Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:53, реферат
Роль лесных экосистем в формировании и стабилизации окружающей среды достаточно известна. Лес способствует сохранению и накоплению воды, питанию подземных водоносных горизонтов, устойчивости речных стоков, снижению скорости движения приземных масс воздуха, очищению атмосферы от загрязнения и др. Лес производит фитосинтетическую продукцию, является средой обитания для микроорганизмов, животных и пр.
Предисловие………………………………………………………………2
2.Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области ……………………………………………………………………….3
3.Экономико-правовые проблемы земельных отношений в регионе…… 10
4.Вопросы охраны вод и водоснабжения………………………………….14
5.Вопросы недропользования на региональном уровне…………………16
6.Проблемы обращения с отходами и направления их решения……….20
7.Заключение………………………………………………………………..27
8.Литература…………………………………………………………………30
На территории Московской области открыто около 2000 месторождений нерудных твердых полезных ископаемых, из которых 250 учтены государственным балансом. Вовлечено в эксплуатацию около 31% числящихся на балансе месторождений. При современном уровне добычи минерально-сырьевой комплекс обеспечен разведанными запасами на 15-50 лет. Однако реальная обеспеченность запасами существенно ниже (5-20 лет, в зависимости от видов полезных ископаемых) из-за застройки месторождений, наличия в границах месторождений транспортных и энергетических коммуникаций, сельскохозяйственных земель и охраняемых природных территорий.
Зачастую при разработке полезных ископаемых, особенно общераспространенных местного значения, не соблюдаются установленные требования по охране недр и окружающей среды: нарушаются режим грунтовых и подземных вод, состояние поверхностных вод; не осуществляется рекультивация нарушенных земель; не рационально сводятся участки леса; плодородный слой почвы не снимается, не складируется и не используется.
В настоящий период в Московской области выявлено более 1000 брошенных карьеров в значительной части используемых в качестве несанкционированных свалок отходов.
Положение дел в сфере
недропользования возможно изменить при
повышении действенности
Нельзя сказать, что органы государственной власти Московской области не обеспокоены сложившейся экологической ситуацией. Отмечая, что природа находится на грани утраты способности к самовосстановлению, Губернатор Московской области Б.В. Громов определил необходимость преодоления экологического нигилизма, предотвращения экологических правонарушений и поставил перед органами власти и управления задачу – принять действенные меры для улучшения качества окружающей среды, как условия жизни населения Подмосковья, с привлечением всех секторов общества и использования инвестиционных возможностей. Однако механизм решения поставленной задачи пробуксовывает по целому ряду объективных и субъективных причин. Одна из основных – это отсутствие стратегии и тактики природоохранной деятельности, основанной на анализе экологической, экономической и социальной ситуации, выделении приоритетных направлений, программного обеспечения природоохранной деятельности на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, предусматривающего решение конкретных задач и достижение конкретных результатов, ориентированного на достижение установленной цели, поддержанной широкой общественностью.
3. Экономико-правовые проблемы земельных отношений в регионе
За последний период наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и соответственно увеличения земель населенных пунктов, промышленности, транспорта и др., земель запаса. Без изменений остаются площади земель особо охраняемых территорий и водного фонда.
Пахотные угодья Московской
области в превалирующей части
характеризуются
Потери сельского хозяйства, как экономический метод регулирования земельных отношений, преследует цели – возместить ущерб сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства, сохранить земли сельскохозяйственного назначение и предотвратить их необоснованное изъятие. Однако в современных условиях при наличии различных видов собственности на землю этот метод не дает ожидаемого эффекта. По замыслу законодателя потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель, т.е. средства на возмещение потерь имеют целевое назначение. Однако данные средства согласно бюджетному законодательству подлежат зачислению в региональный или местный бюджет. Тогда норма о целевом использовании поступивших средств входит в противоречие с закрепленным в статье 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом общего совокупного покрытия расходов, не допускающего увязывания доходов бюджета с определенными расходами.
В силу природно-географических условий почвы Московской области в своем большинстве обладают невысоким естественным плодородием, поэтому изъятие таких земель из оборота не влечет за собой больших компенсационных затрат.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.1995 № 1176 утверждены «Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд». Для Московской области стоимость освоения земель устанавливается в широком диапазоне – от 30 тыс. рублей за гектар для почв овражно-балочного комплекса до 351 тыс. рублей за гектар для черноземов оподзоленных, темно-серых лесных и лугово-черноземных почв. Данные нормативы не учитывают рыночную стоимость земли в сложившихся социально-экономических реалиях и не могут существенно повлиять на решение заинтересованных лиц по изменению категорий земель с целью их использования для несельскохозяйственных нужд. Следовательно, данные нормы земельного права не могут рассматриваться в качестве эффективного механизма сохранения сельскохозяйственных угодий в Московской области.
Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», преследуя цель сохранения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, устанавливает особенности их перевода в другую категорию. Перевод сельскохозяйственных угодий допускается в девяти исключительных случаях (статья 7). При этом не допускается перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ, и сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) за исключением четырех случаев.
Перевод земель лесного фонда в другую категорию допускается в случаях: если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией, документацией территориального планирования или документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных коммуникаций, в связи с установлением черты поселений, создания особо охраняемых природных территорий или отнесения земель к землям особо-ценного назначения, а также, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и в соответствии с лесоустроительной документацией, в связи с невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению, прекращением нужд лесного хозяйства, необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия (статья 11).
Анализ норм статей 7 и 11 Федерального закона свидетельствует о неоправданно жестком ограничении возможностей перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и крайне слабой защищенности земель лесного фонда.
Существенной брешью в нагромождении препятствий перевода земель из одной категории в другую являются случаи, связанные с установлением или изменением черты поселений (населенных пунктов). Последствия применения данной неконкретизированной нормы, представляющей возможность широкого толкования и использования, вполне предсказуемые и могут свести на нет установленные ограничения и особенности.
Важным методом экономического
регулирования в сфере
Таким образом, действующее земельное законодательство в силу своего несовершенства, отсутствия или недоработанности экономико-правового механизма в условиях высоких рыночных цен на землю, дефицита земельных ресурсов, отсутствия внятной земельной политики, территориального планирования и планирования территорий не обеспечивает ни сохранения существующей структуры землепользования, ни ее трансформации с целью повышения экологической, экономической и социальной эффективности использования земель.
Явно выраженное стремление
Российской Федерации взять на себя
в полном объеме регулирование земельных
отношений и отстранить субъекты
Российской Федераций от нормативного
правового регулирования
Назрела необходимость изменения правовых норм, определяющих управленческую деятельность государства в сфере природопользования, в том числе по использованию земельных ресурсов, в направлении разработки конкретных, однозначно воспринимаемых участниками правоотношений рамочных норм и наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации достаточными полномочиями для развития таких норм применительно к природно-климатическим, социальным, экологическим и экономическим условиям подведомственной территории.
4. Вопросы охраны вод и водоснабжения
Законодательством Российской
Федерации поверхностные и
По официальным данным в водные объекты на территории Московской области ежегодно сбрасывается около 3 млрд. куб. метров сточных вод. Как отмечено выше, основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов являются очистные сооружения городов и поселков, производственных организаций, воинских частей. Мощность действующих очистных сооружений существенно превышает реально проходящие через них стоки. Однако, 95% обследованных очистных сооружений работают в неудовлетворительном режиме в силу износа и применения устаревших технологий. В целом по Московской области проблема очистки сточных вод не решена. Необходима реконструкция и модернизация действующих очистных сооружений. Не решен концептуально вопрос о системе очистки сточных и поверхностных вод, т.е. о методах очистки, мощности очистных объектов, их распределении и размещении в зависимости от сосредоточения природопользователей, их видов деятельности, формируемых объемов стоков, степени и видов загрязнений. Следует определиться, что выгоднее – строить ли мощные межрайонные очистные сооружения и протяженные канализационные коммуникации или локальные, даже индивидуальные очистные сооружения и устройства с укороченными сетями отвода очищенных вод.
Требует безотлагательного решения проблема регулирования рекреационного пользования водными объектами, благоустройства и очистки рекреационных зон.
Как было отмечено выше, не вполне благополучное состояние поверхностных и подземных объектов, являющихся источником питьевого водоснабжения Московского региона, определяется антропогенным загрязнением в связи с некачественной очисткой вод, неконтролируемым и неорганизованным сбросом производственных и бытовых стоков, неудовлетворительным состоянием скваженного хозяйства, несоблюдением режима водоохранных зон, неудовлетворительным состоянием водопроводных и канализационных коммуникаций, несоблюдением требований по экологически безопасному размещению отходов, захламлением и загрязнением территорий, особенно водосборных, общим падением экологической дисциплины и ответственности, неэффективным управлением водным фондом.
Информация о работе Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области