Предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:03, реферат

Краткое описание

Как гласит Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (от 21.12.94 № 68), одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуации и повышение устойчивости функционирования предприятий,, организаций, учреждений (далее организации), а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях. При этом под предупреждением чрезвычайных ситуации (ЧС) понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновение.

Вложенные файлы: 1 файл

чрезвычайные ситуации на предприятии.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Введение

 

     Как гласит Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (от 21.12.94 № 68), одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуации и повышение устойчивости функционирования предприятий,, организаций, учреждений (далее организации), а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях. При этом под предупреждением чрезвычайных ситуации (ЧС) понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновение.

Проблема повышения устойчивости функционирования организаций в  современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными из которых являются:

 — ослабление механизмов  государственного регулирования  и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости производства, произошедшее в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России;

 — высокий прогрессирующий  износ основных производственных  фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности с одновременным снижением темпов обновления этих фондов;

 — повышение технологической  мощности производства, продолжающийся  рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

 — отсутствие в Российской Федерации законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, стимулирующей мероприятия по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышающей ответственности

владельцев потенциально опасных  объектов;

 — отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ анализа проблемного риска в управлении безопасностью и предупреждением ЧС;

 — снижение требовательности  и эффективности работы органов  государственного надзора и инспекций;

 — повышение вероятности  возникновения военных конфликтов  и террористических актов.

Наибольшую опасность в техногенной  сфере представляют радиационные и  транспортные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.

  Сложность и масштабность  проблемы обеспечения безопасности  населения и природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обуславливается тем, что в Российской Федерации насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных объектов различного типа и ведомственной подчиненности.

  В зонах непосредственной  угрозы жизни и здоровью в  случае возникновения техногенных ЧС проживают около 80 млн. человек, т.е. 55% населения страны.

 

  Проблемы повышения устойчивости  функционирования организаций до  последнего времени (до начала 90-х годов) в основном рассматривались  применительно к чрезвычайным  ситуациям, характерным для  военного времени.

  Были созданы научно обоснованные  методики оценки устойчивости  функционирования промышленных объект в военное время, на базе которых разработаны основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования различных отраслей экономики и ее объектов применительно к опасностям военного времени. Эти разработки актуальны и сейчас.

  Вместе с тем в современных  условиях на первое место вышли  проблемы предупреждения ЧС мирного  времени, особенно техногенного  характера, смягчения последствий стихийных бедствий и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.

I. Устойчивость функционирования организации

 

  Проблема повышения устойчивости  функционирования экономики и  ее отдельных объектов возникла в конце XIX в. и рассматривалась сначала, в основном, как проблема защиты населения в ходе ведения войн. По море совершенствования производительных сил и средств вооруженной борьбы все большую значимость приобретали вопросы защиты экономики, особенно ее военной отрасли от средств поражения противника, сначала — в прифронтовой зоне, а с появлением дальней авиации, затем ракетно-ядерного оружия — на всей территории страны.

  При рассмотрении проблемы  устойчивости главными становятся: рациональное размещение производительных сил по территории страны; подготовка объектов экономики к восстановлению после воздействий средств поражения противника; организация государственного управления в чрезвычайных условиях.

В 1994 г на основе Федерального закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” сущность устойчивости функционирования организации в ЧС была пересмотрена: на первый план поставлена задача защиты жизни людей.

  Сейчас под устойчивостью  функционирования организации в  ЧС понимается ее способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни, здоровью персонала, проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткие сроки.

  Под повышением  устойчивости функционирования  организации в ЧС (ПУФ в ЧС) понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба в ЧС, а также подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

  Одновременно с такими понятиями как устойчивость функционирования, повышение устойчивости функционирования организации употребляется и такое понятие, как подготовка объекта экономики к работе в ЧС.

Под подготовкой объекта к работе в ЧС понимается комплекс заблаговременно проводимых организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях или других экономических структурах в целях обеспечения их работы с учетом риска возникновения ЧС, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предупреждения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

  Для определения мероприятий по повышению устойчивости и подготовке организации к работе в ЧС необходимо проанализировать всю совокупность факторов, влияющих на устойчивость ее функционирования. Для этого необходимо рассмотреть все возможные события, которые могут привести к ЧС. Делать это целесообразно в нескольких масштабных уровнях: региональном, районном и объектовом.

Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов экономики

 

  Прежде всего регион размещения. Здесь следует учитывать наиболее вероятные и опасные стихийные бедствия. Например, землетрясения, наводнения, оползни и другие.

  Нельзя забывать и о метеорологических  особенностях региона, Важна и  социально-экономическая ситуация: состояние экономики, уровень занятости работоспособного населения, благосостояние людей.

  Надо учитывать, где расположен объект: рельеф местности, характер застройки, насыщенность транспортными коммуникациями, наличие потенциально опасных предприятий (радиационного, химически-, бактериологически-, пожаро-, взрывоопасных).

  И, наконец, внутренние факторы,  влияющие на устойчивость: численность работающих, уровень их компетентности и дисциплины; размеры и характер объекта, выпускаемая продукция; характеристика зданий и сооружений; особенности производства, применяемых технологий и материалов, веществ; потребность в основных видах энергоносителей и воде, наличие своих ТЭЦ (котельных); количество и суммарная мощность трансформаторов, газораспределительных станций (пунктов) и системы канализации.

  На основе анализа всех факторов, влияющих на устойчивость функционирования, делается вывод о возможности возникновения чрезвычайной ситуации и ее влиянии на жизнедеятельность объекта.

  В основе оценки влияния на жизнедеятельность лежит оценка устойчивости объекта, т.е. его способность функционировать в условиях чрезвычайной ситуации.

II. Исследование устойчивости функционирования  в ЧС мирного времени

 

  Коротко устойчивость —  это способность продолжать работу  в чрезвычайной ситуации.

  Первоначально устойчивость закладывается еще на стадии проектирования здания, сооружения, промышленной установки, технологической линии. (“Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений” СНиП-1 1-01-95).

  Однако с течением времени та устойчивость, которая была заложена в проект и воплощена при строительстве, начинает переставать соответствовать новым условиям. С течением времени здания, сооружения, оборудование стареют, к тому же, время от времени изменяются технологии, осваивается выпуск другой продукции, а вероятный противник постоянно работает над созданием все более эффективных средств вооруженной борьбы.

  Поэтому возникает необходимость  выявления слабых мест, которые  появились в устойчивости с течением времени. Именно для этого и проводится исследование устойчивости. Делать это рекомендуется (Постановлением СМ РСФСР № 249-13 от 7.05.81 г. “О проведении научно-исследовательских работ по повышению устойчивости функционирования”) не реже одного раза в пять лет.

  Главная цель исследований заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению. Работу эту организует и осуществляет руководитель предприятия, с максимальным привлечением научно-исследовательских и проектных организаций. Проводится она в три этапа (рис.).

  На первом этапе осуществляются мероприятия, направленные на организацию исследований. При этом определяются объем исследований и необходимые для этого силы и средства. Создаются расчетно-исследовательские группы, в состав которых включаются специалисты цехов и служб объекта, способные квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта. При оценке устойчивости всего предприятия такие группы возглавляют главный инженер, главные специалисты и начальники служб. Исследованием устойчивости работы цехов руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя исследования, возглавляемую главным инженером.

Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и отделами, секторами или специально назначенными лицами по делам ГО и ЧС (штабом по делам ГО и ЧС объекта).

  К таким документам относятся:

  — приказ руководителя;

  — план проведения исследований;

  — задания расчетно-исследовательским  группам.

  В приказе указываются:

  цель исследований и сроки  их проведения; объем предстоящих  работ; состав расчетно-исследовательских групп по направлению исследований; вид отчетности и сроки представления; контроль за исследованиями.

  В плане исследований содержится  перечень всех мероприятий, проводимых в ходе работ с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и видов отчетности.

  Задание каждой группе должно  включать перечень вопросов, подлежащих  исследованию, с указанием сроков  выполнения по промежуточным  этапам, а также возможные максимальные  значения параметров поражающих  факторов.

  Организационный этап заканчивается проведением руководителем совещаний исполнителей, на котором они получают основные указания о порядке проведения предстоящих исследований, изучении методики оценки, проведении инженерных расчетов и разработке мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта.

  На втором этапе проводится  непосредственная работа по оценке  устойчивости отдельных элементов и систем, а также объекта в целом. Каждая из расчетно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости слабых мест, элементов, систем, приборов.

  На третьем этапе результаты  исследований обобщаются. Составляется  отчетный доклад, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы объекта.

Информация о работе Предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций