Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие, субъекты и объекты
экологических отношений…………………...3
2.Понятие и виды управления
природопользованием и охраной окружающей
среды. Виды органов государственного
управления природопользованием и охраной
окружающей среды……………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….17
Задача 1…………………………………………………………………………...19
Задача 2..………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29
Введение
Отношения в области взаимодействия
общества и природы, т.е. отношения природопользования
и охраны окружающей среды, будучи урегулированными
нормами экологического права, становятся
экологическими правоотношениями. Не
все экологические отношения становятся
правоотношениями, а только те из них,
которые выражены в нормах права, закреплены
в законодательстве и в развитии которых
заинтересовано государство.
Под экологическими правоотношениями
следует понимать регулируемые нормами
экологического права, а также допускаемыми
(предусмотренными) ими договорами и не
противоречащими им обычаями общественные
отношения, которые возникают, изменяются
и прекращаются в сфере охраны окружающей
среды, природопользования и обеспечения
экологической безопасности.
Исходя из данного определения,
можно выделить обязательные элементы
экологических правоотношений:
субъекты (участники) правоотношений,
то есть те, кто вступает в соответствующие
отношения;
объекты правоотношений - то,
вокруг чего либо ради чего складываются
отношения между субъектами правоотношений;
экологоправовые нормы - устанавливаемые
уполномоченными на то органами публичной
власти либо допускаемые ими правила поведения,
которые определяют рамки дозволенного
для субъектов, вступающих в отношения
по поводу тех или иных объектов.
Цель контрольной работы - изучить
понятие, субъекты и объекты экологических
отношений; понятие и виды управления
природопользованием и охраной окружающей
среды; виды органов государственного
управления природопользованием и охраной
окружающей среды.
1.Понятие, субъекты
и объекты экологических отношений.
Правоотношение - это урегулированное
нормами права общественное отношение,
участники которого являются носителями
субъективных прав и обязанностей. 1Правоотношение - индивидуализированное
отношение, т.е. отношение между отдельными
лицами, связанными между собой правами
и обязанностями, определяющими обеспеченную
законом меру возможного и должного поведения.
Мера поведения означает установление
его границ (рамок). Возможность и долженствование
реализуются в конкретных действиях, в
реальном поведении.
Экологические правоотношения
- это урегулированные нормами права общественные
отношения в области охраны окружающей
среды и природопользования. Экологические
правоотношения принято рассматривать
с трех позиций:
-экологические правоотношения
как предмет экологического права;
-экологические правоотношения
как разновидность правовых отношений;
-экологические правоотношения
как общественные отношения в области
охраны природопользования, окружающей
среды.
Состав экологических правоотношений
включает следующие элементы: объект,
субъект и содержание (права и обязанности
участников) экологических правоотношений.
Объектом экологических правоотношений
выступают: земли, недра, почвы; поверхностные
и подземные воды; леса и иная растительность,
животные и другие организмы и их генетический
фонд; атмосферный воздух, озоновый слой
атмосферы и околоземное космическое
пространство.
Субъектами экологических правоотношений
могут выступать: граждане и юридические
лица, иностранные граждане, лица без гражданства,
органы государственной власти Российской
Федерации, субъекты Российской Федерации,
органы местного самоуправления, должностные
лица.
Содержание экологических правоотношений
составляют права и обязанности участников
этих правоотношений.
Права субъектов экологических
правоотношений представляют собой предусмотренную
законом меру возможного поведения, которое
имеет следующие стороны:
право на совершение определенного
действия (бездействие);
право на требование определенного
поведения от других субъектов правоотношений
и защиты от неправомерного поведения
и его последствий.
Обязанности субъектов экологических
правоотношений представляют собой предусмотренную
законом меру должного поведения, то есть
обязанности совершения субъектами экологических
правоотношений определенных действий
(или не совершать определенные действия),
которые предусмотрены законом. Например,
Конституция РФ закрепляет, что каждый
обязан сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 58).
Экологические правоотношения
обладают специфическими признаками,
и в первую очередь эту специфику на них
накладывают объекты этих правоотношений.
Под объектами правоотношений
в правовой литературе традиционно понимается
то, по поводу чего складывается данное
правоотношение. А поскольку правоотношения
складываются либо по поводу каких-нибудь
объектов материального мира, либо по
поводу какого-то определенного порядка,
то и в экологических правоотношениях
объекты бывают двух основных видов:
а) природные объекты в виде
их элементов, целостных объектов, природных
комплексов и окружающей природной среды
в целом;
б) порядок эксплуатации и охраны
этих объектов.
В качестве объектов экологических
правоотношений природные объекты можно
подразделить на три основных вида2:
а) основные виды природных
объектов, характеризующиеся однородными
свойствами: земли, воды, леса, недра, дикая
фауна. В силу однородности этих объектов
и однородности отношений, складывающихся
по поводу этих объектов, экологические
правоотношения можно подразделить на
земельно-правовые, водно-правовые, лесо-правовые
и т. д. Правовое регулирование их использования
и охраны урегулировано системно, каждую
из систем законодательства (земельного,
водного, лесного и др.) венчает головной
нормативно-правовой акт (Земельный, Водный,
Лесной кодексы и т. д.);
б) природные комплексы, состоящие
из различных видов и элементов перечисленных
природных объектов. В силу этого правоотношения,
складывающиеся по поводу этих объектов,
имеют определенную специфику. в) природная
окружающая среда в целом, которая выступает
объектом экологических правоотношений
при определенных видах антропогенного
воздействия на нее. В частности, предусмотрены
меры правового воздействия в случаях
превышения предельно допустимых уровней
воздействия на окружающую природную
среду, правовые требования обеспечения
экологического благополучия в той или
иной местности хозяйствования и т. п.
Особенности объектов экологических
правоотношений могут быть типичными
и индивидуальными. Например, земли могут
быть типизированы на категории и земельные
угодья; леса - на категории защитности
и группы и т. д.
Как уже отмечалось, эколого-правовые
нормы могут реализовываться субъектами
права как через экологические правоотношения,
так и вне их. В силу этого все субъекты,
участвующие в реализации эколого-правовых
норм, можно подразделить на субъекты
экологического права и субъекты экологических
правоотношений.
Субъектом экологического права
может быть любое лицо, поскольку охрана
природы в России является конституционной
обязанностью каждого (ст. 58 Конституции
РФ). В частности, любое физическое или
юридическое лицо, обладая правом общего
природопользования (проезд, проход, забор
воды из водоема и др.), обязано соблюдать
при этом требование не навредить природе,
в результате чего эколого-правовые нормативы
реализуются вне экологических правоотношений.
Субъектом же экологического
правоотношения может быть не любое, а
лишь то лицо, которому законом дан допуск
к участию в тех или иных экологических
правоотношениях. Например, субъектами
правоотношений по приоритетному пользованию
животным миром могут быть лишь граждане,
принадлежащие к группам населения коренных
малочисленных народов, самобытная культура
и образ жизни которых включают традиционные
методы охраны и использования животного
мира.
Субъекты экологического права
- это лица, управомоченные законом на
совершение определенного поведения,
носящего природоохранительный характер.
Они могут реализовывать это поведение
самостоятельно, не вступая в правовые
связи с другими субъектами экологического
права. Например, свои обязанности не допускать
ухудшения качества поверхностных и подземных
вод, среды обитания объектов животного
и растительного мира водопользователи
осуществляют и без каких-либо взаимоотношений
с другими лицами, самостоятельно. Однако,
если для реализации своих природоохранительных
обязанностей, им приходится обращаться
за оказанием услуг к другим лицам (например,
к водохозяйственной организации для
строительства берегоукрепительных сооружений),
то из субъекта экологического права этот
водопользователь превращается в субъект
экологического правоотношения.
Субъекты экологических правоотношений
можно подразделить на две основные группы:
управомоченные и обязанные. Существование
этих групп является обязательным признаком
экологического правоотношения по неизбежной
схеме - каждому управомоченному субъекту
соответствует наличие обязанного субъекта.
Управомоченные субъекты экологических
правоотношений выполняют в этих правоотношениях
роль носителей определенных субъективных
прав, реализация которых зависит от свободы
воли этих субъектов.
Обязанные субъекты экологических
правоотношений являются носителями обязанностей
по реализации прав управомоченных субъектов
этих правоотношений. Например, в правоотношениях
водных сервитутов управомоченные субъекты
могут осуществлять водопой своего скота
из водоема собственника, т.е. обязанного
субъекта, а последний обязан предоставить
собственнику скота как управомоченному
субъекту возможность такого использования
водного объекта в соответствии с пределами
сервитута.
2.Понятие и
виды управления природопользованием
и охраной окружающей среды. Виды
органов государственного управления
природопользованием и охраной
окружающей среды.
В широком смысле под управлением понимается
руководство чем-либо (или кем-либо). Управление
в сфере взаимодействия общества и природы
представляет собой совокупность предпринимаемых
соответствующими субъектами действий,
направленных на обеспечение исполнения
требований законодательства об окружающей
среде. Применительно к предмету данной
отрасли речь идет о распоряжении природными
ресурсами, об обеспечении рационального
использования и воспроизводства природных
ресурсов, сохранения или восстановления
благоприятного состояния окружающей
среды, соблюдения, а также о защите экологических
прав и законных интересов физических
и юридических лиц3.
Экологическое и социальное
значение управления в рассматриваемой
сфере в целом и государственного особенно
определяется тем, что путем последовательной
реализации требований законодательства
относительно распоряжения природными
ресурсами, их рационального использования
и охраны окружающей среды от вредных
воздействий, обеспечивается соблюдение
экологических прав и законных интересов
человека и гражданина.
Прежде всего в рамках управления
(а затем - с помощью правоохранительных
органов) достигаются цели, поставленные
правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления
в данной сфере тесно связан с вопросом
о видах управления. Управление природопользованием
и охраной, окружающей среды осуществляется
общественными формированиями, юридическими
лицами, государственными и муниципальными
органами. Соответственно, можно выделить
общественное, производственное, отраслевое
(ведомственное) и государственное управление.
Хотя муниципальные органы не являются
в соответствии с Конституцией РФ государственными,
но они наделяются государственно-властными
полномочиями, в силу чего их управленческая
деятельность не выделяется в отдельный
вид управления в рассматриваемой сфере.
Общественное управление охраной
окружающей среды и природопользованием
- проявление демократизации экологического
права. Масштабы и эффективность осуществления
данного вида управления свидетельствуют,
с одной стороны, об уровне самосознания
граждан, с другой - о степени демократизации
власти в государстве. Данный вид управления
осуществляется общественными формированиями
и гражданами. Участие общественных формирований
и граждан в управлении регулируется рядом
законодательных и подзаконных актов,
уставами общественных формирований.
Наиболее значимыми функциями общественного
управления является участие граждан
и общественных формирований в подготовке
экологически значимых хозяйственных
решений в рамках оценки воздействия планируемой
деятельности на окружающую среду, в принятии
таких решений посредством проведения
общественной экологической экспертизы,
экологический контроль.