Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:08, реферат
Загрязнение подземных вод не является локальным процессом, оно в значительной степени обусловлено загрязнением других природных сред - атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв. Будучи загрязненными вследствие выбросов различных веществ антропогенного происхождения, эти среды становятся как бы вторичными источниками загрязнения, влияющими на подземные воды. В свою очередь загрязнение подземных вод может сказаться на качестве речных вод в местах разгрузки загрязненных подземных вод в реки.
Введение…………………………………………………………………………
1 Понятие "нефтепродукт". Источники загрязнения подземных водоносных горизонтов нефтепродуктами………………………………..
1.1 Нефтепромысел…………………………………………………………
1.2 Транспортирование нефти и нефтепродуктов………………………
1.3 Нефтеперерабатывающие заводы и базы хранения нефти и нефтепродуктов………………………………………………………..
1.4 Склады горючих веществ и мазута…………………………………….
2 Условия нахождения и миграции нефтепродуктов в горных породах и подземных водах……………………………………………………………..
2.1 Газообразные углеводороды……………………………………………
2.2 Движение жидких углеводородов……………………………………
2.3 Движение растворенных и эмульгированных нефтяных веществ в подземной воде…………………………………………………………
3 Мониторинг состояния недр на объектах нефтепродуктового загрязнения…………………………………………………………………..
3.1 Определение нефти и нефтепродуктов в подземных водах…………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
- накоплены и обобщены
данные об источниках
- установлены масштабы
и интенсивности вторичного
- сформированы базы данных
первичной и обработанной
- дана оценка состояния
и свойств компонентов
Многообразие нефтепродуктов заключает в себе сложность проблемы их мониторинга: каждый из продуктов, имея собственный обусловленный химический состав, обладает индивидуальной растворимостью и биодеградацией. Для нефтей, например, растворимость составляет 10 – 50 мг/л, для бензинов – 9-505 мг/л, для керосинов – 23–5 мг/л, для дизельных топлив – 8-22 мг/л. Увеличение растворимости наблюдается в ряду: ароматические > циклопарафиновые > парафиновые, а скорость биодеградации возрастает в ряду: н-алканы > разветвленные алканы > ароматические углеводороды > циклопарафины. Поэтому необходимо разрабатывать специфические методики контроля для каждого отдельно взятого загрязнителя.
В случае с водой проблема заключается в том, что нефтяные загрязнения в природных водах имеют тенденцию к рассеиванию и миграции. Различие наблюдается и в поведении объектов водной среды: поверхностных, подземных водах и почвогрунтах. Так, например, в поверхностных водах состав НП под влиянием испарения и интенсивного протекания химического и биологического разложения претерпевает за короткий срок быстрые изменения, а в подземных водах, наоборот, процессы разрушения заторможены.
3.1 Определение нефти и нефтепродуктов в подземных водах
В зависимости от вида воды (сточная, для технических целей, питьевого водоснабжения и т. д.) предельно допустимые концентрации (ПДК) нефтепродуктов в ней изменяются в широких пределах: от сотых долей до десятков миллиграммов на литр.
Особенно жесткие требования предъявляются к содержанию нефтепродуктов в водах питьевого назначения. Санитарные нормы различных стран допускают концентрации для отдельных видов нефтей и нефтепродуктов в интервале 0,3—0,01 мг/л.
Для упрощения задачи определения нефтепродуктов в водах аналитическое понятие нефти и нефтепродуктов ограничено суммой углеводородов (международный симпозиум в Гааге, 1968 г.). Среди лабораторных методов, используемых для определения нефти и нефтепродуктов, можно выделить три основные группы:
1) неспецифические методы количественной оценки (весовой, турбидиметрический, пикнометрическнй и др.);
2) методы, обладающие групповой специфичностью по отношению к тем или иным углеводородным классам нефтей, используемые для количественной оценки и идентификации (спектроскопические);
3) высоко-специфические
методы по отношению к
Как правило, все методы включают процедуру выделения нефтепродукта из образца (экстракция, адсорбция и др.) в сочетании с тем или иным способом конечного измерения. При исследовании загрязнения нефтепродуктами источников питьевой воды наиболее общими задачами являются:
1) определение суммы
углеводородов с
2) идентификация источника загрязнения.
Эти задачи общие для поверхностных и подземных источников водоснабжения, однако аналитические подходы должны учитывать специфические особенности миграции и рассеивания нефтепродуктов в поверхностных и подземных условиях. Например, для подземных вод целесообразно принимать во внимание наибольшую опасность загрязнения бензин-дизельными фракциями и растворенными углеводородами.
Неспецифические методы, применяемые главным образом для определения нефтепродуктов в водах с однородным составом, отличаются низкой чувствительностью
Методы, обладающие групповой специфичностью. К ним можно отнести спектроскопические методы, основанные на поглощении в инфракрасной (ИКС) и ультрафиолетовой (УФС) областях или на флуоресценции. Эти методы обладают ограниченной пригодностью для решения отдельных задач в силу того, что их чувствительность к различным классам углеводородов нефти различна. Эти методы пригодны, когда нефтепродукт в воде представлен диспергированной, или пленочной, формой, т. е. находится в виде отдельной фазы, которая по групповому составу близка исходному нефтепродукту. В то же время, если нефтепродукт присутствует в воде главным образом в растворенном состоянии, т. е. в его групповом составе преобладают ароматические углеводороды (70—99%), то использование спектроскопических методов для суммарной оценки углеводородного загрязнения нецелесообразно.
Среди высоко-специфических методов наиболее специфическими являются методы газовой хроматографии (ГХ). Они позволяют решать задачи как количественной оценки, так и идентификации источника загрязнений нефтепродуктами. Для анализа разнообразных видов и миграционных форм нефтепродуктов метод ГХ имеет большие преимущества перед спектроскопическими методами, поскольку является прямым методом, не требующим калибровки по образцу. Различные нефтепродукты и миграционные формы могут быть проанализированы при использовании разных вариантов ГХ-методик, позволяющих учитывать низко- и высококипящие углеводороды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день на практике предприятия и организации делают всё возможное, чтобы уделять минимум внимания вопросам предупреждения, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Предприятиям необходимо развивать подразделения реагирования, совершенствовать технологию предупреждения и локализации разливов нефти и нефтепродуктов, совершенствовать переработку отходов и т.д.
Вместе с тем, работа предприятий продолжается в прежних, устаревших объективных условиях и взглядах на развитие эффективной экономики. Задачи реагирования на возможные разливы решаются формально, медленно и объективно не достаточно, с нарушением законодательства в условиях повышения внимания к вопросам экологизации управления и снижения рисков возникновения аварийных ситуаций.
Как показывает практика, любой разлив нефти и нефтепродуктов, может перерасти в чрезвычайную ситуацию техногенного характера, нанося огромный ущерб окружающей среде и населению, а также экономике, так как для ликвидации последствий подчас необходимо тратить гораздо больше средств нежели на задачи предупреждения и своевременного реагирования.
В российском законодательстве в области предупреждения и ликвидации разливов нефти, в 2000 году на основе зарубежного опыта и международного законодательства было принято Постановление Правительства от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» .
В 2002 году Постановлением Правительства № 240 от 15.04.2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» были внесены изменения и дополнения. На основе данных постановлений 28 декабря 2004 года был разработан и подписан приказ МЧС России №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», зарегистрированный в Минюсте 14.04.2005 года за номером 6514.
Помимо указанных документов вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти уделено серьезное внимание в ряде других Постановлений Правительства и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, включая Минприроды России и Минтранса России, особенно касающихся борьбы с нефтяным загрязнением на море.
Одним из важнейших аспектов минимизации последствий разливов нефти и нефтепродуктов является требование о поддержании в готовности сил и специальных технических средств прежде всего для локализации произошедшего разлива и его последующей ликвидации. Это значит, что предприятия и организации должны постоянно заботиться о том, чтобы в необходимой близости от объекта находились специально обученные люди со специальной техникой и оборудованием, которые могли бы оперативно, а главное качественно реагировать на произошедшие разливы нефти и нефтепродукты и не допускать усугубления последствий таких разливов для окружающей среды и систем жизнеобеспечения населения. При этом, если таких сил и средств не хватит руководители организаций должны заранее беспокоится о том, какие дополнительные силы и средства и откуда могут быть запрошены. Это могут быть силы и средства других организаций, профессиональных аварийно-спасательных формирований, в том числе государственных. Этот вопрос является одним из существенных при осуществлении организациями планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Несмотря на все предусмотренные мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения природной среды, нарушение экосистем, к сожалению, всегда возможны. Уровень этих нарушений будет полностью зависеть от выполнения всего состава мероприятий, неуклонного соблюдения технических и технологических норм, а также от экологической культуры работников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ