Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Одной из самых важных проблем человечества является проблема сохранения окружающей среды и переход общества к устойчивому развитию.
Охрана окружающей среды - сложная, многогранная проблема, требующая для своего решения как глобальных, так и локальных усилий стран и регионов.
При решении экологических проблем трудно переоценить роль экологического воспитания и образования, а также подготовки экологических кадров. Практическое использование экологических знаний с целью решения множества задач, выдвигаемых современным уровнем развития науки, требует более углублённых и специальных познаний в различных разделах дисциплины «Экология».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………...

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
Национальная система мониторинга окружающей
среды Республики Беларусь………………………………………………………..
Основные объекты наблюдений……………………………………………….

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………….
2.1 Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
2.2 Правовые меры охраны атмосферного воздуха……………………………….

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ………………....
3.1 Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного
воздуха в Республике Беларусь…………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Организация этих связей, а также обнаружение, идентификация  и обработка ситуаций, возникающих  при ведении базы данных, являются первоочередными функциями административного управления баз данных.

Выполнение  указанных основных функций обеспечивает:

  • способность оперативного реагирования на все опасные ситуации ;
  • устойчивость функционирования всей системы при возникновении отказов элементов системы;
  • максимальное использование технических средств системы принятия решений;
  • сочетание иерархической структуры взаимодействия средств административного управления с максимальной автономией в решении возложенных на них задач.

Территориально  информационно-аналитические центры отдельных видов мониторинга располагаются следующим образом:

• Медицинский  мониторинг - РЦГЭ при тесном взаимодействии с БЕлНИСГИ.

Информация  о состоянии общественного здоровья представляет собой интегральную оценку влияния всех, в том числе неидентифицированных, загрязнителей, их комплексного и комбинированного воздействия на организм человека. Сбор-информации об изменениях в состоянии здоровья населения, связанных с качеством окружающей среды, осуществляется учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РБ и Комгидромета. При этом ведутся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, метеорологическими показателями, качеством питьевой воды и уровнями шумовой нагрузки.

В состав получаемой и анализируемой информации входят результаты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в условиях городских территорий (охватывает все крупные города и промышленные центры республики), а также за химическим составом атмосферных осадков (дождь, снег) и аэрозолей на сети метеостанций.

Состав контролируемых показателей по приоритетному списку включает в себя 6 ингредиентов и по дополнительному списку - специфические вещества, перечень которых определяется технологией производства основных промышленных предприятий в городе.

Мониторинг  гидросферы осуществляется силами двух головных организаций, что обусловило необходимость организации двух информационно-аналитических центров, расположенных в ЦРКМ Госкомгидромета и ПО ""Беларусьгеология".

Информация  о загрязнении поверхностных  и подземных вод поступает  с:

    • 4 пунктов фонового ранга и 123 пунктов наблюдений регионального ранга (мониторинг поверхностных вод);
    • 31 поста фонового ранга и 47 постов регионального ранга (мониторинг подземных вод).

В состав контролируемых показателей включены гидрохимические, гидробиологические и гидрологические характеристики. Кроме того, в качестве дополнительной информации используются данные об уровенном и температурном режимах подземных вод и состоянии почвогрунтов.

Мониторинг  земель (почв) - БелНИИПА.

Мониторинг  земельного фонда не имеет собственной сети наблюдений, а базируется на материалах статистической отчетности о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Агропочвенный мониторинг ведется на землях сельскохозяйственного использования и включает в себя полевые опыты по изучению изменений почвенного покрова под влиянием различных природных и антропогенных факторов.

Информация  по мониторингу агротехногенно загрязненных почв поступает с 36 пунктов наблюдений в зоне влияния крупных и средних  городов республики, 21 геоботанического профиля в придорожных полосах, хозяйств 28 районов (за содержанием остаточных количеств пестицидов), 100 реперных пунктов изучения глобального загрязнения почв.

• Мониторинг общего содержания атмосферного озона Госкомгидромет.

Экологическому  контролю подлежат следующие основные показатели: общее содержание озона в атмосфере, вертикальное распределение озона и биологически активное ультрафиолетовое излучение. В состав сопутствующей фиксируемой информации входят: оптическая плотность аэрозолей, содержание малых газовых составляющих, давление воздуха, метеорологическая дальность видимости, количество и формы облачности и т.д.

 

1.2 Основные объекты наблюдений

 

Основными объектами наблюдений являются:

    • атмосферный воздух;
    • поверхностные и подземные воды;
    • почвы (в т.ч. сельскохозяйственные и лесные угодья) ;
    • объекты жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее  время на территории Республики Беларусь действует сеть постоянных пунктов  радиационного мониторинга, принятая в качестве основы при создании НСМОС. Мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы у-излучения (56 пунктов), уровнями радиоактивных выпадений из атмосферы (26 пунктов), содержания радиоактивных аэрозолей в воздухе (б стационаров).

Мониторинг  радиоактивного загрязнения поверхностных  вод осуществляется на 5 крупных  реках (Припять, Днепр, Сож, Ипуть, Беседь) и на малых реках (18 створов и 43 водотока). Мониторинг радиоактивного загрязнения подземных вод осуществляется в 85 скважинах.

Мониторинг  радиоактивного заражения почвы  ведется на сети, которая состоит  из 18 ландшафтно-геохимических полигонов  и 181 реперной площадки. В системе  Минжилкомхоза проводится контроль за радиоактивным загрязнением питьевой воды, сточных вод и их осадков, а также, контроль за уровнем радиоактивного загрязнения на полигонах захоронения коммунально-бытовых отходов и др.

Комплексный экологический  мониторинг - БелНИЦ "Экология".

Система комплексного экологического мониторинга создается  в целях объединения ряда программ отдельных видов мониторинга для оценки и прогноза экологического состояния окружающей среды путем организации сбора информации о состоянии компонентов природной среды в условиях одного стационара. Изучение закономерностей миграции, трансформации и аккумуляции загрязняющих веществ в биотической и абиотической сферах послужит основой для создания надежных моделей (сценариев) изменения окружающей среды и даст возможность разработать систему природоохранных мер национального уровня. Предполагается организация стационаров комплексного экологического мониторинга на базе национальных парков и Березинского биосферного заповедника, что обеспечит получение информации о состоянии окружающей среды под воздействием фоновых глобальных процессов и трансграничных переносов загрязняющих веществ (стационары 1 ранга). Такие стационары могут рассматриваться в качестве составной части международной (глобальной) системы мониторинга окружающей среды, а получаемые результаты могут быть использованы в качестве региональных стандартов и характеристик условно "чистых" территорий. Стационары II ранга по своим природным условиям являются аналогами стационаров 1 ранга и размещаются в зонах интенсивного техногенного влияния с учетом господствующих ветров и специфики нарушения природного равновесия. Сеть комплексного экологического мониторинга включает 7 стационаров 1 и II рангов.

Мониторинг  растительности имеет 5 информационно-аналитических  центров в соответствии со своей  внутренней структурой - в ПО "Белгослес", ГП "Беллесозащита", ИЗБ АН РБ, БГУ, НПК "Космоаэрогеология". Система мониторинга растительности формируется в значительной степени из независимых блоков, соответствующих основным типам растительности республики (лесная растительность, луговая, водная и растительность специальных защитных насаждений). Мониторинг лесной растительности (лесной мониторинг) соответствует 1 и 2-ой ступеням мониторинга по версиям UNEP/ECE и базируется на Национальной сети лесного мониторинга. Объекты мониторинга луговой растительности выделяются по ландшафтно-территориальному принципу, а также с учетом техногенного влияния на луговые угодья. Луговой мониторинг включает в себя наблюдения за состоянием луговой, лугово-болотной и прибрежно-водной растительности. Мониторинг водной растительности не образует единой сети, а его пункты наблюдения приурочены к репрезентативным водоемам, в число которых вошли самые крупные, имеющие большое природное и водохозяйственное значение, а также ряд водоемов с уникальной флорой и находящихся под сильным антропогенным воздействием. Пункты наблюдения за водной растительностью на реках определены на основе бассейнового принципа . Мониторинг водной растительности предполагается организовать на 50 озерах и водохранилищах озерного типа, а также на 22 реках республики.

Мониторинг  животного мира - Институт зоологии АНБ. Сеть наблюдений за состоянием животного  мира формиру- ется в соответствии с  созданием различных уровней  ведения этого вида мониторинга. При этом, учитывая тесную зависимость  состояния зоокомплексов и отдельных видов животных от характера и состояния местообитаний, пункты наблюдений мониторинга животного мира должны быть приурочены к сети мониторинга растительности. При ведении мониторинга животного мира определяются параметры, характеризующие комплексы различных таксономических (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и т.д.) и экологических (лесные, водно-болотные и др. птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые-вредители леса, почвенные беспозвоночные и др.) групп, а также популяции биоцено-тически и хозяйственно наиболее значимых видов.

Мониторинг  чрезвычайных ситуаций - Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС). К сфере  функционирования этого вида мониторинга  относятся наблюдения и действия в режиме повышенной готовности и  чрезвычайном режиме, проводимые на территориях возможного или произошедшего загрязнения окружающей среды. Объектами наблюдений мониторинга чрезвычайных ситуаций являются: экологически опасные объекты народного хозяйства, территории, подверженные действию стихийных бедствий (паводки, наводнения, лесные пожары, пожары на торфяниках и т.д.), пункты и районы вспышек эпидемий, эпизоотий и эпитофий. Для целей мониторинга чрезвычайных ситуаций широко используются наблюдения, выполняемые в системе ведения других видов мониторинга НСМОС.

Локальный мониторинг относится к создаваемым видам. Информационно-аналитические центры предполагается создать при областных  и Минском городском комитетах  природных ресурсов и охраны окружающей среды. В случае необходимости такие  центры могут быть созданы и в других городах со сложной экологической обстановкой.

Главный информационно-аналитический  центр (ГИАЦ) НСМОС размещается на верхнем уровне информационной системы  и является ее центральным звеном, объединяющим ИАЦ отдельных видов  монито- ринга в единую интегрированную систему. ГИАЦ НСМОС ориентирован на координацию научно-методической и практической деятельности в области мониторинга окружающей среды, обеспечение совместимости всех видов информации. Все структурные подразделения информационной системы НСМОС организационно и функционально связаны между собой, сохраняя самостоятельность в качестве информационно-аналитических центров отдельных видов мониторинга.

Своеобразие информации, поступающей в Главный информационно-аналитический центр НСМОС, состоит в ее объемности, разноплановости и пространственной распределенности. Специфичность задач, стоящих перед информационной системой НСМОС, предопределяет необходимость представления фактографических материалов как в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм, так и в виде специализированных карт. Для успешного решения этих задач предполагается использование геоинформационных технологий (ГИС), что позволит упростить и ускорить любые сложные пространственные операции.

Важнейшее место  в информационной системе НСМОС принадлежит блоку картографии, в состав которого входят цифровые топографические, специальные тематические и экологические карты, т.е. практически атласы цифровых карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

2.1 Государственное управление  в области охраны атмосферного воздуха

 

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, включая Департамент по гидрометеорологии указанного министерства, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. 
 Контроль за охраной атмосферного воздуха состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. 
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение осуществления органами государственного управления и исполнительной власти, юридическими и физическими лицами мероприятий по охране атмосферного воздуха, выполнения условий выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него,  
а также иных правил, установленных законодательством Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха. Государственный контроль за соблюдением правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции осуществляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов. 
Республиканские органы государственного управления обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством  и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух  и снижения вредного физического и иного воздействия на него,  а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух на подведомственных им субъектах хозяйствования (ведомственный контроль).

Информация о работе Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в Республике Беларусь