Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования
Изучение воздействия человеческого капитала и социального капитала на благосостояние на макроэкономическом и микроэкономическом уровне, выявление направлений, форм и методов этапов адаптации выпускников вузов, а также разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию социально-экономической политики в области поддержки благосостояния.
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в мире при всех межстрановых различиях и особенностях позволяет выявить целый ряд проблем и задач, решение которых стоит на повестке дня чрезвычайно остро. Правительства и общественные организации стремятся к высокому и устойчивому экономическому росту, но одновременно выражают беспокойство о воздействии последствий деятельности человека на природную и социальную среду. Особую тревогу вызывает то, что связано с неравенством и новыми формами бедности, возникающими вследствие роста технического прогресса, а в более широком смысле – качеством жизни и здоровьем детей, лиц старших возрастов, отдельных лиц и групп населения, сталкивающихся с экономическими и социальными проблемами. Решать эти вопросы становится сложнее в условиях меняющихся моделей трудовой и семейной жизни, а также социальных связей.
В основе новых подходов к преодолению этих проблем лежит произошедшая во многих странах в последние годы переоценка социально-экономических ценностей, а следовательно, и политических целей. Исследования показывают, что после достижения определенной границы дохода на душу рост благосостояния субъективно начинает уменьшаться при дальнейшем росте дохода[1,с.172] . А это значит, что ориентирами социальной политики должны быть не столько денежный доход, сколько доступ к ресурсам, власть над ними, позволяющая человеку изменить качество своей жизни, повысить свое благополучие и благосостояние. То есть происходят подвижки в направлении возрастания значения самовыражения, индивидуальной автономии и ответственности, роста благосостояния и качества жизни. Политики требуют от ученых построения научно обоснованных концепций развития, аргументации выбора направлений наиболее эффективного инвестирования как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе. При этом извечный спор социологов и экономистов о том, что важнее, экономическое благосостояние или социальное единство, должен, наконец, получить непротиворечивое разрешение.
Экономические, социологические, политологические исследования показывают, что сообщества, основанные на доверии и сотрудничестве, способствуют реализации человеческого потенциала. В экономической литературе все шире признается тот факт, что социальные связи и доверие играют важную роль в поддержке экономического развития. Социальный капитал рассматривается даже[2, с.152] как необходимый «зонтичный» термин для таких аспектов жизни общества, которые, несмотря на сложность измерения и включения в формальные модели, рассматриваются как важнейшие детерминанты долгосрочного экономического успеха. Осознание того, что «социум имеет значение» вынуждает экономистов считаться с этим фактором, даже при построении теоретических гипотез.
Многие исследователи изучают связь между экономическим прогрессом и его социальными негативными последствиями, например, изменениями, которые возникают для работников вследствие быстро меняющихся технологий, недостатка специфических знаний, нестабильности занятости, увеличением часов работы. В первоисточниках, которыми мы располагаем,[3,с.96] нет данных, подтверждающих то, что рост экономического процветания неизбежно разрушает резервы социального капитала, но предполагается наличие связи между некоторыми аспектами экономического прогресса и нарастанием стрессов или ослаблением социальных связей. Однако новые условия производства и труда создают также и новые возможности, которые, при эффективном использовании могут привести к существенному росту благосостояния.
Социальные цели шире, чем стремительный рост экономического производства, потому что: 1) важным является развитие совокупного, а не только экономического благосостояния; 2) анализ вариантов политических решений должен в качестве факторов включать долгосрочное воздействие на экономические, экологические и социальные тенденции. Большую роль при рассмотрении текущих инвестиций и моделей производства и ожидаемых будущих негативных последствий, играет измерение времени поскольку неопределенность является характерной чертой многих общественных и индивидуальных проектов. Для достижения высокого и устойчивого уровня благосостояния важно понять влияние принимаемых решений не только на физическую и природную среду, но и на человеческую и социальную.
Социальный и человеческий капитал рассматриваются в данной работе не как самоцель, а как ресурсы, которые могут быть использованы для социального и экономического развития. Поэтому и дискуссия о социальном и человеческом капитале будет рассматриваться в данном широком социально-экономическом контексте.
Особое значение решение вышеперечисленных проблем имеет для России, находящейся в настоящее время в состоянии перехода от планово-административной к рыночной экономике, который совпал со структурным кризисом в экономике, циклическим кризисом, а также сложнейшими политическими и социальными преобразованиями в обществе. Понятие социального капитала практически не нашло отражения в отечественных исследованиях, человеческий капитал изучается пристально лишь на протяжении 5-7 лет. общемировая экономическая ситуация на протяжении последнего десятилетия динамично изменяется, как следствие, и в нашей стране происходит переход к постиндустриальному типу экономики, связанный с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам работников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. Анализ человеческого капитала и социального капитала в России и воздействия их на уровень благосостояния должен позволить скорректировать индивидуальное поведение работника, деятельность работодателей, функционирование всех структур образовательного процесса в направление их большей адекватности требованиям рынка труда.
Таким образом, актуальность исследования проблемы обусловлена как объективными потребностями современного этапа общемирового социально-экономического развития, так и спецификой современной ситуации в России, требующей принятия инвестиционных решений, обеспечивающих устойчивый экономический рост наряду с достижением более высокого уровня благосостояния населения.
Степень разработанности проблемы
Комплексный подход к исследованию проблемы воздействия человеческого и социального капитала на благосостояние предполагает рассмотрение совокупности областей, ее составляющих, в их числе: определение или уточнение понятий и дефиниций каждого из явлений, составляющих предмет изучения, структуризация самих явлений и их взаимосвязей и взаимозависимостей, выявление специфики функционирования человеческого и социального капитала в России.
Начало исследованию вопросов влияния человеческого капитала на положение человека на рынке труда было положено в работах классиков политической экономии У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо. На теоретическом уровне были намечены подходы, рассматривающие проблемы производительности индивида и воздействия на нее с помощью определенных инвестиций.
В России проблемами образования и его влияния на социально-экономическое развитие страны занимались такие ученые, как И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, В.И.Экземплярский, а работы видного русского экономиста С.Г. Струмилина значительно расширили представления современной науки и внесли большой вклад в формирование теории человеческого капитала.
В конце 50-х в начале 60х ХХ-го века были опубликованы считающиеся сегодня классическими работы Т.Шульца, Г.Беккера, Л.Туроу по теории человеческого капитала, в основном сформировавшие ее сегодняшний вид. В них была показана важнейшая роль качественных характеристик работника с точки зрения получаемого им дохода и других выгод, в том числе не денежных. Их развитием стали исследования вопросов экономического обоснования целесообразности инвестиций в человека, в его образование и здоровье Дж. Минцера, Й.Бен-Пората.
На основе построенной Дж.Минцером модели стали возможны исследования, оценивающие воздействие на положение работника на рынке труда не только уровня полученного образования, но и его качества. А также выделение влияния сложно формализуемых факторов происхождения и способностей индивида и неограниченного ряда таких «микропараметров» как семейное положение, инфраструктура в месте проживания.
На рубеже ХХ - ХХI веков был издан ряд работ российских экономистов, в которых исследуются специфические проблемы человеческого капитала и особенности его формирования в условиях переходной экономики (Дятлов С.А., Капелюшников Р.И., Саградов А.А., Денисенко М.Б., Сабирьянова К., Нестерова Д.).
Социальный капитал как особое явление современной социально-экономической действительности стал объектом изучения сравнительно недавно – в конце ХХ-го века. Интерес к этому явлению был связан, в частности, с тем, что господствующий в качестве концептуальной парадигмы человеческого поведения «экономический детерминизм» оказался не способен объяснить многие реалии не только общественной жизни, но и рынка труда и трудовых отношений.
Исследования Вебера и Норта ввели в научный оборот понятие «институтов» и положили начало такому направлению в науке, как «институционализм». Колеман впервые определил социальный капитал как сеть взаимосвязей, которые могут быть использованы в качестве инструментов для производства товаров и услуг. Изучению структуры социального капитал, источников его формирования и его проявлений посвящены работы Ингельхарта, Кнэка, Марсдена, Путнама, Фукуямы и др.
Анализ социального капитала в России и его влияния на демократизацию в обществе, здравоохранение, благосостояние стал предметом работ Марша и Роуза. К сожалению, явственно ощущается как недостаток переведенных на русский язык зарубежных исследований социального капитала, так и практически полное отсутствие отечественных научных разработок в этой области.
Цель исследования
Изучение воздействия человеческого капитала и социального капитала на благосостояние на макроэкономическом и микроэкономическом уровне, выявление направлений, форм и методов этапов адаптации выпускников вузов, а также разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию социально-экономической политики в области поддержки благосостояния.
Задачи исследования
• Обобщить особенности современного этапа социально-экономического развития с позиций изменения значения благосостояния.
• Выявить основные направления воздействия человеческого капитала на благосостояние и определить его значение как для экономического роста, так и для повышения конкурентоспособности работников.
• Систематизировать результаты новейших эконометрических исследований влияния количественных и качественных параметров образования на доходы работника.
• Определить особенности содержания, структуры и источников социального капитала.
• Обобщить и структурировать современные исследования и оценки социального капитала, в том числе и в России
• Обосновать необходимость формирования социально-экономической политики в РФ с учетом воздействия человеческого и социального капитала на экономическое и социальное поведение и положение населения.
Предметом исследования является процесс воздействия человеческого капитала и социального капитала на благосостояние.
Объектом исследования являются социальные и трудовые отношения в России и западно-европейских странах
Теоретическую базу диссертационного исследования составили идеи и концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблематике человеческого капитала, социального капитала, благосостояния, социально-трудовых отношений, трудового и социального поведения.
В диссертационной работе использовались такие научные методы, как системный и ситуационный подход, структурный и сравнительный анализ, эконометрический анализ, метод ранжирования, ранговой корреляции.
Информационную базу работы составили результаты исследований, опросов и обследований трудового и социального поведения, мотивации и трудовой ориентации работников, в том числе мониторингового исследования РМЭЗ, а также статистические материалы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• Обобщены особенности современного этапа социально-экономического развития с позиций изменения значения благосостояния.
• Выявлены основные направления воздействия человеческого капитала на благосостояние и определить его значение как для экономического роста, так и для повышения конкурентоспособности работников.
• Систематизированы результаты новейших эконометрических исследований влияния количественных и качественных параметров образования на доходы работника.
• Определены особенности содержания, структуры и источников социального капитала.
• Обобщены и структурированы современные исследования и оценки социального капитала, в том числе и в России
• Обоснована необходимость формирования социально-экономической политики в РФ с учетом воздействия человеческого и социального капитала на экономическое и социальное поведение и положение населения.
Логика и структура исследования:
Работа построена на последовательномизучении теоретических концепций и практических оценок воздействия человеческого и социального капитала на благосостояние. С учетом недостаточной исследованности в работе проводится уточнение основных понятий и категорий.
Структура работы обусловлена ее логикой и включает введение три главы, заключение, приложение и библиографию.
В Главе 1 рассмотрены теоретические и концептуальные основы исследования социального и человеческого капитала, даны характеристики понятий и категорий, раскрыты основы взаимосвязи между благосостоянием и человеческим и социальным капиталом.
В Главе 2на примере ряда исследований проведен анализ современных зарубежных оценок воздействия человеческого и социального капитала на благосостояние, показано влияние этих видов капитала на занятость и заработки, а также на такие сферы и явления, как здоровье, развитие детей, социальное неравенство.