Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 20:29, курсовая работа
1. Годовой объем производства тепловой энергии Q = 30000 ГДж. Котельная работает на бурых углях, поставляемых с месторождений ближайших угольных бассенов.
2. Тариф на перевозку угля железнодорожным транспортом Цт = 15 коп./т-км.
3. Предприятию установлены следующие нормативы:
предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферный воздух: золы углей – 10т/год; диоксида серы – 80т/год; оксида углерода – 30т/год; о1. Годовой объем производства тепловой энергии Q = 30000 ГДж. Котельная работает на бурых углях, поставляемых с месторождений ближайших угольных бассенов.
2. Тариф на перевозку угля железнодорожным транспортом Цт = 15 коп./т-км.
3. Предприятию установлены следующие нормативы:
предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферный воздух: золы углей – 10т/год; диоксида серы – 80т/год; оксида углерода – 30т/год; оксидов азота – 10т/год;
предельно допустимые сбросы (ПДС) в водные объекты: взвешенных веществ – 1т/год; нефтепродуктов – 0,1т/год; легкоокисляемых органических соединений (по БПК) – 0,9т/год;
лимиты размещения твердых отходов – 1000т/год.
ксидов азота – 10т/год;
предельно допустимые сбросы (ПДС) в водные объекты: взвешенных веществ – 1т/год; нефтепродуктов – 0,1т/год; легкоокисляемых органических соединений (по БПК) – 0,9т/год;
лимиты размещения твердых отходов – 1000т/год.
Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы.
Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов.
Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.
Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).
Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.
На третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).
Экологическая ответственность - ответственность за экологические правонарушения.
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую.
Административная ответственность устанавливается за нарушение:
1) правил охоты и рыболовства;
2) правил осуществления других видов пользования животным миром;
3) решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;
4) правил по карантину животных;
5) ветеринарных правил.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются:
1) защита общественных отношений в сфере экологии;
2) наказание правонарушителя;
3)предупреждение совершения им новых правонарушений и правонарушений со стороны других граждан;
4) воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
Единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в деянии правонарушителя состава экологического правонарушения.
Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Состав правонарушения включает в себя: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий и учреждений, независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды.
Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором.
Дисциплинарная ответственность выражается наказанием в виде:
1) замечания, выговора;
2) строгого выговора;
3) увольнения.
Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, с которым виновный находится в трудовых отношениях. Причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка. Вред возмещается полностью, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом и может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
1.7 Экологические преступления
Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое посягает на окружающую среду и отдельные её компоненты, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение оптимальной жизнедеятельности человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоит в непосредственном противоправном использовании природных объектов или воздействии на них, приводящим к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Понятие экологические преступления учитывает особенности социально и экологически вредного поведения и общие черты преступления как уголовно наказуемого деяния. Оно вырабатывается поэтому с учётом положений ст. 14 УК РФ («Понятие преступления») и ст. 81 и 85 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года.
Ст. 85 Закона даёт нормальное определение экологического преступления как общественно опасного деяния, посягающего на установленный Российской Федерацией экологический правопорядок, экологическую безопасность и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Анализ содержания понятия «экологическое преступление» базируется на выявлении их черт, как экологичность, противоправность и общественная опасность.
Экологичность, или отнесение к экологическому того или иного преступления, основывается на социальной или природной закономерностях взаимодействия общества и человека с природой; отражает уровень развития науки и технологий; зависит от уровня научных представлений о механизмах различных видов антропогенной деятельности. Даёт возможность выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний. Идентифицирующими признаками экологических преступлений являются: освоение объектов окружающей среды (её компонентов, элементов, природных ресурсов) как операционального базиса деятельности или иные (например, культурные, духовные) социальные ценности; направленность на такое использование объектов окружающей среды, которое прямо запрещено уголовным законом; непосредственное (контактное) социально осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных параметров окружающей среды; нарушение прав человека «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» Конституция РФ // Ст. 42.
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложнейший правовой феномен. Они в большей степени, чем иные преступления, зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники. Их правовая основа изменчива, их общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами и профессиональными юристами однозначно.
Большинство диспозиций норм Уголовного кодекса РФ, устанавливающих ответственность за экологические преступления, как им ранее действующий УК РСФСР, являются бланкетными. Законодатель чаще всего при формулировании составов использует обороты «нарушение правил охраны окружающей среды», «нарушение правил захоронения», «нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ» и т. п. В тексте уголовно - правовых норм применяются понятия и термины, носящие специальный характер, обозначающий виды деятельности, объекты и другое (популяции, критические местообитания, естественные богатства континентального шельфа, зона экологического бедствия, размещение, обращение с опасными отходами и т. п.). Для понимания статей главы 26 Уголовного кодекса РФ и правильного их применения необходимо обращаться не только к текстам Общей и Особенной частей Уголовного кодекса РФ, но и к специальному законодательству, в котором содержатся определения терминов и формулируются правила охраны окружающей среды, устанавливается порядок экологически значимой деятельности, т. е. следует обращаться в первую очередь к экологическому и природоресурсному законодательству.
Экологическое и природоресурсное российское законодательство имеет значительно более сложную структуру, чем уголовное. Они не относятся к числе кодифицированных отраслей даже в тех случаях, когда имеются основные акты, например, Лесной, Водный или Земельный кодексы, а состоят из огромного массива законодательных и иных нормативно - правовых актов. Собственно экологическое законодательство переживает в последние годы этап бурного развития: начиная с 1995 года принято значительное число новых, часто не имеющих аналогов в российской правовой системе федеральных законов и ещё большее количество подзаконных, включая ведомственные, актов. При этом утверждать, что экологическое законодательство, как и земельное и другие, полностью сформировалось, было бы преувеличением. До сих пор не принят федеральный закон, регулирующий обращение с отходами производства и потребления. Ст. 247 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными отходами. Ввиду отсутствия закона лицам, решающим уголовно - правовые проблемные ситуации, следует пользоваться лишь подзаконными нормативными актами.
Уяснения содержания понятия «экологическое преступление» и отдельных норм главы 26 УК РФ приводит к необходимости использовать следующие федеральные законы: «Об охране окружающей природной среды» от 19 июля 1995 года (с измен. и доп. от 10.01.02); «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 года; «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 года; « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 18 июня 1992 года; «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года; «О животном мире» от 22 марта 1995 года (в ред. 11.11.03); «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 года; «О мелиорации земель» от 8 декабря 1995 года; «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года.
Важнейшие положения содержатся в законодательстве о здравоохранении, в гражданском, административном, таможенном законодательстве и иных отраслях права. Многие термины и понятия разъясняются в федеральных целевых программах.
Общественная опасность экологических преступлений не сводится к сумме вредных единичных последствий, к сумме причинённого экологического и экономического вреда, а также вреда здоровью людей, хотя эта составная часть общественной опасности наиболее очевидна и ощутима. Она имеет качественные и количественные характеристики.
Качественная сторона общественной опасности определяется характером социальных ценностей, которым противопоставлено данное противоправное поведение, расхождение его с действительными интересами и возможностями общества и человека, а также всем содержанием экологически вредного поведения (при обращении к составу преступления, т. е. юридической модели поведения, - всеми его признаками). Таким образом, общественная опасность экологических преступлений состоит в умалении экологических интересов общества, в частности нарушения прав каждого на благоприятную окружающую среду, в причинении вреда здоровью, имуществу, природе, в подрыве уважения к правовым природоохранительным и иным нормам, в снижении уровня безопасности населения, экологической дисциплины и др.
Информация о работе Расчет эколого-экономических показателей предприятия топливной промышленности