Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:14, реферат
Целью данной работы было выяснить роль и задачи экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
- создать условия для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;
1.Введение………………………………………………………………………….….3
2.Экологическая культура………………………………………………………….....6
2.1.Понятие экологической культуры……………………………………………......7
2.2. Правовые основы формирования экологической культуры…………………..16
3.Сущность экологического воспитания…………………………………………….20
3.1.Цель и задачи воспитания экологической культуры……………………………21
4.Заключение…………………………………………………………………………..23
5.Литература…………………………………………………………………………...24
Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.
Природа – это “экосистема высшего
порядка”, которая уравновешивает
все виды существ, ею созданных и
поддерживает порядок и баланс на
планете Земля, постоянное количество
химических элементов и минеральных
ресурсов. Для этого задействованы
такие механизмы как “
Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земля может прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голод и вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо, принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек в отличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Более того, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейся такой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более чем в 7 раз превысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения. Теперь надо задать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её же сопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении с человеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И, несмотря на всё это человек сумел не только выйти “победителем”, но и увеличить свою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь не следует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремиться уничтожить человека, напротив, природа – это “заботливая мать”, которая думает обо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать на господство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотрены ранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д. Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров) был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не было рассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовала такой механизм, как “отрицательная обратная связь. В Землю врезался огромный метеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело к проникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальному похолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее время мы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.
Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа — этот могучий, уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию*? Разве природа, которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы, носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”. Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, а человека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Он построил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войн защитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишь человек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновения человека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классу животных.
Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким, каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностями и, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если даже предположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бы существование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностями других животных существ. Но основной закон экологии гласит, что “чем больше видов, тем более устойчива система”. Поэтому гармоничное существование одного вида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека) не могла заложить в свою основу такую “бомбу замедленного действия” как человек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежит к животному миру, соответственно, к нему нельзя применять только естественнонаучные законы.
Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человек является отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от других существ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческое тело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всех видов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично и мобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстро бегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальное и манёвренное.
Поэтому человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убить льва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать свою силу и ловкость. С течением времени люди стали изничтожать другие виды животных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этим подчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, но только для того, чтобы потом употребить в пищу.
Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинное положение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животного мира и окружающей нас природы.
Современное человечество столкнулось с ужасающей проблемой “глобального экологического кризиса”, причиной которого послужило неправильное понимание человеком своего предназначения и положения. Человек, единственный кто обладал разумом, стал использовать его не для исполнения своей непосредственной цели, а для борьбы с окружающей природой. В Ассирии, которую уже я упоминал, строились оросительные каналы, которые приводили к образованию солончаков, нарушали естественную ирригацию, прокладывая искусственные реки. Здесь следует вспомнить известный канал Поллукат в Междуречье, строительство которого означало первую попытку покорить природу. А, между прочим, в Египте орошение было естественным. Особенно после эпохи “Великих Географических Открытий” стали появляться крупные мануфактуры, заводы, цеха и т.д. Для удовлетворения их потребностей (а равносильно и потребностей людей) стали массово сводиться леса, варварски расхищаться природные богатства, а отходы выбрасываться в окружающую среду. В результате уже в XVIII веке в Англии произошла первая техногенная катастрофа: из-за ужасающего смога гибли многие люди. Однако общечеловеческих масштабов экокризис достиг в нашем ХХ столетии. Уже больше четверти всех животных занесены в “Красную книгу”, что значит, что над ними висит угроза полного исчезновения. В Амазонии и в Сибири, которых называют “лёгкими планеты” происходит массовое сведение лесов: человечество нуждается в ресурсах, пахотных площадях, топливе, сырье. И все эти потребности решаются за счёт природы. Люди берут из природы ресурсы, ничего не возвращая взамен, а, между прочим, как уже было заявлено, количество химических элементов – конечно.
Потребности в энергетике человек
удовлетворяет с помощью
Всё это и многое другое привело к “глобальному экологическому кризису”, который, в свою очередь ведёт к деградации и вымиранию человечества. Коротко попытаюсь выделить основные причины, ведущие к этому экологическому кризису. Во-первых, это промышленные выбросы. В мире существует огромное количество заводов и фабрик, которые используют столько кислорода, сколько необходимо 20 миллиардам человек, а выбрасывает тысячи тонн углекислоты. В результате меняется вся экосистема: те растения, которые поглощают эту углекислоту, естественно, начинают бурно расти, вытесняя другие растения, что приводит к ослаблению биосферы и расшатыванию её основ. Более того, выбросы в атмосферу этих вредных веществ приводят к различным респираторным заболеваниям (бронхитам, тонзиллитам ОРВИ), способствуют созданию благоприятной среды для различных вирусов и бактерий, которые до того момента находились в угнетённом состоянии. Во-вторых, сведение лесов приводит к гибели животных и растений, что расшатывает экосистему и приводит к обеднению или опустыниванию территорий. Но последствия скажутся не сразу, а через несколько лет, ибо гибель лесов приведёт в конечном итоге к уменьшению запасов пищи, что ударит по человеку неурожаями и голодом. В третьих, выбросы вредных веществ в водоёмы и мировой океан уже сейчас приводит к отравлению воды (особенно опасны выбросы диоксинов, приводящих к мутациям на генетическом уровне), гибели рыбы, что также вскоре скажется на человеке (голод). В-четвёртых, это радиационные загрязнения. Из-за широкого распространения атомных электростанций остро встал вопрос утилизации и хранения ядерных отходов. И правительство, не найдя лучшего решения решило захоранивать эти отходы в земле. Более того, в 1954 году в Советском Союзе в Самарской области проходили учения с использованием ядерной боеголовки. В результате взрыва, в 45 раз более мощного, чем взрыв в Хиросиме и городе Нагасаки, пораженной оказалась земля в радиусе нескольких тысяч километров, а авария на Чернобыльской АЭС привела к необратимым последствиям. Основное коварство радиации заключается в том, что она не видна, но скапливается в щитовидной железе. Из-за этого страдает наследственность, ибо происходят мутации у последующих поколений на генетическом уровне.
Итак, “глобальный экологический
кризис” заставил общество пересмотреть
результаты своей деятельности, ибо
состояние здоровья общества и человека
в частности прямо
В 1995 году по инициативе Джеймса Раймса, известного деятеля в области здравоохранения, был разработан план преобразования системы здравоохранения, предполагающий финансирования медицинской отрасли страны и реабилитации жителей, живущих на заражённых территориях, предполагающий лечение на различных курортах и санаториях. Также принимаются и подписываются соглашения и конвенции на межгосударственном уровне. В 1991 году Россия присоединилась к документу “Устойчивое экономическое развитие”, имеющее своей целью разумное сочетание ресурсов с их потреблением и переработкой отходов.
Общество, таким образом, особенно
сейчас крайне обеспокоено ситуацией
складывающейся в сфере охраны здоровья
и улучшения качества населения,
ибо по оценке международной комиссии,
исследующей данную проблему, качество
населения в нашей стране по пятибалльной
шкале находится на уровне 1,3. Сейчас
разрабатываются различные
2.2. Правовые основы формирования экологической культуры
В современных условиях антропогенное влияние на окружающую среду
достигло глобальных масштабов, стало теряться равновесие между природными
силами и потребностями людей,
наблюдаются необратимые
изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней.
О серьезности экологических
в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24, к числу угроз национальной безопасности отнесены ухудшение экологической ситуации в стране и истощение природных ресурсов, что напрямую обусловлено состоянием экономики и нежеланием общества осознать глобальность и важность этих проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.
В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением
Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения причисляется к основным факторам деградации природной среды.
Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы
(И. Д. Зверев, С. Н. Глазычев, И. Т. Суравегина), можно рассматривать экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов, как:
Информация о работе Правовые особенности экологическрй культуры