Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:30, контрольная работа
В юридической литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное право. Право природопользования как правовой институт (объективное право) представляет собой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объектов природы. То есть, нормы права природопользования закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д. Данные нормы содержатся соответственно в Земельном, Водном, Лесном кодексах и Кодексах о недрах, о земле, в законах о животном мире, иных природоресурсных нормативных правовых актах. Институт права природопользования является важнейшим правовым институтом экологического права, который призван обеспечить рациональное использование всех природных богатств.
1. Понятие, объекты и субъекты права природопользования……...3
2. Права и обязанности природопользователя. Основания возникновения и прекращения права природопользования……………..….7
Список использованных источников……………..…………………15
Задача………………………………………………….………………16
Юридические и физические лица должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически опасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведения мероприятий по охране природных объектов и воспроизводству природных ресурсов. Общей обязанностью всех природопользователей является выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления, в том числе специально уполномоченных на то органов государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Одной
из основных обязанностей природопользователей
по законодательству об охране окружающей
природной среды является ведение
совместно с государственными природоохранными
органами и органами государственной
статистики количественного и
По водному законодательству, например, водопользователь обязан вести в установленном учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематическое наблюдение за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда. По подземным водным объектам информация должна представляться также и в государственный орган управления использованием и охраной недр.
Запрещается или в установленном порядке признаются неправомерными действия природопользователей так же, как и органов государственной власти, нарушающие антимонопольные требования законодательства. Основные специальные права природопользователей установлены законодательством и зависимости от вида природопользователя и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта права природопользования.
К числу этих прав можно отнести, например, следующие ниже приведенные.
Некоторые
категории субъектов права
Это
управление представляет собой, в основном,
распределение и
Предприятия и организации - природопользователя при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды. Специальные обязанности, предусмотренные законом, можно показать на следующих примерах. Такие природопользователи, как предприятия и организации, обязаны, например, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды.
Временный землепользователь обязан привести нарушенный им участок земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Специальной обязанностью является рекультивация земель, то есть приведение земельных участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственных или иных нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых.
Природопользователи при реализации предоставленных им правомочий не имеют права осуществлять свою деятельность вне пределов установленных ограничений. Ограничения прав и обязанностей природопользователей могут вводиться при необходимости в том порядке, установленном законом, для обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Ограничения могут устанавливаться вплоть до запрета отдельных видов природопользования. Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в специальных нормативно-правовых актах по вопросам использования природных ресурсов. Возникновение права природопользования происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. Право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда, договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета. Основными действиями, имеющими юридическое значение при предоставлении земель, являются: а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка. б) получение документов, удостоверяющих это право.
Прекращение
права природопользования может быть
полным или частичным. Право природопользования
прекращается полностью, когда природопользователь
лишается права пользования на весь предоставленный
ему участок природного объекта. Частичным
прекращением называется изъятие у природопользователя
только части участка с сохранением за
ним права пользования остальной частью.
Основания изменения и прекращения различных
видов природопользования предусмотрены
в законодательстве о земле, о водах, об
охране и использовании животного мира,
в лесном, горном законодательстве.
Список
использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2. Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. N 191-З. Принят Палатой представителей 18 июня 1998 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 33, ст. 473). Юридическая база «ЮСИАС».
3. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».
4. Желваков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2000.
5. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001.
6.
С.А. Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое
право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ».
2000. – 398с.