Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:38, курсовая работа
Одной из самых важных проблем человечества является проблема сохранения окружающей среды и переход общества к устойчивому развитию.
Охрана окружающей среды - сложная, многогранная проблема, требующая для своего решения как глобальных, так и локальных усилий стран и регионов.
При решении экологических проблем трудно переоценить роль экологического воспитания и образования, а также подготовки экологических кадров. Практическое использование экологических знаний с целью решения множества задач, выдвигаемых современным уровнем развития науки, требует более углублённых и специальных познаний в различных разделах дисциплины «Экология».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………...
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
Национальная система мониторинга окружающей
среды Республики Беларусь………………………………………………………..
Основные объекты наблюдений……………………………………………….
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………….
2.1 Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
2.2 Правовые меры охраны атмосферного воздуха……………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ………………....
3.1 Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного
воздуха в Республике Беларусь…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...
Организация этих
связей, а также обнаружение, идентификация
и обработка ситуаций, возникающих
при ведении базы данных, являются
первоочередными функциями
Выполнение указанных основных функций обеспечивает:
Территориально
информационно-аналитические
• Медицинский мониторинг - РЦГЭ при тесном взаимодействии с БЕлНИСГИ.
Информация
о состоянии общественного
В состав получаемой и анализируемой информации входят результаты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в условиях городских территорий (охватывает все крупные города и промышленные центры республики), а также за химическим составом атмосферных осадков (дождь, снег) и аэрозолей на сети метеостанций.
Состав контролируемых показателей по приоритетному списку включает в себя 6 ингредиентов и по дополнительному списку - специфические вещества, перечень которых определяется технологией производства основных промышленных предприятий в городе.
Мониторинг гидросферы осуществляется силами двух головных организаций, что обусловило необходимость организации двух информационно-аналитических центров, расположенных в ЦРКМ Госкомгидромета и ПО ""Беларусьгеология".
Информация о загрязнении поверхностных и подземных вод поступает с:
В состав контролируемых показателей включены гидрохимические, гидробиологические и гидрологические характеристики. Кроме того, в качестве дополнительной информации используются данные об уровенном и температурном режимах подземных вод и состоянии почвогрунтов.
Мониторинг земель (почв) - БелНИИПА.
Мониторинг земельного фонда не имеет собственной сети наблюдений, а базируется на материалах статистической отчетности о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Агропочвенный мониторинг ведется на землях сельскохозяйственного использования и включает в себя полевые опыты по изучению изменений почвенного покрова под влиянием различных природных и антропогенных факторов.
Информация по мониторингу агротехногенно загрязненных почв поступает с 36 пунктов наблюдений в зоне влияния крупных и средних городов республики, 21 геоботанического профиля в придорожных полосах, хозяйств 28 районов (за содержанием остаточных количеств пестицидов), 100 реперных пунктов изучения глобального загрязнения почв.
• Мониторинг общего содержания атмосферного озона Госкомгидромет.
Экологическому контролю подлежат следующие основные показатели: общее содержание озона в атмосфере, вертикальное распределение озона и биологически активное ультрафиолетовое излучение. В состав сопутствующей фиксируемой информации входят: оптическая плотность аэрозолей, содержание малых газовых составляющих, давление воздуха, метеорологическая дальность видимости, количество и формы облачности и т.д.
1.2 Основные объекты наблюдений
Основными объектами наблюдений являются:
В настоящее время на территории Республики Беларусь действует сеть постоянных пунктов радиационного мониторинга, принятая в качестве основы при создании НСМОС. Мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы у-излучения (56 пунктов), уровнями радиоактивных выпадений из атмосферы (26 пунктов), содержания радиоактивных аэрозолей в воздухе (б стационаров).
Мониторинг
радиоактивного загрязнения поверхностных
вод осуществляется на 5 крупных
реках (Припять, Днепр, Сож, Ипуть, Беседь)
и на малых реках (18 створов и 43
водотока). Мониторинг радиоактивного
загрязнения подземных вод
Мониторинг
радиоактивного заражения почвы
ведется на сети, которая состоит
из 18 ландшафтно-геохимических
Комплексный экологический мониторинг - БелНИЦ "Экология".
Система комплексного экологического мониторинга создается в целях объединения ряда программ отдельных видов мониторинга для оценки и прогноза экологического состояния окружающей среды путем организации сбора информации о состоянии компонентов природной среды в условиях одного стационара. Изучение закономерностей миграции, трансформации и аккумуляции загрязняющих веществ в биотической и абиотической сферах послужит основой для создания надежных моделей (сценариев) изменения окружающей среды и даст возможность разработать систему природоохранных мер национального уровня. Предполагается организация стационаров комплексного экологического мониторинга на базе национальных парков и Березинского биосферного заповедника, что обеспечит получение информации о состоянии окружающей среды под воздействием фоновых глобальных процессов и трансграничных переносов загрязняющих веществ (стационары 1 ранга). Такие стационары могут рассматриваться в качестве составной части международной (глобальной) системы мониторинга окружающей среды, а получаемые результаты могут быть использованы в качестве региональных стандартов и характеристик условно "чистых" территорий. Стационары II ранга по своим природным условиям являются аналогами стационаров 1 ранга и размещаются в зонах интенсивного техногенного влияния с учетом господствующих ветров и специфики нарушения природного равновесия. Сеть комплексного экологического мониторинга включает 7 стационаров 1 и II рангов.
Мониторинг растительности имеет 5 информационно-аналитических центров в соответствии со своей внутренней структурой - в ПО "Белгослес", ГП "Беллесозащита", ИЗБ АН РБ, БГУ, НПК "Космоаэрогеология". Система мониторинга растительности формируется в значительной степени из независимых блоков, соответствующих основным типам растительности республики (лесная растительность, луговая, водная и растительность специальных защитных насаждений). Мониторинг лесной растительности (лесной мониторинг) соответствует 1 и 2-ой ступеням мониторинга по версиям UNEP/ECE и базируется на Национальной сети лесного мониторинга. Объекты мониторинга луговой растительности выделяются по ландшафтно-территориальному принципу, а также с учетом техногенного влияния на луговые угодья. Луговой мониторинг включает в себя наблюдения за состоянием луговой, лугово-болотной и прибрежно-водной растительности. Мониторинг водной растительности не образует единой сети, а его пункты наблюдения приурочены к репрезентативным водоемам, в число которых вошли самые крупные, имеющие большое природное и водохозяйственное значение, а также ряд водоемов с уникальной флорой и находящихся под сильным антропогенным воздействием. Пункты наблюдения за водной растительностью на реках определены на основе бассейнового принципа . Мониторинг водной растительности предполагается организовать на 50 озерах и водохранилищах озерного типа, а также на 22 реках республики.
Мониторинг животного мира - Институт зоологии АНБ. Сеть наблюдений за состоянием животного мира формиру- ется в соответствии с созданием различных уровней ведения этого вида мониторинга. При этом, учитывая тесную зависимость состояния зоокомплексов и отдельных видов животных от характера и состояния местообитаний, пункты наблюдений мониторинга животного мира должны быть приурочены к сети мониторинга растительности. При ведении мониторинга животного мира определяются параметры, характеризующие комплексы различных таксономических (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и т.д.) и экологических (лесные, водно-болотные и др. птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые-вредители леса, почвенные беспозвоночные и др.) групп, а также популяции биоцено-тически и хозяйственно наиболее значимых видов.
Мониторинг чрезвычайных ситуаций - Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС). К сфере функционирования этого вида мониторинга относятся наблюдения и действия в режиме повышенной готовности и чрезвычайном режиме, проводимые на территориях возможного или произошедшего загрязнения окружающей среды. Объектами наблюдений мониторинга чрезвычайных ситуаций являются: экологически опасные объекты народного хозяйства, территории, подверженные действию стихийных бедствий (паводки, наводнения, лесные пожары, пожары на торфяниках и т.д.), пункты и районы вспышек эпидемий, эпизоотий и эпитофий. Для целей мониторинга чрезвычайных ситуаций широко используются наблюдения, выполняемые в системе ведения других видов мониторинга НСМОС.
Локальный мониторинг
относится к создаваемым видам.
Информационно-аналитические
Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) НСМОС размещается на верхнем уровне информационной системы и является ее центральным звеном, объединяющим ИАЦ отдельных видов монито- ринга в единую интегрированную систему. ГИАЦ НСМОС ориентирован на координацию научно-методической и практической деятельности в области мониторинга окружающей среды, обеспечение совместимости всех видов информации. Все структурные подразделения информационной системы НСМОС организационно и функционально связаны между собой, сохраняя самостоятельность в качестве информационно-аналитических центров отдельных видов мониторинга.
Своеобразие информации,
поступающей в Главный
Важнейшее место в информационной системе НСМОС принадлежит блоку картографии, в состав которого входят цифровые топографические, специальные тематические и экологические карты, т.е. практически атласы цифровых карт.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
В соответствии со ст. 13 Закона
Республики Беларусь «Об охране атмосферного
воздуха» государственное управление
в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Президентом
Республики Беларусь, Советом Министров
Республики Беларусь, Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь, включая Департамент по гидрометеорологии
указанного министерства, Министерством
здравоохранения Республики Беларусь,
Министерством внутренних дел Республики
Беларусь и их органами на местах, а также
местными Советами депутатов, исполнительными
и распорядительными органами в пределах
их компетенции.
Контроль за охраной атмосферного воздуха
состоит из государственного, ведомственного,
производственного и общественного контроля.
Государственный контроль за охраной
атмосферного воздуха имеет своей задачей
обеспечение осуществления органами государственного
управления и исполнительной власти, юридическими
и физическими лицами мероприятий по охране
атмосферного воздуха, выполнения условий
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух и других вредных воздействий на
него,
а также иных правил, установленных законодательством
Республики Беларусь об охране атмосферного
воздуха. Государственный контроль за
соблюдением правил, требований и нормативов
по охране атмосферного воздуха в пределах
своей компетенции осуществляют должностные
лица республиканских органов государственного
управления по природным ресурсам и охране
окружающей среды, здравоохранения, внутренних
дел и их территориальных органов.
Республиканские органы государственного
управления обязаны осуществлять контроль
за проектированием, строительством
и эксплуатацией сооружений, оборудования
и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и снижения
вредного физического и иного воздействия
на него, а также за оснащением их приборами,
необходимыми для постоянного наблюдения
за эффективностью очистки, величиной
выбросов и вредных физических и иных
воздействий на атмосферный воздух на
подведомственных им субъектах хозяйствования
(ведомственный контроль).
Информация о работе Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в Республике Беларусь