Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее эффективные методики и приёмы экологического воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
5
1.1
Роль и место экологии в современном обществе
5
1.2
Экологическое образование в настоящем и будущем
6
1.3
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси
8
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
10
2.1
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
10
2.2
Возрастные особенности старших школьников в процессе учебной деятельности
12
2.3
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании
15
3
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
16
3.1
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.
16
3.2
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе
18
3.3
Формы и методы экологического овспитания
19
3.4
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы.
22

ВЫВОДЫ
23

ЛИТЕРАТУРА
24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

 Были поставлены следующие  задачи:

- интегрировать экологическое  образование во все уровни  преподавания

-пересмотреть школьные программы,  акцентируя приоритет общественных  экологических организаций в  этой сфере деятельности

- внедрять в повседневную практику экологически приемлемый жизненный стиль.

В содержании современного экологического образования господствует философия антропоцентризма. Она рассматривает природу как некую реальность, изначально предназначенную  быть источником разнообразных ресурсов и средств удовлетворения различных потребностей человека. Антропоцентрическая парадигма в содержании экологического образования проявляется в господстве академического обучения, в определенном  навязывании учащимся содержания, способов и методов учебной и внеучебной деятельности. Содержанием современного экологического воспитания должно стать обучение стратегиям позитивных умений, основанных на осознании каждым человеком своей сопричастности к возникновению экологических проблем и ответственности  за состояние окружающей среды на локальном, национальном и глобальном уровнях.

 

    1. Состояние экологического образования  в общеобразовательных школах Республики Беларусь

 

В Беларуси с учётом мирового опыта  была разработана и внедряется Концепция образования в области окружающей среды. Она опирается на ведущие международные и отечественные документы.

 Для обеспечения реализации  на практике основных положений  Концепции образования в области  окружающей среды разработана  Республиканская программа совершенствования в области окружающей среды ( 1999 год), в которой сформулированы требования к содержанию образования, намечены основные пути достижения целей, стоящих перед системой образования в области окружающей среды.

  Система экологического воспитания, по утверждению белорусских исследователей, должна строится на принципе непрерывности обучения. Непрерывность экологического образования достигается  прежде всего, в рамках формального образования, которое включает  дошкольную, школьную, профессиональную ступени, а также послевузовское образование.

 Основная аудитория, охваченная экологическим образованием- дети и подростки.

 В настоящее время на стадии  обсуждения находится Республиканский  проект многоуровневой интегрированной  программы по образованию, воспитанию и просвещению в области окружающей среды. В программе  использован международный термин « образование в области окружающей среды», закреплённый Конвенцией ООН.

 Белорусская Республиканская  программа является продолжением  мер по формированию эффективной государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и основывается на концепции  образования в области окружающей среды,  также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. 

  В Беларуси накоплен значительный  опыт работы по образованию  в области окружающей среды  на 1991-1995 год, на государственном  уровне образования об окружающей  среде рассматривается как единый  процесс.

  Причиной низкого уровня  экологического образования в  современной школе, по мнению  педагогов и научных сотрудников,  является отсутствие  системной  реализации непрерывного экологического  образования. Но, что касается содержания современного экологического образования в общеобразовательных школах РБ, то оно характеризуется полным отражением всех основных межпредметно-экологичсеских идей; значительным объёмом экологических знаний и некоторым отражением необходимости формирования у школьников бережного и ответственного отношения к природе.

  Такое отношение к природе  должно предполагать  обращение  не только к интеллектуальной, но и к эмоционально- волевой  стороне личности. Частичное решение  данной проблемы видится в  совершенствовании содержания и  методического аппарата учебников, в разработке специальной системы заданий, направленных на развитие  ценностных ориентаций, формирование умений и навыков оценивать поступки людей в природной среде, анализировать противоречивые точки зрения, отстаивать личные убеждения в необходимости охраны родного края.

 Существенным недостатком  современного экологического воспитания в нашей стране является слабое отражение вопросов экологической этики, общей и социальной экологии в содержании предметов естественно-научного цикла. Не приносят ожидаемого результата декларативные призывы авторов ныне действующих учебников относиться к природе бережно и рационально.  Рассмотрение проблем охраны природы родного края на страницах отечественных учебников носит преимущественно нейтральный характер, и не согрето чувством любви, тревоги, заботы или радости за окружающую природу.

  Изложение материала, не  затрагивающее ни разума, ни чувств школьника, отрицательно влияет на характер усвоения знаний, формирование нравственной позиции личности, как важнейшей основы экологической ответственности.

  Экологические знания, представленные  в школьных учебниках, во многом фрагментарны, поверхностны и не составляют стройной логической системы. Вопросы охраны природы и ответственного отношения к ней в школьных учебниках, в большинстве случаев, носят формальны, как бы необязательный характер.

  Принципиальным, существенным  недостатком современного экологического  образования в стране является  и то, что содержание и методы школьных предметов не нацеливают учащихся на решение конкретных экологических задач и проблем, существующих в том районе, где они проживают.

 Качественное совершенствование  реальной практики  формирования  у школьников ответственного  отношения к природе требует  широкого привлечения достижений современных наук о природе и человеке; создания и внедрения в общественное сознание, педагогическую теорию и школьную практику новой экоцентрической парадигмы экологического образования.

  Анализ содержания белорусских  учебников по экологическому  воспитанию и анализ школьных программ позволил сделать следующие основные выводы:

-все основные школьные предметы  обладают значительным эколого-образовательным  потенциалом и вносят определённый  вклад в формирование у учащихся  бережного и ответственного отношения к природе.

-программы предполагают академический  стиль обучения, т.е.  преподнесение  знаний «в готовом виде»; уделяют мало внимания развивающей стороне обучения. Слабо ориентируют педагогов на необходимость формирования самостоятельной, творческой деятельности учащихся по исследованию и охране природы родного края.

- в содержании многих школьных  предметов осуществляется рассмотрение  живых организмов с точки зрения  возможности их использования  в хозяйственной деятельности  человека. Обращает на себя внимание полное отсутствие в программах учебных курсов всякого указания на необходимость формирования у школьников бережного и ответственного отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.

 

Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние  экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

 Н.Рерих  говорил, что « жизнь может  быть преображена утверждающим понятием культуры».

  Ухудшение  экологической ситуации в стране, крайняя заниженность нравственных  ценностей, рост жестокости в  детской среде и число молодых  людей, ставших жертвами алкогольной  и наркотической зависимости,- это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и, собственно, экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях- добре, самоограничении, созидании.

  Экологическое  воспитание представляет собой  целенаправленное воздействие на духовное развитие подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений.

  Человека, наделённого  экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. Возрастные индивидуальные различия подростков в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

   А  ведь окружающий подростков мир   чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и  социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир слов, мимики, жестов и, наконец, внутренний мир самого подростка. И с каждым из этих миров подростку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии, т.е. жить экологично.

  Чаще всего взрослые-родители, педагоги- пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у подростков позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт взаимоотношений с окружающим миром, подросток развивается как личность- духовно, интеллектуально, нравственно.

   Однако, зачастую, опыт старшего  поколения слабо концентрируется,  растворяется на экологических  ценностях, не отвечающих новому  времени. Ведь многие поколения  воспитаны в духе потребления,  в духе покорителей природы. И поэтому в вопросах экологического воспитания более адекватным становится педагогическое сопровождение- ненавязчивый совет, аргументация доводов.

 Не покрывая всего воспитательного  пространства, под влиянием которого  происходит развитие личности подростка, такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию подростков, приобщение их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувство отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.

  Наиболее существенным моментом  в экологическом воспитании у  подростков является перевод  их сознания в другую ипостась- из природопотребительской в природосберегающую. Этому служит преодолении в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи  и зависимости друг от друга.  Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек- часть природы и потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё гармонии , ритму, целесообразности. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы  себя и садовником и рачительным хозяином.

  В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание подростков в этом направлении, таков и воспитательный эффект. Существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании подростков, является  низкая экологическая культура самих родителей.  Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей со школой.

 В отличие  от семьи, экологическое образование  и воспитание в школе возложено  на профессиональных педагогов  и психологов. В экологическом  образовании молодёжи школа выносит на себе основной груз.

 Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии.

 

    1. Возрастные особенности старших школьников в процессе обучения и воспитания

 

Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения  учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего  и последующего этапов обучения?

Дело в  том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу.

Между тем возрастное своеобразие  этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников.

Для того чтобы в каждый момент работы точно знать, на какие  силы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а  что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет в психологическом содержании данного периода развития. Без этого мы существенно ослабим свое влияние на школьников, лишим себя мощных рычагов воздействия на их деятельность и личность.

В плане умственного  развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает  личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь  приобретает особую аффективную  окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением  к выработке своего мировоззрения.

Назначение периода юности в  жизни каждого человека состоит  в том, чтобы расширить горизонты  познания реального мира, других людей  и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.

Информация о работе Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников