Правовой механизм обеспечения экологической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:47, реферат

Краткое описание

Экологическая безопасность может обеспечиваться только при помощи технологии. При данной концепции отсутствуют ограничения на использование ресурсов и рост экономики. Она включает в себя разные идеи: одни не признают, что экологическая безопасность может находиться под угрозой; другие считают, что экологическая безопасность может находиться под контролем совместно с экономическим ростом и ростом населения. Согласно этой концепции экологическая безопасность является труднообеспечимой только из-за временных проблем с неправильным использованием технологий.

Содержание

введение
1 Понятие об экологической безопасности
2 Проблема сохранения ресурсов планеты
3 Конституционные основы экологии
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

 

8

основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.

Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон  «Об охране природы в РСФСР», провозгласивший  основы правовых отношений «человек-природа».

В субъектах РФ шла опережающая  Федерацию разработка Законов о  лесах, об экологической экспертизе, о животном мире – ряд оправдавших  себя норм из этих актов вошли в  принятые позднее федеральные законы. В Башкортостане принят даже Экологический  кодекс. В статьях 71 и 72 Конституции  РФ разграничиваются предметы природоохранного ведения, чему посвящается немало научных  работ.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности  на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституции РФ и Конституции Республики Башкортостан, играют основополагающие роли. Эти роли предопределены тем, что в Конституции (как РФ, так и РБ) закрепляются (признаются) основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина (в том числе и права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду – ст.41, ст.42 Конституции РФ), гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти, разграничение предметов ведения (ст.71, 72, 73 Конституции РФ).

При анализе Конституции (как РФ, так и РБ) как источника  экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного  обеспечения охраны окружающей среды  и рационального природопользования (ст.1, 7, 10, 71 и 72 Конституции РФ) и «чисто»  экологические нормы прав (ст.9, 36, 41, 42 Конституции РФ).

Правовые нормы Конституции  Республики Башкортостан, регулирующие природопользование и охрану окружающей среды, аналогичны нормам Конституции  РФ в указанной области.

Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются  форма государственной власти в  РФ и, соответственно, режим политической,

 

9

экономической и иных свобод личности в обществе.

Статья 2 Конституции РФ –  формулирует одну из фундаментальных  основ конституционного строя РФ «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью»

В статье 3 раскрывается принцип  народовластия в РФ. Носителем  суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный  народ.

Статья 4 – Российская Федерация  обладает всей полнотой власти на своей  территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить  себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить  себя над ней.

Статья 7 провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общественной политики.

Основной целью «экологических законов» является защита здоровья населения  от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Статья 9 гласит, что земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

Статья 10 – принцип организации  власти в РФ – принцип разделения властей (демократический политический режим может быть установлен в  государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами).

Статья 17 – признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Статья 41 – каждый имеет  право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей

10

природной среды, защитой  жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Статья 42 гласит, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

Право граждан на благоприятную  окружающую природную среду обеспечивается:

1.  Государственным экологическим контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства;

2.  Планированием и нормированием качества окружающей среды;

3.  Проведением государственной экологической экспертизы;

4.  Осуществлением оценки воздействия на окружающую среду;

5.  Осуществлением государственного мониторинга окружающей среды;

6.  Проведением экологического аудита;

7.  Экономическими методами регулирования в области охраны окружающей среды;

8.  Экологической сертификацией;

9.  Формированием экологической культуры;

10.             Разработкой и утверждением обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

11.             Предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

12.             Экологическим страхованием;

13.             Образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;

 

11

14.             Организацией медицинского обслуживания населения.

 

Заключение 

 

Загрязнение окружающей среды  в стране, несмотря на большой промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий  экологических нарушений уменьшаются. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных  веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды.

В условиях ухудшающейся экологической  обстановки в стране необходим механизм совершенствования правового регулирования  в сфере обеспечения экологической  безопасности (ст.72 п. «д» Конституции РФ), а также защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания путем экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм собственности в экологически более совершенных технологиях, в оздоровлении окружающей среды, что станет для производителей делом выгодным.

По данным МЧС России в  стране ежегодно происходит до 2000 серьезных  чрезвычайных ситуаций. Около двух третей аварий имеют техногенное  происхождение; из них более половины связано со сбросом нефти и  нефтепродуктов; до одной трети –  с авариями на железнодорожном транспорте; пятая часть – на магистральных  трубопроводах. Прогнозируется, что  негативное воздействие техногенных  аварий на окружающую среду и население  страны в ближайшие годы будет  расти и увеличит ежегодные затраты  на ликвидацию их последствий. В России впервые в мире разработан проект Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании».

Чрезвычайно напряженная  и неуклонно ухудшающаяся экологическая  обстановка в РФ крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует все более  значительного увеличения затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения  окружающей природной среды.

 

12

 

Литература

1.  Бринчук М.М. Экологическое право.

2.  Гольдфейн М.Д., Кожевников Н.В., Кожевникова Н.И. Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

3.  Комментарии к Конституции РФ /Под ред. Л.А. Окунькова.

4.  Комментарий к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

5.  Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева И.И. Экологическая безопасность.

6.  Мисник Г.А. Экологическое право.

7.  Хотунцев Ю.А. Экология и экологическая безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 


Информация о работе Правовой механизм обеспечения экологической системы