Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях экологические проблемы приобрели глобальный характер. Россия относится к странам с наихудшей экологической ситуацией. Растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом смысле. Человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, результатом чего и стал экологический кризис. Сохранение здоровой окружающей среды есть абсолютная жизненная необходимость не только для человека, но и для государства. Именно государство осуществляет правовое регулирование в сфере взаимодействия общества и природы. Поэтому наиболее актуальной и исключительно важной задачей следует признать обеспечение экологической безопасности общества, где ведущая роль принадлежит Российскому государству. Решающее значение приобретает разработка системы мер по охране окружающей среды: правовых, организационных, экологических, экономических, технических, воспитательных и других.

Содержание

Введение.
Глава 1. Природоохранное законодательство. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
1.1. Состояние нормативно-правового обеспечения на федеральном уровне.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение на региональном уровне.
Глава 2. Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне.
3.1. Наиболее болезненные экологические проблемы.
3.2. Основные направления государственной экологической политики.
3.3. Экологическая политика российских регионов.
Глава 3. Экологическая безопасность в Воронежской области.
3.1. Характеристика потенциально-опасных объектов.
3.2. Реализация программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.3. Основные направления решения экологических проблем Воронежской области.

Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

2.3. Экологическая политика российских  регионов

Изучение  природных ресурсов, выявление экономической  эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве – одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи:

1. Исследование  структуры, состава, масштабов,  экономической эффективности использования  природных ресурсов на территории  отдельных регионов как естественной  основы формирования региональных  хозяйственных комплексов различного  ранга в макрорегионах.

2. Изучение  территориальных сочетаний природных  ресурсов и перспектив их хозяйственного  освоения в целях комплексного  развития общественного производства  в регионах и выявления наиболее  эффективных схем освоения и  использования природных ресурсов.

3. Экономическая  оценка природных ресурсов и  их территориальных сочетаний  в стране и отдельных регионах.

4. Прогнозирование  тенденций размещения и хозяйственного  использования ресурсов в соответствии  с достижениями научно-технического  прогресса.

Все эти  направления непосредственно влияют на формирование экономики регионов, на формирование межрегиональных производственных связей.

Сочетание природных ресурсов характерно для  любого региона. Элементы природной  среды в целом однородны, но совершенно одинакового сочетания природных  ресурсов в территориальном разрезе  не существует.

В силу размеров нашей страны и  ее федеративного устройства большое значение при формировании национальной экологической политики приобретают ее региональные аспекты. Делегирование части полномочий на уровень субъектов Федерации или муниципальных образований способно придать управлению качеством окружающей среды большую эффективность.

У большинства субъектов  РФ, и без того сводящих концы  с концами только благодаря трансфертам из федерального бюджета, свободных средств на решение экологических проблем нет. Почти во всех областях расходы на экологические цели составляют менее 1 проц. регионального бюджета и только в Карелии, Москве и Ставропольском крае 1,5 процента. Тем не менее российские политики и руководители регионов охотно выступают по вопросам охраны природы. Создан даже неформальный клуб «зеленых губернаторов», обещающих в пределах своей компетенции всемерно содействовать защите окружающей среды. В него входят в основном руководители «сильных» областей, регионов-доноров. Однако даже деятельность «зеленых губернаторов» зачастую противоречива. Так, в Самарской области в пределах национального парка «Самарская Лука» ведется незаконный лов рыбы.

Если же иметь в виду не только «зеленых губернаторов», а  страну в целом, картина получается и вовсе неутешительной. Например, Верховный суд России признал прямым нарушением природоохранного законодательства решения органов государственной власти 73 субъектов Федерации о переводе лесов первой группы в нелесные территории. Отдельные представители власти настаивают на необходимости снять какие бы то ни было экологические ограничители. В Бурятии муссируется идея, будто необходимость считаться с «байкальским фактором» сдерживает социально-экономическое развитие региона.

Значение региональной экологической политики возрастает и в связи с тем, что после и в результате распада СССР субъекты Российской Федерации столкнулись с рядом новых для себя вопросов, а некоторые традиционные экологические проблемы предстали в иной форме. Так, экологическая и эпидемиологическая ситуация обострились на приграничных территориях. Ими оказались Алтайский край, Челябинская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская области. Именно эти регионы, привыкшие себя считать глубинкой и не имевшие налаженного «зеленого» контроля, особенно сильно ощущают на себе последствия геополитических изменений. А так как в СНГ действует безвизовый режим, возникают проблемы, связанные с неконтролируемыми перевозками семян и растений, вывозом ценных пород фауны и пр. Ухудшается и  эпидемиологическая ситуация.

Областям, расположенным на западе России, более интенсивно, чем другим регионам, приходится иметь дело с  трансграничным загрязнением воздуха. По данным Совместной программы наблюдений и оценки переноса загрязняющих веществ  на большие расстояния, суммарные  выпадения подкисляющих веществ  на большие расстояния на европейской  территории России составили в 1999 году более 2 млн. тонн, а восстановленного азота – 736 тыс. тонн. Больше всего  окисленной еры поступает на европейскую  часть России из Украины  (161 тыс. тонн), Польши (99,5 тыс. тонн), и Германии (56,6 тыс. тонн).

Приграничные территории сталкиваются с необходимостью активно участвовать  в поиске наиболее рациональных форм совместного использования природных  богатств с определенными государствами. Обостряется и проблема незаконного  промысла рыбы иностранными судами в  территориальных водах Российской Федерации на Дальнем Востоке.

Совершенно особая тема региональной политики – огромный  экологический  ущерб, причиненный окружающей среде  в результате полномасштабных военных  действий в Чечне. Виной тому и  бомбежки, и использование тяжелой  техники для ведения боевых действий, и минирование обширных территорий, на которых подрываются и люди, и животные.

Так как  каждый регион в России имеет свой типовой состав природных ресурсов и свою специфику естественной среды  обитания, «не может быть универсального для всех регионов экологизированного хозяйственного механизма».5

 

 

 

 

Глава 3. Экологическая безопасность в Воронежской  области.

3.1. Характеристика потенциально-опасных  объектов.

Состояние окружающей среды и здоровья населения - важнейшее условие устойчивого  и сбалансированного социально-экономического развития региона. Воронежская область  характеризуется интенсивным техногенным  воздействием на среду обитания, что  определяет актуальность выявления  зон экологического риска и их геоинформационного картографирования  для целенаправленной профилактики заболеваний населения, обусловленных  качеством окружающей среды. Экологическая ситуация в области определяется прежде всего низким качеством питьевой воды, что связано с повсеместным загрязнением поверхностных и подземных вод, высокими уровнями загрязненности воздуха, особенно в Воронеже, кризисным состоянием системы обращения с отходами производства и потребления, сложной радиационной обстановкой и связанной с ней повышенной онкозаболеваемостью населения.

Зоны  экологического риска в Воронежской  области связаны преимущественно  с крупными градопромышленными агломерациями, потенциально опасными индустриальными  объектами, территориями интенсивного сельскохозяйственного освоения. Это  – Воронежская, Лискинская, Россошанская урбанизированные территории с мощным техногенным прессингом на окружающую среду, локальные зоны воздействия  действующей Нововоронежской АЭС, крупных промышленных предприятий  и горнопромышленных объектов (ОАО  «Павловскгранит», ОАО «Подгоренский  цементник», ОАО «Семилукский огнеупорный  завод» и др.), полигоны твердых промышленных и бытовых отходов, склады хранения пестицидов в сельской местности  и т.д. К наиболее опасным видам  загрязнения региона относится  химическое загрязнение окружающей среды объектами автодорожного  комплекса, предприятиями теплоэнергетики, химической промышленности (ОАО «Воронежсинтезкаучук», Россошанское ОАО «Минудобрения» и др.), пищевой отрасли (сахарные заводы, мясокомбинаты); широкое применение ядохимикатов в аграрном секторе.6

В областном  центре (г. Воронеж) локальные зоны экологического риска обусловлены высокой промышленно-транспортной нагрузкой на городскую среду  обитания в отдельных районах  левобережного сектора вблизи Ленинского пр., ТЭЦ-1, ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Амтел-Черноземье», Коминтерновского района вблизи Московского пр., Центрального автовокзала, ОАО «Тяжэкс», а внутригородское  Воронежское водохранилище по параметрам микробиологического загрязнения  соответствует уровню экологического бедствия. В ряде зон экологического риска отмечено достоверное ухудшение  состояния здоровья населения, проявляющееся  в росте репродуктивной патологии, болезней иммунной системы, злокачественных  новообразований, увеличении заболеваемости детского населения в целом.

 

3.2. Реализация программ  в сфере природопользования и  охраны окружающей среды.

Для выхода из сложившейся в области весьма неблагоприятной экологической  ситуации улучшения качества жизни  и здоровья населения в том  числе посредством снижение удельных уровней воздействия

на окружающую среду, ликвидация прошлых и недопущение  дополнительных опасных экологических  последствий хозяйственной деятельности.

Среди конкретных направлений региональной экологической  политики в Воронежской области:

♦ снижение уровня выбросов в атмосферный воздух, как от стационарных, так и от подвижных (автотранспорта) источников загрязнения;

♦ повышение  качества питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, улучшение качества поверхностных  и поземных вод, реабилитация и восстановление водных объектов, сокращение сбросов  загрязняющих веществ в составе  сточных вод;

♦ энерго- и ресурсосбережение; создание эффективной  системы обращения с отходами производства и потребления; развитие системы переработки вторичных  ресурсов; ликвидация нелегальных свалок;

♦ сохранение и восстановление сохранившихся  в области природных систем, биологического разнообразия, развитие сети особо  охраняемых при-

родных  территорий;

♦ развитие возобновляемых источников электроэнергии (солнечных, ветровых и низкотемпературных геотермальных), вывод из эксплуатации

остановленных 20 лет назад 1 и 2 блоков НВАЭС ,

прекращение работы устаревших 3,4 и 5 блоков

НВАЭС ;

♦ восстановление и поддержание плодородия почв, развитие агролесомелиорации, развитие органического  сельского хозяйства; — переселение  жителей из санитарно-защитных зон  предприятий или изменение технологий производства, позволяющих сократить  размеры санитарно-защитных зон;

♦ расширение, а не сокращение, озелененных территорий в городах и поселках, освобождение незаконно застроенных общественных рекреационных территорий (пригородных  лесов и парков,

берегов водоемов);

♦ поддержка  создания экологически безопасных производств, повышение экологической ответственности  хозяйствующих субъектов;

♦ усиление государственного экологического контроля и мониторинга; — расширение экологической  информации, развитие экологического просвещения, формирование экологической  культуры.7

3.3. Основные направления  решения экологических проблем  Воронежской области.

В Воронежской  области действует распоряжение О разработке проекта областной  целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010-2014 гг." Согласно этому распоряжению в основе стратегии устойчивого развития общества находятся три взаимосвязанные сферы жизни общества: экономика, экология и социальные процессы. В системе внутригосударственных и международных отношений большая часть 20-го столетия прошла под знаком доминирования экономики, и далеко не приоритетной была роль человеческого фактора в обеспечении экологической безопасности при развитии экономики. И только в конце века человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют предел саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо.

В этих условиях целью государственной политики в области обеспечения экологической  безопасности как одного из ключевых условий развития Воронежской области  является улучшение качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития области, а также реализация конституционных прав человека и  гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии, возмещение ущерба, наносимого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции  РФ), реализацию конституционной обязанности  каждого по сохранению природы и  окружающей среды (ст. 58 Конституции  РФ).

Считать приоритетными следующие направления  природоохранной деятельности:

- повышение  уровня экологической безопасности области;

- повышение  качества жизни населения на  основе повышения качества окружающей  среды;

 

- развитие эколого-просветительской сети;

организация информационной поддержки формирования экологической культуры населения  со стороны региональных средств массовой информации;

- развитие  системы особо охраняемых природных  территорий (далее - ООПТ) и работ  по восстановлению биоразнообразия  на ООПТ;

- улучшение  качества поверхностных и поземных  вод, реабилитация водных объектов;

- увеличение  доли вторичных ресурсов, извлекаемых  из отходов производства и потребления;

- реабилитация природных объектов;

- создание  системы обращения с отходами  производства и потребления на территории поселений;

- снижение  негативного воздействия выбросов  автотранспорта на атмосферный воздух;

- повышение  доли компенсационного озеленения  и создание новых объектов озеленения;

Информация о работе Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне