Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обзор и анализ литературы об основных положениях учения аллергии и видах аллергии.
Достижение поставленной цели предопределило основные задачи курсовой работы:
o поиск литературы об основных положениях учения аллергии и видах аллергии;
o анализ найденной литературы;
o выбор литературы, наиболее приемлемой для раскрытия данной темы.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………....3
1. Основные положения учения об аллергии………………………....4
1.1 Вклад в учение об аллергии зарубежных учёных ……………..4
1.2 Вклад отечественных учёных…………………….……………..6
1.3 Классификация аллергенов……………………………………...7
2. Виды аллергии………………………………………………….…….8
2.1. Природа сенсибилизирующего и разрешающего аллергенов...8
2.2. Классификация типов гиперчувствительности………………..10
2.3. Классификация Ф. Джелла и Р. Кумбса………………………..11
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Виды аллергии.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

                Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ГАГАРИНА Ю.А. 
 

Факультет экологии и сервиса 

Специальность экология 

Кафедра «Экология» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии» 
 
 

                                                                   Выполнила студентка группы 

                  ЭКЛ-41 Батт Е.С.  

                                                                 
     

Руководитель  проекта ________________   д.б.н., профессор  Тихомирова Е.И. 

Члены комиссии          ________________          

                                      ________________          

Зав. кафедрой ЭКЛ     _________________ д.б.н., профессор Тихомирова Е.И. 
 
 
 
 
 

Саратов 2012. 

Содержание:

    Введение………………………………………………………………....3

  1. Основные  положения учения об аллергии………………………....4
    1.  Вклад в учение об аллергии зарубежных учёных ……………..4
    1.  Вклад  отечественных учёных…………………….……………..6
    1.  Классификация аллергенов……………………………………...7
  1. Виды аллергии………………………………………………….…….8

    2.1. Природа сенсибилизирующего и разрешающего аллергенов...8

    2.2. Классификация типов гиперчувствительности………………..10

          2.3. Классификация Ф. Джелла и Р. Кумбса………………………..11

    Заключение……………………………………………………………….13

    Список литературы………………………………………………………14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В организме нет процессов  и реакций, ориентированных только  на повреждение. Все они носят  приспособительный и защитный  характер и лишь при определенных условиях или дефектах в них, могут оказывать повреждающий эффект и служить основой развития патологических процессов. В полной мере это относится и к аллергии.

     Вместе с тем, со времен Клеманса  Пирке, который в 1906 ввел термин  аллергия, обозначающий иное действие (allos - иной  ergon - действие) и до наших дней под аллергией подразумевают только повреждение, приводящее к болезни. Причем, эволюция представлений об аллергии как о повреждающей реакции со временем все более конкретизировалась. Так, например, в 1906 г. К. Пирке давал следующее определение аллергии: "Измененная чувствительность к субстанциям, с которыми организм ранее контактировал" [1]. В 1994 г. А. Д Адо уже так определял аллергию - "иммунная реакция организма на какие-либо вещества антигенной или гаптенной природы, сопровождающаяся повреждением структуры и функции клеток, тканей и органов" [2]. 
 

          Целью работы является обзор и анализ литературы об основных положениях учения аллергии и видах аллергии.

         Достижение поставленной цели предопределило основные задачи курсовой работы:       

    • поиск литературы об основных положениях учения аллергии и видах аллергии;
    • анализ найденной литературы;
    • выбор литературы, наиболее приемлемой для раскрытия данной темы.
 
 

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

     1.1. Основные положения учения об аллергии

     Иммунные реакции в ходе эволюционного развития организмов сформировались как защитные, направленные на элиминацию патогена и поддержание гомеостаза. В норме их развитие не приводит к повреждению клеток и тканей. Однако, как было впервые замечено в начале XX столетия, в определенных ситуациях иммунные реакции могут выступать индуктором патологических процессов в органах и тканях, приводить к нарушению их функции и структуры. Такие неадекватные, извращенные иммунные реакции, приводящие к патологическим процессам в тканях, были названы реакциями гиперчувствительности или аллергическими.

     Аллергией принято называть различные состояния изменений реактивности организма, важным выражением которых является повышение его чувствительности к различным воздействиям среды. Такое понимание было вложено в этот термин его автором — австрийским педиатром Клеменсом фон Пирке (1906), который ввел термин аллергия для объяснения наблюдаемых им совместно с его учеником Шиком явлений сывороточной болезни и различных изменений реагирования организма ребенка при инфекционных заболеваниях. С рядом изменений и дополнений это понимание аллергии принято сейчас во всех странах мира. Пирке дал следующее определение аллергии:

     Вакцинированный относится к вакцине, сифилитик — к возбудителю сифилиса, туберкулезный — к туберкулину, получивший сыворотку — к последней — иначе, чем индивидуум, не встречавшийся с этими агентами. Он, однако, очень далек от состояния нечувствительности. Все, что мы можем о нем сказать — это его реактивность является измененной.                                                                             Пирке и Шик изучали и сравнивали инкубационный период при детских инфекциях и сывороточной болезни. Авторы наблюдали, что в то время, как при инфекционных болезнях во время инкубационного периода возбудители размножаются в инфицированном организме, при сывороточной болезни, наоборот, содержание антигена (лошадиной сыворотки) к крови больных (по пробе на преципитацию в пробирке) уменьшается в течение первых 7 дней после введения сыворотки. После повторных введений сыворотки скорость удаления антигена из крови становится еще большей. Авторы сравнивали картину первичной и вторичной сывороточной болезни с реакциями организма на вакцинацию и ревакцинацию, с первичным и вторичным течением кожной туберкулиновой реакции [3].

     Ускорение реакций на повторное введение чужеродной сыворотки при ревакцинации Пирке считает аллергическим.

     Формы аллергических реакций, которые развиваются особенно быстро и отличаются большой интенсивностью повреждающего действия на ткани, называют гиперрергией (Rossle, 1924). Гиперергическим воспалением называют, например, феномен Артгоса. Уменьшение аллергической реактивности организма иногда называют гипергией.

     Полное отсутствие реактивности организма, например к туберкулину, называют анергией. Положительной анергией называют снижение реактивности организма к возбудителю инфекционного заболевания на фоне выздоровления, например при туберкулезе. Отрицательной анергией называют отсутствие реактивности организма больного к возбудителю на фоне тяжелой интоксикации и истощения организма от инфекции (туберкулез, пневмония).

     Начало учению об аллергии положили работы Р.Коха, Ш.Рише и П.Портье, М.Артюса, К.Пирке и Б.Шика. Р.Кох при изучении туберкулезных бацилл впервые заметил, что их введение в кожу животного, зараженного туберкулезом, вызывает сильный местный воспалительный процесс с образованием гранулемы, в то время как у здоровых животных такая инъекция вызывала лишь незначительную местную реакцию.

     В 1902 г. французские ученые Ш. Рише и П.Портье во время изучения токсина медуз, который, как они полагали, вызывал ожоги кожи, наблюдали гиперреакцию на него, которая в ряде случаев проявлялась в виде анафилактического шока. Для обозначения такой гиперреакции они предложили термин anaphylaxis (неудачно переведенный с греческого языка как анафилаксия), стараясь подчеркнуть характер реакции на антиген, противоположный prophylaxis.

     В 1903 г. М.Артюс впервые сообщил о местной форме анафилаксии, которая позднее стала известна как реакция Артюса. Было обнаружено, что внутрикожное введение предварительно сенсибилизированному животному антигена вызывает развитие местной воспалительной реакции, сопровождающейся интенсивной инфильтрацией ткани лейкоцитами, геморрагиями и сосудистым некрозом.

     В 1905 г. К.Пирке и Б.Шик заметили, что введение лошадиной противодифтерийной и противостолбнячной сыворотки в больших дозах способно приводить к системному заболеванию, сопровождающемуся лихорадкой, высыпаниями на коже и в ряде случаев поражением суставов и почек. В дальнейшем это заболевание получило название «сывороточная болезнь».

     Для обозначения извращенных форм иммунных реакций в 1906 г. К. Пирке вводит понятие «аллергия», которое в переводе с греческого языка означает «измененная реактивность».

     1.2. Вклад отечественных учёных

     В учение об аллергии внесли вклад и отечественные ученые. Так, А.М. Безредка (1907) активно работал над созданием первой лечебной пыльцевой вакцины для специфической иммунотерапии поллиноза, много работ посвятил аллергии А.А. Богомолец. Первые препараты инфекционных аллергенов в Украине создавал А.Е. Вершигора. Большой вклад в развитие отечественной аллергологии сделала Е.Ф. Чернушенко и другие [4].

     В последующих исследованиях было обнаружено, что в основе аллергических реакций лежат иммунные механизмы, подобные тем, которые организм использует для защиты от инфекций и для отторжения чужеродных тканей. Также было установлено, что аллергические реакции развиваются только предварительно сенсибилизированным организмом. Аллергизация (сенсибилизация) – это процесс, приводящий к формированию специфической чрезмерной чувствительности организма к антигену, проявляющийся появлением в организме специфических антител или эффекторных Т-клеток ГЗТ. Аллергизация организма происходит в результате проникновения аллергенов в организм или контакта с ними.

     1.3. Классификация аллергенов

     Аллергены – это вещества, обладающие способностью вызывать аллергические реакции в организме. Им присущи основные свойства антигенов – антигенность, иммуногенность, специфичность. Все аллергены могут быть разделены на экзоаллергены и эндоаллергены, аллергены инфекционной и неинфекционной природы.

   Экзоаллергены находятся в окружающей  среде человека и разделяются  на следующие виды:

  1. Пищевые аллергены (цитрусовые, шоколад, кофе, мед, ягоды, орехи, яйца, рыба, молоко, куры, сахар, яблоки, морковь, картофель, мука и др.).
  2. Бытовые аллергены (домашняя пыль, шерсть, шелк, грибы, сухой корм для рыб).
  3. Эпидермальные аллергены (шерсть различных животных, перхоть лошадей).
  4. Бактериальные аллергены.
  5. Грибковые аллергены (споры плесневых и дрожжевых грибов). В основном это непатогенные формы грибов.
  6. Вирусные аллергены.
  7. Лекарственные аллергены (антибиотики, витамины, сульфаниламиды, гормональные препараты и др.).
  8. Гельминтные аллергены.
  9. Инсектные аллергены (яд пчел, комаров, частицы покровов насекомых).
  10. Промышленные аллергены. Чаще это гаптены, которые при соединении с белками становятся полноценными аллергенами — соли тяжелых металлов, дубильные вещества, эпоксидные смолы, стиральный порошок и т.д.
  11. Пыльцевые аллергены (пыльца сорных трав, злаковых, кустарников).
  12. Например, пыльца травы тимофеевки содержит до 30 антигенов.

     Эндоаллергены — это аллергены, которые постоянно находятся в организме здорового человека, но окружены барьером, который не допускает их попадания в общий кровоток. Сенсибилизация ими организма происходит только при повреждении каким-либо воздействием (травмой, патологическим процессом) барьеров. Главными из них являются тиреоглобулин щитовидной железы, миелин мышечных волокон, белок хрусталика глаза, белки нервных стволов, сперма.

     Гиперчувствительность — повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу. Гиперчувствительность является нежелательной излишней реакцией иммунной системы и может привести не только к дискомфорту, но и к летальному исходу [5].

2. Виды аллергии

     Существует несколько классификаций аллергий [6], в основу которых положены различные критерии. Наиболее обоснованными, значимыми и информативными являются критерии, основанные на особенностях патогенеза реакций гиперчувствительности (классификация Джелла и Кумбса), характера аллергенов, происхождении аллергизирующих AT или сенсибилизированных лимфоцитов и времени развития клинических проявлений после воздействия разрешающего агента.

     2.1. Природа сенсибилизирующего и разрешающего аллергенов

Информация о работе Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии