Правовые особенности экологическрй культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Целью данной работы было выяснить роль и задачи экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
- создать условия для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….….3
2.Экологическая культура………………………………………………………….....6
2.1.Понятие экологической культуры……………………………………………......7
2.2. Правовые основы формирования экологической культуры…………………..16
3.Сущность экологического воспитания…………………………………………….20
3.1.Цель и задачи воспитания экологической культуры……………………………21
4.Заключение…………………………………………………………………………..23
5.Литература…………………………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые особенности экологической культуры.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

                                                                   Министерство образования науки,     

                                                                   молодежи и спорта Украины

                                                                   Луганский национальный университет

                                                                   Имени Тараса Шевченко

 

 

Факультет естественных наук

 

 

                                                                 

 

                                                                  

                                                                            Кафедра садово-паркового хозяйства

                                                                            и экологии.

        

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Правовые основы экологической культуры»

                                                                

 

 

 

                                                                           Выполнила: студентка второго  курса

                                                                            специальности «Экология и охрана

окружающей  среды»  Агеенко М.

 

 

 

 

Проверил: старший преподаватель

кафедры СПХ  и экологии

Лесняк Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск: 2013

 Содержание

 

1.Введение………………………………………………………………………….….3

2.Экологическая культура………………………………………………………….....6

2.1.Понятие экологической культуры……………………………………………......7

2.2. Правовые основы формирования  экологической культуры…………………..16

3.Сущность экологического воспитания…………………………………………….20

3.1.Цель и задачи воспитания экологической культуры……………………………21

4.Заключение…………………………………………………………………………..23

5.Литература…………………………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

     Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество  подошло к порогу, за которым нужны  и новая нравственность, и новые  знания, новый менталитет, новая  система ценностей. Безусловно, их нужно  создавать и воспитывать с  детства. С детства надо учиться  жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование  должно охватывать все возрасты, оно  должно стать приоритетным, опережающим  все другие области хозяйственной  деятельности [15, 1999].

Задача общеобразовательной  школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем  знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа  явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе.

Одной из эффективных  форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в  ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических  вопросов. Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной  обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.

Успешное  экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Целью данной работы было выяснить роль и задачи экологического воспитания в системе  школьного образования и практическое его применение в школьной практике. Для достижения цели ставились следующие  задачи:

- по литературным  источникам выяснить роль и  задачи экологического воспитания;

- теоретически  обосновать и доказать возможность  широкого использования сведений  экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

- создать  условия для самодиагностики  и самопознания собственных индивидуальных  способностей;

Объектом  исследования является процесс организации  внеклассной работы по экологическому воспитанию совместно с семьями  учащихся.

Предмет исследования: возможность организации экологического воспитания при осуществлении внеклассной  работы с привлечением для активного  участия в этом процессе семей  учащихся.

В данной работе я использую следующие методы научно-педагогического исследования: 

1.Изучение, анализ и обобщение литературных  источников по данной теме.

2.  Изучение  и обобщение сущности экологической культуры, её целей и задач  3.Изучение условия формирования экологической культуры в контексте образовательного процесса

Работа состоит  из трех глав. В первой главе рассматривается  проблема компонентов творческого  потенциала человека, и на основе анализа  различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека.

Вторая глава  посвящена изучению целей и задач  экологического воспитания, теории экологического воспитания и её сущности.

Третья глава  посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В  ней рассматриваются условия, необходимые  для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экологическая культура

 

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках Культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень  восприятия людьми природы, окружающего  мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к  миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение  человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так  важна особенно сейчас. Также немаловажно  заметить, как уровень экологической  культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень  экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости  от восприятия биосферы.

Исходя из всего этого, я построил свой реферат следующим образом. В первой главе я поведу речь о  термине культуры, о понятии экологической  культуры, расскажу о том, насколько  актуальна эта проблематика сейчас, затрону вопрос о проработке данной проблематики в современной науке  и роли экологического знания в научном  сообществе. Также весьма существенно  для меня – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой  и как воспринимается биоэтика населением.

 

2.1Понятие экологической культуры

 

Как уже было отмечено в предисловии, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро  встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному  экологическому кризису. Все мы прекрасно  видим, что многие территории по причине  хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось  на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного  отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной  человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного”  восприятия природы, равно как и  “экологической культуры” выходит  в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить  тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и  корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает  природа, тем быстрее можно будет  перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных  учёных. Одним из первых, кто подошёл  к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера*”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно  перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и  что такое экология, так как  без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от супина латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива  и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который  позволяет идентифицировать каждого  члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который  в каждой конкретной сфере создаёт  свой личный и уникальный социокультурный  код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит  от человека, принадлежащего к конкретному  сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи  и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых  Штатов обнаружили пропорциональную зависимость  загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще  говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных  в непосредственной близости от заводов  и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела  своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось  с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся мной процесс  истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым  сообществом стал вопрос выживания  и сохранения человека как вида.

Но, не смотря на это, выводы общество всё ещё делает, как мне кажется, неверные. В учебной и специальной  литературе, посвященной данному  вопросу, человека продолжают рассматривать, как существо, прошедшее длительный путь эволюции, из примитивного состояния  до современного разумного существа, человека упорно относят к приматам и вообще к природным существам, когда как к ним люди не имеют  ни малейшего отношения и вот  почему.

Информация о работе Правовые особенности экологическрй культуры