Отчет по практике в ЗАО Ариада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:42, отчет по практике

Краткое описание

Целью данной работы является применение методики пределов допустимых изменений в оценке воздействия на окружающую среду машиностроительного предприятия (на примере ЗАО «Ариада»).
Задачи работы:
изучить методику ПДИ;
адаптировать методику ПДИ, выбрав индикаторы нагрузки на окружающую среду со стороны предприятия;
провести пошаговое применение методики;
сделать выводы;
предложить комплекс мероприятий по снижению воздействия предприятия на окружающую среду.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояние вопроса……………….
Характеристика объекта исследования………..
Физико-географическое положение ЗАО «Ариада» …….
Рельеф…….
Влияние ЗАО «Ариада» на атмосферу…..
Почвы и влияние производственной деятельности ЗАО «Ариада» на нее
Влияние на воду ………
Зеленые насаждения на территории предприятия ЗАО «Ариада»………………….……
Социально-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Ариада»…….
Глава 2. Теоретические аспекты…………………….
2.1. Обзор литературы…………..
2.2. Методика исследования…………
Глава 3. Возможности использования методики ПДИ в ОВОС ЗАО «Ариада»
3.1. Применение методики ПДИ
3.2. Рекомендации по улучшению и поддержанию благоприятного состояния природной среды для территории предприятия ЗАО «Ариада»

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 292.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, составление определений и описаний классов соответствия на шаге втором ПДИ позволяет дать оценку существующему  и планируемому рекреационному развитию, допустимому для каждого из участков и для охраняемой территории в  целом в терминах состояния природных  ресурсов, социальных условий и основных целей управленческих задач для  каждого из классов.

ШАГ ТРЕТИЙ: выбор индикаторов состояния  природных ресурсов и социальных условий.

Анализ состояния  природных ресурсов и социальных условий предусматривает обязательное сравнение их с предшествующими  показателями для выявления негативных или позитивных тенденций происходящих процессов. Отслеживание происходящих изменений, именуемое обычно мониторингом, осуществляется по одному или нескольким показателям состояния природной  и социальной среды. Такие показатели принято называть индикаторами, которые  фиксируют изменения экологических  и социальных условий на участках рассматриваемой охраняемой территории в соответствии с определенным на шаге втором ПДИ классом соответствия. В итоге, шаг третий ПДИ призван выделить один или несколько индикаторов, позволяющих определить состояние и степень изменений в пределах данного класса соответствия природной и социальной среды и на их основании спроектировать управленческие действия для сохранения, поддержания или восстановления желаемого состояния участка.

Индикаторы  не представляют собой результирующих показателей рекреационного и туристского  воздействия, а являются только лишь количественным и качественным описанием  наиболее существенного и показательного в рамках проводимого мониторинга  воздействия. Суть в том, что осуществление  мониторинга каждого из показателей  состояния природной среды представляет собой сложную задачу, поскольку  даже самые совершенные программы  обработки получаемых данных могут  учесть ограниченное число показателей. С другой стороны, никакой индикатор или группа индикаторов не дает полного представления о состоянии природной И социальной среды. Поэтому выбор индикаторов должен способствовать адекватному определению состояния и степени изменений в пределах данного класса соответствия природной и социальной среды и проектированию на их основании управленческих действий для сохранения, поддержания или восстановления желаемого состояния участка территории.

В рамках перечисленных  обобщенных категорий следует выделить один или более индикаторов, определяющих состояние того или иного фактора. Однако на практике выбираемые индикаторы должны удовлетворять достаточно очевидным  критериям:

- измеряемость в численном выражении;

- прямое отношение  к изменениям, вызываемым посетителями;

- чувствительность  индикатора к малым изменениям;

- возможность  измерения недорогим и надежным  способом;

- достоверность  и объективность измеряемой характеристики;

- зависимость  индикатора от управленческих  действий;

- связь индикатора  с общим состоянием среды; 

- возможность  диагностики долговременных изменений  среды. 

Несмотря  на столь широкие и даже противоречивые критерии, основным принципом выбора индикатора является его связь с  целями управления территорией, обеспечивающими  рекреационные и туристские потребности. Например, индикаторы, используемые для  измерения состояния места стоянки, могут включать общую площадь  лишенной растительного покрова  земли, количество поврежденных деревьев в пределах стоянки, уплотненность  почвы, число кострищ и мусорных ям.

Таким образом, на шаге третьем ПДИ составляется перечень необходимых индикаторов состояния рассматриваемых участков территории, которые становятся основой для про ведения на шаге четвертом их инвентаризации.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: Инвентаризация ресурсов.

На шаге четвертом ПДИ  осуществляется сбор информации или  инвентаризация определяемых значений показателей состояния, которые  выбраны на предыдущем шаге в качестве индикаторов. Индикаторы определяют инвентаризируемые показатели и условия. Если на территории предприятия в качестве индикатора выбран одуванчик для установления степени загрязненности  территории, то следует провести биоиндикационные исследования.

Таким образом, проведение инвентаризации ресурсов, представляющих полученные в результате исследований  по выбранным  индикаторам, создает основу разработки адекватных нормативных показателей для территории различных классов соответствия.

ШАГ ПЯТЫЙ: Нормативы для ресурсных и социальных индикаторов.

Задача шага пятого ПДИ состоит в придании индикаторам количественных или вероятностных значений в виде предельных нормативных показателей. Выражаемые нормативами величины определяют состояния индикаторов, которые могут расцениваться как допустимые или недопустимые в каждом из классов соответствия. Таким образом, с помощью нормативов определяются минимально допустимые природные, социальные или экономические изменения. Несоблюдение норм должно вести к немедленным управленческим действиям, предупреждающим деградацию природных или социальных условий.

Нормативные показатели представляют собой состояния природных и  социальных ресурсов, которые, по мнению их разработчиков, могут быть достигнуты управленческими действиями в планируемый  промежуток времени. В некоторых  случаях нормативы просто следуют  за существующими состояниями ресурсов. В других случаях разработка нормативов может быть направлена на модификацию  природных условий, причем не обязательно  в сторону достижения естественного  состояния.

Выбор индикаторов и разработка нормативных показателей во многом определяют тенденции по сохранению, поддержанию или восстановлению состояний участков природных систем в будущем. Следует также помнить, что правильность выбранного индикатора и установленного норматива регулярно проверяется на шаге проведения инвентаризации или мониторинга и за ними, при необходимости, должен следовать процесс пересмотра индикаторов и нормативных показателей с учетом наблюдаемых тенденций.

В рамках методики ПДИ нормативы устанавливаются только в результате достижения консенсуса всех заинтересованных субъектов антропогенной деятельности на территории в процессе работы различных инициативных групп. После определения нормативов переходят к следующему шагу ПДИ.

ШАГ ШЕСТОЙ: Определение  альтернатив размещения классов  соответствия.

Этот и последующие шаги в общем процессе ПДИ относятся к этапу перехода к планированию и проектированию развития производственной деятельности на территории ЗАО «Ариада». Анализ альтернатив размещения классов соответствия на рассматриваемой территории отражает возможности и потребности в производственном развитии с учетом состояния природных подоснов. Начинается он с анализа данных инвентаризации, собранных на шаге четвертом, и данных по определению интересов к развитию территории, полученных на шаге первом. Наличие систематически подготовленной информации позволяет выходить на достаточно ограниченное число альтернатив и еще раз сделать реальную оценку предложений заинтересованных сторон и возможностей по их реализации.

Результатом шага шестого, являющегося предшествующим к шагу определения управленческих действий по каждой из альтернатив, должно стать формирование представления  о развитии участков в виде возможных  карт, перечней используемых ресурсов и детальных схем инфраструктуры. Эти материалы должны характеризовать  как существующее состояние природных  ресурсов и социальных условий, так  и предлагаемые альтернативы размещения и развития участков различных классов  соответствия с учетом выбранных  индикаторов, интересов субъектов  земле- и природопользования, а также  реальные возможности и потребности  охраняемой территории.

ШАГ СЕДЬМОЙ: Определение  управленческой деятельности по каждой альтернативе. Этот шаг позволяет оценить затраты на проведение тех или иных управленческих действий для выбора определенной программы управленческой деятельности. На данном этапе важно выявить существенные различия между реальным состоянием природной среды и социальных условий каждого участка и состоянием, планируемым для достижения с помощью нормативов для ресурсных и социальных индикаторов.

После формулировки альтернатив  размещения классов соответствия определяются различия между существующими природными и социальными условиями (шаг  четвертый) и планируемыми нормативными показателями (шаг пятый), что позволяет  выделить проблемные участки, нуждающиеся  в новых управленческих действиях. Далее формулируются сами управленческие мероприятия, способствующие переходу к планируемому состоянию по каждой из альтернатив и проводится оценка стоимости и целесообразность таких действий. В общем случае понятно, что если текущее состояние близко к планируемым нормативным показателям, то изменение управленческих действий не потребует значительных затрат. Но если предлагаются существенные изменения условий, то затраты могут оказаться чрезмерными. Если существующие условия лучше

установленных нормативных  показателей, не имеет особого смысла менять стратегию управления. В этом случае достаточно только оценить некоторые  текущие управленческие действия с  целью их корректировки или отмены. Если же условия намного хуже нормативных  показателей, необходимо рассмотреть  все варианты альтернатив развития участка с используемыми в  них управленческими действиями.

Для любой альтернативы может  быть определено разное число управленческих действий, необходимых для достижения нормативных условий.

Таким образом, результатом  выбранных управленческих действий должно стать сближение существующего  состояния с принятыми нормативными показателями.

ШАГ ВОСЬМОЙ: Оценка и выбор наилучшей альтернативы.

Этот шаг должен окончательно распределить участки по классам  соответствия с указанием конкретных программ управленческих мероприятий, обеспечивая в целом их соответствие основным целям и задачам охраняемой территории.

В ходе анализа альтернатив  рассматриваются многие виды затрат, включая дополнительный персонал, ресурсы  и материалы, мониторинг и сбор информации, необходимой для выполнения того или иного действия и другие. Некоторые  затраты сложно подсчитать в денежном выражении. Но в принципе возможно определить виды затрат, потерь (возросшее воздействие  на растительный покров) и выгод (возросшие  возможности для уединения посетителей), связанных с тем или иным управленческим действием, что позволяет заинтересованным сторонам и общественности иметь  оценку той или иной альтернативы.

Таким образом, на шаге оценки и выбора наилучшей альтернативы происходит окончательное распределение участков по классам соответствия с указанием конкретных про грамм управления, что про водится с учетом интересов всех земле- и природопользователей, включая субъекты рекреационной и туристской деятельности на территории, с учетом мнения общественных групп, а также с учетом соответствия главным целям и задачам охраняемой территории.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ: Осуществление  программы управления и условия  мониторинга.

Этот шаг должен показать возможность успешной реализации принятой на предыдущем шаге программы управления, направленной на достижение выбранной альтернативы развития участка, обеспечить систематическую информацию о результатах выполнения программы.

Когда выбрана альтернатива и программа управления, наступает этап выполнения программы. Регулярный мониторинг позволяет путем сравнения состояний оценить эффективность применяемых управленческих действий, проследить тенденции в изменении состояния ресурсов и определить необходимость изменения программы управления. Этот шаг фактически предполагает повторение предыдущих шагов на новом этапе развития охраняемой территории. Он состоит из

периодической переоценки состояний (процесс инвентаризации, шаг четвертый) и выявления разницы между  существующим состоянием и нормативными показателями (альтернативы классам  соответствия, шаг шестой, оценка управленческой деятельности, шаг седьмой).

Основной вопрос мониторинга - как часто он должен проводиться. В общем случае, перечень индикаторов, для которых определены нормативы, должен регулярно пересматриваться на всех участках охраняемой территории. Однако, учитывая ограниченные возможности  бюджета и штата,

некоторые индикаторы могут  оцениваться реже, а некоторые  участки не столь тщательно.

Результаты мониторинга  помогают оценить эффективность  программы управления и своевременно пересмотреть ее.

Необходимо отметить, что  структура процесса ПДИ предусматривает участие, в реализации всех вышеописанных шагов, инициативной группы. Предполагается также, что члены инициативных групп, представленные различными слоями населения, могут иметь разные взгляды на цели планирования туристского развития данной местности и методы их достижения, хотя большинство групп скорее согласны с достаточно широко поставленными задачами развития. Для того чтобы в условиях возможных противоречий выйти на уровень консенсуса и свести вместе разные интересы, необходимы дискуссии, построенные на профессиональной основе. Участие в них инициативных групп может иметь большое значение в создании общественной ответственности за планы туристского развития и может ослабить конфронтацию между населением и администрацией.

Информация о работе Отчет по практике в ЗАО Ариада