственного земельного
кадастра при определении кадастровой
стоимости. Недостаток информации о
свойствах земли как
Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.
Система мониторинга
предполагает работу с большими массивами
разнообразной информации, включающими
различные данные: по структуре региона,
гидрометеорологических измерений, о
концентрациях вредных веществ
в окружающей среде; по итогам картографирования
и аэрокосмического зондирования, о
результатах биологических
Программой определены следующие цели и задачи:
Стратегическая цель: Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации
Первая задача. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.
Задача 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008
В рамках указанной
Федеральной целевой программы
в регионах должны быть разработаны
и реализованы региональные программы
совершенствования
- своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;
обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;
- информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.
Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:
- фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;
- увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).
В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. График работы по данному направлению показан на рисунке 3.2. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).
Рис. 3.2. Увеличение
общей площади изученности
В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.3.
Рис. 3.3. Увеличение
общей площади изученности
Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов.
В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.4.
Рис. 3.4. Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов
На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.
В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:
1) Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;
2) Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;
3) Разработка методик и нормативно-технических документов;
4) Выполнение аэро- и космических съёмок;
5) Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;
6) Обеспечение функционирования сети полигонов;
7) Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
8) Оценка качества земель
9) Разработка схем по использованию и охране земель;
10)Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;
11)Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);
12)Создание и
обновление тематических карт
и атласов состояния и
13)Разработка проектов
перераспределения земель
14)Зонирование межселенных территорий;
15)Формирование баз данных ГМЗ;
16)Информационное
обеспечение заинтересованных
20) Проектирование АС ГМЗ;
21) Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;
22) Подготовка и переподготовка специалистов;
23) Методологическое обеспечение.
Основные показатели реализации программ показаны в приложении 2.
В рамках региональных программ необходимо осуществлять:
- формирование инфраструктуры
пространственных данных
- выполнение работ
выявлению изменений состояния
земель и иных объектов
- прогноз и выработка
рекомендаций по
- информационное
обеспечение деятельности по
ведению государственного
- обеспечение граждан
информацией о состоянии
- иные функций
в области государственного и
муниципального управления
Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:
— фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;
— увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).
В 2004 году общая
площадь изученности состояния
земель в России составляла 60 753,1 тыс.
гектар. Реализация мероприятий по
совершенствованию
График работы по
данному направлению
Таблица 3.1 Увеличение
общей площади изученности
windowtext 1.0pt;border-top: none;background:white;padding:
В 2004 году общая
площадь изученности
Таблица 3.2 Увеличение
общей площади изученности
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Размер изученной площади (тыс. га в год) |
2293,4 |
3440 |
5733,4 |
11467,2 |
Процент изученности |
2 |
5 |
10 |
20 |
В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл.3.3.
Таблица 3.3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Размер увеличения площади (тыс. га в год) |
162 |
162 |
486 |
810 |
Процент увеличения |
1 |
2 |
5 |
10 |
На выполнение данной
задачи должны быть задействованы сотрудники
Управления мониторинга земель, землеустройства
и территориального планирования центрального
аппарата федерального агентства кадастра
и объектов недвижимости, сотрудники
территориальных органов
На современном
этапе социально-экономического развития
России земля в рамках Гражданского
Кодекса РФ отнесена к недвижимости,
вовлекается в оборот и приобретает
свойства товара. В целях объективного
определения налогооблагаемой, залоговой
и кадастровой стоимости