Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:52, курсовая работа
В современных условиях экологические проблемы приобрели глобальный характер. Россия относится к странам с наихудшей экологической ситуацией. Растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом смысле. Человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, результатом чего и стал экологический кризис. Сохранение здоровой окружающей среды есть абсолютная жизненная необходимость не только для человека, но и для государства. Именно государство осуществляет правовое регулирование в сфере взаимодействия общества и природы. Поэтому наиболее актуальной и исключительно важной задачей следует признать обеспечение экологической безопасности общества, где ведущая роль принадлежит Российскому государству. Решающее значение приобретает разработка системы мер по охране окружающей среды: правовых, организационных, экологических, экономических, технических, воспитательных и других.
Введение.
Глава 1. Природоохранное законодательство. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
1.1. Состояние нормативно-правового обеспечения на федеральном уровне.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение на региональном уровне.
Глава 2. Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне.
3.1. Наиболее болезненные экологические проблемы.
3.2. Основные направления государственной экологической политики.
3.3. Экологическая политика российских регионов.
Глава 3. Экологическая безопасность в Воронежской области.
3.1. Характеристика потенциально-опасных объектов.
3.2. Реализация программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.3. Основные направления решения экологических проблем Воронежской области.
Заключение.
Библиографический список.
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Природоохранное законодательство. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
1.1. Состояние нормативно-
1.2. Нормативно-правовое обеспечение на региональном уровне.
Глава 2. Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне.
3.1. Наиболее
болезненные экологические
3.2. Основные
направления государственной
3.3. Экологическая политика российских регионов.
Глава 3. Экологическая безопасность в Воронежской области.
3.1. Характеристика потенциально-опасных объектов.
3.2. Реализация
программ в сфере
3.3. Основные
направления решения
Заключение.
Библиографический список.
Природа не терпит неточностей
и не прощает ошибок.
Р. Эмерсон
Введение.
В современных условиях экологические проблемы приобрели глобальный характер. Россия относится к странам с наихудшей экологической ситуацией. Растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом смысле. Человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, результатом чего и стал экологический кризис. Сохранение здоровой окружающей среды есть абсолютная жизненная необходимость не только для человека, но и для государства. Именно государство осуществляет правовое регулирование в сфере взаимодействия общества и природы. Поэтому наиболее актуальной и исключительно важной задачей следует признать обеспечение экологической безопасности общества, где ведущая роль принадлежит Российскому государству. Решающее значение приобретает разработка системы мер по охране окружающей среды: правовых, организационных, экологических, экономических, технических, воспитательных и других.
Для реализации права на благоприятную окружающую среду требуется не только предусмотренное Конституцией РФ и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» функционирование всех правоохранительных и государственных систем, но и высокая активность самих граждан и их объединений. Государство, как носитель политической власти, обладает особыми полномочиями, направленными на упорядочение своих отношений с гражданами, на обеспечение прав и интересов личности.
В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с международными нормами в области прав человека действует разветвленная система законодательства, направленная на регулирование и защиту права на благоприятную окружающую среду. Но в связи с крайне неблагоприятной экологической обстановкой проблема реализации и гарантированности
данного права становится все более актуальной и для общества в целом, и для отдельного гражданина. Человечество приближается к грани, за которой нарушение экологического равновесия может оказаться необратимым. Это накладывает огромную ответственность на тех, кто принимает экономические и политические решения, от которых зависит состояние окружающей среды и характер использования природных ресурсов. Проблема эта, по сути своей глобальная, требует продуманных и рациональных действий со стороны национальных государств, в том числе и России.
Под экологической политикой я понимаю специфическую деятельность органов социально-политической и экономической системы той или иной страны, которые позволяют оптимальным образом регулировать отношения между человеком и природой. Предпринимаемые для этого шаги должны быть не просто набором отдельных мер по защите окружающей среды, а образовывать систему, позволяющую добиться сбалансированного взаимодействия природы и общества. Экологическая политика выступает в качестве одного из аспектов политики национального государства.
Государственная экологическая политика в России становится все более неопределенной (отсутствует достаточное финансирование со стороны федеральных органов управления, не создаются детальные экологические программы).
Современная информационная база, необходимая для разработки реальной экологической политики на макроэкономическом уровне, пока отсутствует. Любые действия, благоприятным образом влияющие на окружающую природную среду, оказываются, как правило, случайными. Между тем определение и координация экологической политики, забота о качестве окружающей среды — это задачи государства, прежде всего федеральных органов управления.
Экологическая проблема является одной из главных в Российской Федерации, поэтому я считаю тему своей курсовой актуальной. Цель, стоящая передо мной – рассмотрение федеральной и региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в России.
Задачами данной работы являются:
- выявить экологические
- рассмотреть законы, регулирующие экологическую безопасность в Российской Федерации;
- рассмотреть механизмы
Глава 1. Природоохранное законодательство. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
1.1. Состояние
нормативно-правового
Природоохранное законодательство, являющееся основой экологического, представляет собой уникальную модель сочетания федерального и регионального законодательств. Оно опирается в первую очередь на Конституцию РФ, в которой целый ряд статей закрепляют те или иные положения по охране окружающей среды (статьи 9, 36, 41, 42, 58, 71, 72).
Так, статья 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правоотношением; статья 9 закрепляет положение об использовании и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г., сказано: «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». В экологической сфере национальные интересы России заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды, что возможно лишь при обеспечении экологической безопасности.
Современное национальное законодательство в сфере экологической безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя совокупность федеральных законов и подзаконных нормативных актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации в сферах безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды.
Регулирование конституционных экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его интеграции в международное сообщество, вхождению в европейское и мировое правовое пространство
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность определяется как «...состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». Исходя из этого, угрозу экологической безопасности может представлять как деятельность физических и юридических лиц, а также других государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую среду, так и стихийные природные процессы и явления.
В названном Федеральном законе
обеспечение экологической
- как цель сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов (преамбула);
- основа нормирования в области охраны окружающей среды (ст. 19);
Основным механизмом обеспечения экологической безопасности и сохранения окружающей среды является государственный экологический контроль, а главное условие эффективности экологического контроля - наличие качественной нормативно-правовой базы, и в первую очередь законов.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. о «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.
Президент и Правительство Российской Федерации определяют экологическую политику государства, ее задачи и пути реализации, выполняют организационные и контрольные функции в данной сфере; органы управления субъектов РФ, которые осуществляют государственное регулирование и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования в своих регионах.
В обязанности Правительства РФ входит обеспечение экологической безопасности и руководство федеральными органами в области охраны окружающей среды. Статья 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» в числе полномочий Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды называет следующие обязанности:
В ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено создание Правительством РФ специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, который осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и (или) через свои территориальные органы, специализированные инспекции. Для обеспечения своей деятельности в сфере охраны окружающей среды Правительство РФ образует правительственные и межведомственные комиссии, которые разрабатывают необходимые материалы для принятия Правительством решений и осуществляют наблюдение за состоянием экологической безопасности. Кроме того, Правительство РФ координирует работу органов исполнительной власти субъектов РФ, касающуюся совместного проведения природоохранных мероприятий и реализации экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий.
Систему специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды возглавляет Министерство природных ресурсов РФ.
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» и № 161 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования» Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Впоследствии Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а ее функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Министерство природных
К органам, специально
уполномоченным в области
В течение 2005 года
на федеральном уровне
Закон Российской Федерации от 26 декабря 2005 года №183-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличил размеры штрафов, налагаемых на юридические и физические лица за соблюдение природоохранного законодательства.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», закрепившие за органами государственной власти субъектов РФ права принятия решений об образовании природных парков и утверждения положений о них по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.