Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 06:46, реферат

Краткое описание

В процессе производства природопользование может быть рациональным или нерациональным. Рациональное природопользование обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую природу, разумно регулирует освоение ее ресурсов. Оно предполагает гармоничное сочетание экономического и социального развития с изучением и охраной природных условий и ресурсов.
Целью экономики природопользования является разработка механизмов инструментов, позволяющих рационально использовать природные ресурсы..

Содержание

Введение……………………………………………..…….………………………3
1.Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………………………………………….…5
2.Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды……………………………6
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………….……..15

Вложенные файлы: 1 файл

природопльзование.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План 

Введение……………………………………………..…….………………………3

1.Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………………………………………….…5

2.Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды……………………………6

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………….……..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема работы: Экономико-правовое регулирование процессов природопользования. Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что управление природопользованием и охраной окружающей среды через экономико-правовое регулирование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. 

В процессе производства природопользование может быть рациональным или нерациональным. Рациональное природопользование обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности  человека, предотвращает возможные  вредные воздействия на окружающую природу, разумно регулирует освоение ее ресурсов. Оно предполагает гармоничное  сочетание экономического и социального  развития с изучением и охраной  природных условий и ресурсов. 

Целью экономики природопользования является разработка механизмов инструментов,  позволяющих  рационально  использовать природные  ресурсы..

Дальнейшее развитие знаний в области рационального природопользо-вания происходит в рамках указанного научного направления.  

При этом основными задачами рационального природопользования

явлются количественная и качественная оценка окружающей природной сре-

ды и ее компонентов; анализ потребителей природных ресурсов; экономико-экологическое обоснование природоохранных мероприятий; формирование

экономического механизма рационального природопользования; разработка природоохранного законодательства; разработка финансово-кредитого  механизма природопользования и др. 

 

1.Нормативно-правовые основа экономических мер регулирования процессов природопользования

 

Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в обширном перечне законов и  подзаконных актов, относящихся  как к экологическому, так и  к иным отраслям российского законодательства.

Основные требования в  данной области предусмотрены Законом  РСФСР «Об охране окружающей природной  среды». Они устанавливают как  общие правила по осуществлению  той или другой экономической  меры, так и некоторые конкретные предписания об их применении. В  необходимых случаях в Законе даны отсылки к иному законодательству РФ, которым детально регулируется применение отдельных мер, например льготного налогообло Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разделе. III Закона «Об охране окружающей природной среды»

В основном правовое регулирование  осуществляется применительно к  отдельным экономическим мерам  и отдельным природным объектам.

Например, достаточно подробно регламентируются платежи за природопользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе «О недрах», Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе «О животном мире» и др.

Основными подзаконными актами по вопросам платы за загрязнение  окружающей среды является постановление  Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения  платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; постановление  Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», а также нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России 27 ноября 1992 г. по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.

Общие требования к планированию природоохранных мероприятий предусмотрены  Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и рядом  подзаконных актов, которыми утверждены государственные программы в  области охраны окружающей среды. Ведение  территориальных комплексных схем охраны природы, выполняющих роль предпланового  документа, регулировалось еще совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Меры по планированию охраны природных ресурсов (вод, атмосферного воздуха, объектов животного мира) регулируются соответствующими законами. Что касается земель и лесов, то планирование их использования и охраны осуществляется в известной мере в порядке земле- и лесоустройства.

Положения по финансированию природоохранной деятельности должны предусматриваться бюджетным законодательством. Следует также упомянуть Положение  о Российской программе организации  инвестиций в оздоровление окружающей среды, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 11 августа 1995 г., которое предусматривает  меры по выполнению Соглашения между  Российской Федерацией и Международным  банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой в России.

Требования относительно формирования и использования экологических  фондов определяются рядом актов, включая  постановление Правительства РФ от 29 июня 1992 г. «О Федеральном экологическом  фонде Российской Федерации и  экологических фондах на территории Российской Федерации», Порядок направления  предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в  государственные внебюджетные экологические  фонды, утверждены Минфином России 22 декабря 1992 г. и Минприродой России 21 декабря 1992 г., и др.

Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды регулируются налоговым законодательством (Законом  РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль  предприятий и организаций», с  изменениями и дополнениями от 31 декабря 1995 г.; Законом РФ от 20 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с предприятий», другими законами).

 

2. Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

 

Интенсивная эксплуатация природных систем обусловила необходимость решения проблем сохранения природных ресурсов,  с целью рациональ-ного  природопользования и сохранения функциональной  целостности  экосистем, посредством формирования экономического механизма рационального  природопользования,  позволяющего  регулировать  процессы,  связанные с  воздействием человека на природу

Поскольку по отношению к  экономическим методам, понятие «экономический механизм» - более широкое, попробуем сначала рассмотреть именно его.

«Под экономическим механизмом природоохранной деятельности понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования»1.

Экономические методы воздействия основаны на использовании  материальных интересов. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм обеспечения рационального использования и охраны земель. Элементы экономического механизма начали активно развиваться с 60-х годов XX в., ими являются: платность землепользования, научная обоснованность, применение мер ответственности, планирование, финансирование и др.

Планирование использования  и охраны земель осуществляется в  установленных формах:

-генеральная схема расселения и территориальной организации производительных сил РФ;

-территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ и частей их территорий;

-территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов; 
генеральные схемы городов и сельских поселений;

-зонирование земель;

-схемы землеустройства районов.

Новым Земельным  кодексом РФ закрепляется принцип платности  использования земель. Формами платы  за использование земель являются земельный  налог и арендная плата.

Земельный налог  представляет собой обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в виде отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  или муниципальных образований. Земельный налог платят физические и юридические лица, использующие землю на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования. Размер земельного налога зависит от результатов  хозяйственной деятельности субъекта прав на землю и устанавливается  в виде стабильных платежей за единицу  земельной площади в расчете  на год. 
Арендаторы уплачивают арендную плату, размер, условия и сроки которой устанавливаются в договоре аренды земли. Основанием для установления платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Студентам необходимо знать, что платежи за пользование землями зачисляются в местные бюджеты. 
Законодательно установлена нормативная цена земли, представляющая собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Для оценки земель производится установление рыночной цены земельного участка. Под рыночной стоимостью объекта понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке, в условиях конкуренции.

Экономическое стимулирование рационального использования и  охраны земель направлено на повышение  заинтересованности собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизведении плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности. Сущность экономического стимулирования заключается в создании у землепользователей непосредственной заинтересованности в рациональном использовании земель.

Как уже упоминалось, основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование  природных ресурсов, выбросы и  сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов  и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов  энергии, осуществлении других эффективных  мер по охране окружающей природной  среды;

д) возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе  об экономическом механизме предусматривается  ведение кадастров природных  ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование. Однако с учетом уже изученных тем курса и полученных знаний относительно ведения кадастров природных ресурсов, экологического нормирования, экологического лицензирования есть основания усомниться в обоснованности включения в экономический механизм названных здесь инструментов административного управления в рассматриваемой сфере. Весьма дискуссионным можно признать также включение в экономический механизм охраны окружающей среды планирования природоохранных мероприятий. С одной стороны, планирование выступает в качестве одной из функций управления охраной окружающей среды, в том числе государственного. И соответственно правовые основы планирования должны рассматриваться применительно к управлению. Но с другой стороны, планирование является, по сути, экономической мерой охраны природной среды. Поэтому планирование будет рассмотрено в учебнике в разделе об экономическом механизме.

Таким образом, «к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:

-планирование природопользования и охраны окружающей среды;

-финансирование охраны окружающей среды;

-платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;

Информация о работе Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды