Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 20:29, курсовая работа
1. Годовой объем производства тепловой энергии Q = 30000 ГДж. Котельная работает на бурых углях, поставляемых с месторождений ближайших угольных бассенов.
2. Тариф на перевозку угля железнодорожным транспортом Цт = 15 коп./т-км.
3. Предприятию установлены следующие нормативы:
предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферный воздух: золы углей – 10т/год; диоксида серы – 80т/год; оксида углерода – 30т/год; о1. Годовой объем производства тепловой энергии Q = 30000 ГДж. Котельная работает на бурых углях, поставляемых с месторождений ближайших угольных бассенов.
2. Тариф на перевозку угля железнодорожным транспортом Цт = 15 коп./т-км.
3. Предприятию установлены следующие нормативы:
предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферный воздух: золы углей – 10т/год; диоксида серы – 80т/год; оксида углерода – 30т/год; оксидов азота – 10т/год;
предельно допустимые сбросы (ПДС) в водные объекты: взвешенных веществ – 1т/год; нефтепродуктов – 0,1т/год; легкоокисляемых органических соединений (по БПК) – 0,9т/год;
лимиты размещения твердых отходов – 1000т/год.
ксидов азота – 10т/год;
предельно допустимые сбросы (ПДС) в водные объекты: взвешенных веществ – 1т/год; нефтепродуктов – 0,1т/год; легкоокисляемых органических соединений (по БПК) – 0,9т/год;
лимиты размещения твердых отходов – 1000т/год.
- у заявителя отсутствует организационная структура, обеспечивающая выполнение заявляемой лицензируемой деятельности;
- не обеспечивается соблюдение законных интересов потребителей;
- производственная и эксплуатационная база, используемая заявителем, не отвечает необходимым техническим и экологическим требованиям;
- в результате реализации заявляемого вида деятельности по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг могут быть нарушены условия международных договоров и соглашений Российской Федерации;
- заявляемая лицензируемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации;
- заявляемая деятельность по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг может нанести технический, экономический или военный ущерб Российской Федерации;
- заявителем нарушаются требования антимонопольного законодательства.
Контроль за соблюдением условий, оговоренных в предоставленных лицензиях, осуществляется РКА.
Правовое значение природно-ресурсных лицензий состоит в том, что они служат основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений между государством в лице его уполномоченных органов и субъектами хозяйственной деятельности по поводу использования природных объектов. При их долгосрочном использовании, связанном с предпринимательской деятельностью лицензиата, специальные разрешения дополняются договорным регулированием. Заключаемые при этом договоры носят вспомогательный характер, а их содержание сводится к детализации условий выдачи разрешений. Изменение лицензионных условий влечет внесение поправок в договор, аннулирование лицензии - безусловное расторжение договора.
Первым значительным шагом к отказу от господства лицензионной формы в природопользовании стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Им установлены основы инвестиционного процесса в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья и закреплена основная роль договора в его регламентации. Сторонами соглашений о разделе продукции должны выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органов и субъекты предпринимательской деятельности. Для соблюдения формального соответствия ранее принятым законодательным актам о недропользовании закон предусматривает наряду с заключением указанных соглашений выдачу инвесторам лицензий на право пользования участком недр, сводя их, однако, к вторичным удостоверяющим документам. Он, в частности, прямо предусматривает, что лицензия выдается на основании соглашения в течение 30 дней с даты его подписания и отказ в ее выдаче не допускается (ст. 2, 4 и 5). При этом период действия лицензии зависит от продолжительности срока соглашения.
Сегодня развитие договорных начал необходимо прежде всего в области долгосрочного предпринимательского использования ресурсов. При этом отборочная функция лицензии - проверка предприятий на предмет соответствия определенным требованиям - вполне может выполняться в рамках проведения конкурсов и аукционов на право заключения соответствующих договоров. Однако говорить о господстве договорной формы можно будет только после широкого вовлечения природных объектов в гражданский оборот.
Вместе с договорной формой существует рыночный механизм продажи прав на изменение окружающей среды. Эти права могут продаваться предприятиям и государственным органам другим предприятием. Документом, закрепляющим получение прав, является лицензия.
Использование экологической лицензии позволяет отказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в систему рыночного управления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Концепцию экологических лицензий с начала 70-х годов XX в. разрабатывает и совершенствует Агентство по охране окружающей среды США.
К основным составляющим механизмов экологического лицензирования относятся:
- политика «облака», которая позволяет экологическим органам оценить экологическое влияние фирмы только в целом, а внутри себя фирма свободно распределяет выбросы между источниками;
- политика компенсаций, которая определяет правила экономического роста в регионах, т.е. новая фирма, желающая открыть новые предприятия, должна выкупить право на эмиссию каждого из загрязняющих веществ у других фирм этого региона, при этом продавцы должны сократить выбросы;
- выпуск банковских обязательств, которые предусматривают возможность накопления лицензий на выбросы, т.е. если фирма опустила свои выбросы ниже уровня, предусмотренного стандартом, то на разницу она получает аккредитив, который может положить в специальный банк, что облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицензий.
В основе решения, принимаемого предприятием-покупателем экологической лицензии, лежат два условия: экологическая допустимость и экономическая возможность.
Торговля экологическими лицензиями является действенным инструментом поощрения предприятий, ведущих природоохранную деятельность.
1.4 Источники и объекты экологического права
Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная путем опроса или референдума по поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле понимаются формы права, в которых содержатся общие правила поведения – нормы права. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники экологического права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство. В России можно выделить несколько периодов развития экологического законодательства:
1) возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов (1917-1922 гг.);
2) активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления (1922-1963 гг.);
3) принятие во всех республиках СССР законов об охране природы (1957-1963 гг.);
4) проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах и пр. (1968 – 1980 гг.);
5) попытка перестроить общественные отношения в охране природы (1985-1990 гг.);
6) пересмотр законодательства РФ (1990 г. и до настоящего времени).
В основу экологического законодательства положены следующие основополагающие нормативные акты: Декларация Первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина (1991 г.) и Конституция РФ (1993 г.). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. В первую подсистему входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие акты комплексного правого регулирования. Во вторую подсистему входят Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, а также другие акты, регулирующие использование природных ресурсов. Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ, которая вводит трехзвенное определение экологической деятельности в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
19 декабря 1991 г. Верховный Совет РФ принял Закон об охране окружающей природной среды, необходимость принятия которого была вызвана социально-экономическими (острая эколого-экономическая ситуация) и юридическими причинами (образование пробелов экологического законодательства и отсутствие комплексных актов для регулирования охраны природной среды). Предметом регулирования закона служат экологические отношения, в регулировании которых закон преследует следующие задачи: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и человека; оздоровление и улучшение качества природной среды. Центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ядром данного закона служат природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задачи охраны природной среды и действующие в комплексе с нормами других отраслей права. Нахождение той или иной нормы, регулирующей поведение по отношению к природе, в природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования. Аналогичные выводы можно сделать и по другим законам экологического права.
Рассмотрим ранее упоминавшиеся экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией надо понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит в неспособности норм экологического права, заложенных в специальных законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон. В числе других экологизированных законов следует назвать Закон о местном самоуправлении. В заключение темы об источниках экологического права следует отметить, что экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях, но в части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.
Перейдем теперь к рассмотрению объектов экологического права. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, все охраняемые законом объекты земной природы делятся на три категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные объекты – особо охраняемые. Под объектом «окружающая природная среда» понимают сочетание природы и окружающей человека среды. Под природой действующее законодательство понимает природную среду в узком смысле слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционального развития материального мира и состоящую из естественных экологических систем.
Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства в той части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, и в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления ли условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.
Интегрированный подход к характеристике окружающей среды ставит в центре ее внимания охрану экологических систем, три вида которых названы в Хартии природы: естественные, сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека; модифицированные, измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности; трансформированные, преобразованные человеком естественные структуры для удовлетворения своих хозяйственных потребностей. Охрана природных экосистем ведется путем организации заповедников и других форм особо охраняемых территорий, а также посредством рационального природопользования.
Природный объект можно определить как составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях – экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является главной; выполнение ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.
Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся на две группы:
1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Обеспечение экологических прав человека гарантируется законом РФ об охране окружающей природной среды. Закон РФ подтверждает, что государство в лице его полномочных органов и должностных лиц гарантирует поддержку общественного мнения в нормализации экологической обстановки.
1.5 Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды.
Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы.
Структура механизма состоит из четырех звеньев.
Информация о работе Расчет эколого-экономических показателей предприятия топливной промышленности