Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:52, контрольная работа
Цель моей работы - выделить, проанализировать и обобщить наиболее существенные связи и признаки исторических процессов и явлений.
В исторической литературе начало XVII века принято называть «смутой». В основе этого кризиса лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством.
В процессе формирования централизованного Московского государства с начала 16 столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социально-политическая система военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 веке завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.
К первой категории относились служилые люди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «по отечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. Служилые «по прибору» - стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники - получали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими людьми у них были привилегии - они не платили налоги. Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением.
Основную массу податного населения составляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкие торговцы и ремесленники - «средние» и «молодшие» горожане) страдали от непомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые «белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавки и посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчило положение «черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровое наказание в виде смертной казни.
Крестьянство составляло основную часть населения страны (9.6 млн. человек) и делилось на 4 основных группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%), дворцовые (9%), черносошные или государственные (11%), монастырские (13%).
Соборное Уложение, отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы» и тем самым закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепенно обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа, практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.
Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи в наследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том же объеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморье и Сибири.
Некоторые историки называют Россию этого времени «служилым государством»:
- закрепощение крестьян ещё в большей степени привязало землевладельцев к государству, так как только оно могло обеспечить сохранение и послушание этой даровой рабочей силы, выполнение крестьянской общиной барских и государственных повинностей;
- горожане так же оказались закрепощенными государством, а не платившие тягла верхи города находились на государевой службе.
Закрепостительная политика русского государства, ухудшение материального положения масс, укрепление самодержавия привели в 17 веке к ряду народных выступлений. Недаром это столетие было прозвано «бунташным». Характерной особенностью социальных движений 17 века было участие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, а иногда и бояр.
Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 года в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой правительства Б. Морозова. Поводом послужил разгон стрельцами 1 июня делегации, пытавшейся подать жалобу царю на произвол чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Царь вынужден был отдать на расправу народу думного дьяка Чистого, начальника Земского приказа Плещеева, окольничего Траханиотова. Царю удалось спасти лишь своего «дядьку» Морозова. Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна социальных антиправительственных выступлений летом 1648 г. охватила многие города Центральной России. Возмущение охватило даже Сибирь, где восставшие служилые и посадские люди в Томске, поддержанные крестьянством, недовольным установлением «государевой пашни», арестовали местного воеводу. Однако самые продолжительные и упорные восстания были отмечены в 1650 г. в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить хлеб в Швецию. Все выступления были подавлены, однако этими событиями воспользовались дворяне и посадские верхи, которые вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новый сборник законов.
В 1662 году произошел Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и торговцах. Возбужденная толпа двинулась в село Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству войска. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 было повешено. Тем не менее, хождение медных денег было отменено.
Кульминацией народных выступлений в 17 веке стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Это движение зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых крестьян. Здесь они были защищены неписанным законом «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков по обороне южных границ, изредка выплачивало им жалованье и мирилось с существовавшим там своеобразным правлением.
Первый этап восстания: В мае 1667 г. Разин привел казаков на Волгу. Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцы вышли в Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке, казаки совершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение на Дон в августе 1669 года с богатой добычей произвела большое впечатление и укрепила славу Разина как удачливого атамана.
На втором этапе разинцы взяли Царицын, Астрахань. К Разину примыкали разные беглые люди, восстание охватило огромную территорию Поволжья. Восставшие везде вводили казачье устройство, при этом жестоко расправляясь с боярами, дворянами, грабя даже зажиточных крестьян.
Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все свои силы, В итоге царские войска нанесли поражение 20-тысячному отряду Разина под Симбирском в октябре 1670 г. Сам атаман, получив серьезное ранение, бежал на Дон. Но после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, а вскоре был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству. В июне 1670 года Разина после жестоких пыток казнили. А в ноябре правительственные войска взяли последний оплот восставших - Астрахань. Затем последовали расправы над разницами. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна еще не знала. В 1671 году донское казачество было впервые приведено к присяге на верность царской службе, что стало началом его превращения в надежную опору престола в России. Основными причинами неудач восставших являлись: слабая организация движения, недостаточность вооружения, отсутствие четких целей.
Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания идеологической борьбы в социальную может служить Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был взят, их 500 его участников в живых осталось лишь 60.
Что касается экономического развития, то Россия по-прежнему оставалась отсталой аграрной страной, в которой сохранялись условия господства барщинно - крепостнической системы:
1) в 17 веке в экономике России по-прежнему преобладало натуральное хозяйство;
2) натуральный характер производства крестьянского хозяйства не способствовал усовершенствованию техники земледелия, которая оставалась примитивной, а если и совершенствовалась, то крайне медленно. Кроме того, в Российском государстве не было недостатка в земле, поэтому использовались лишь экстенсивные методы ведения хозяйства (развитие «вширь»), урожайность культур почти не росла, а земля по качеству оставалась такой, «какой Бог дал»;
3) экстенсивный путь развития хозяйства способствовал ужесточению эксплуатации непроизводительного крестьянского труда. Под давлением дворянства, нуждавшегося в рабочих руках, правительство продолжало проводить политику, направленную на укрепление феодально-крепостнических порядков. Владельческие, монастырские, и дворцовые крестьяне Соборным уложением были «навечно» прикреплены к барской земле. Крестьянам давались небольшие участки земли, с которых они должны были кормиться. За это крестьяне должны были со своим инвентарем и скотом обрабатывать барскую запашку, а также платить оброк продуктами.
Однако 17 век недаром называют началом нового времени. В экономике появляются первые ростки новых капиталистических отношений (в промышленности, торговли, отчасти в сельском хозяйстве). Барщинное хозяйство продолжает эволюционировать. Этот процесс выражался в первую очередь в том, что помещики начинают втягиваться в товарные отношения. Размер барской запашки, которую крестьяне обрабатывали с помощью своего инвентаря и скота, начинает постоянно увеличиваться, так как по мере развития торговли помещики старались продавать как можно больше хлеба. Зачастую вместо натурального оброка крестьяне должны были платить оброк денежный, а это в свою очередь способствовало втягиванию в товарные отношения и крестьян.
В 17 веке происходит активное освоение новых черноземных районов (к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, в Сибирь), поэтому наметился рост сельскохозяйственной продукции.
Однако гораздо быстрее сельского хозяйства развивалось промышленное производство. Самое широкое распространение получает домашняя промышленность. Всюду крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, разнообразную одежду, посуду, сани, рогожи, сало, щетину и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастала рамки домашней и превращалась в мелкотоварное производство. По этому пути идут мастера по изготовлению ярославских холстов, важских сукон, вяземских саней и т.д.
Ремесленное производство в городе постепенно переориентировалось с заказа на продажу то есть стало мелкотоварным. Рост производства, рассчитанного на рынок, был вызван углублением хозяйственной специализации отдельных районов. Например, изготовление льняного полотна в 17 веке сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Смоленске, Ярославле, Костроме, Вологде. Крупнейшими центрами по обработке кожи стали Ярославль, Вологда, Калуга. Первоклассными плотниками располагало Поморье. Центрами железоделательных промыслов стали уезды к югу от Москвы: Серпуховский, Каширский, Тульский, Алексинский. По всей стране расходилось тульское железо и серпуховский уклад, местные мастера, работавшие на казну, в то же время давали много изделий для продажи на рынке. Вторым центром производства металла стали земли к северо-западу от Москвы: Устюжна Железопольская, Тихвин, Заонежье. Устюженские сошники сковороды, гвозди, и другие предметы домашнего обихода расходились не только в близлежащих селениях, но и отдаленных. Основным районом соледобычи было Поморье. Районы Поволжья являлись главными поставщиками хлеба. Заметный рост русского ремесла, превращение значительной его части в мелкотоварное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.
В 20-30 годы 17 века в России появились первые мануфактуры - относительно крупные производства, на которых применялся ручной труд квалифицированных мастеров и приписных крестьян. Это свидетельствовало о начале перехода к раннекапиталистическому производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями. Первые мануфактуры возникли в металлургии. Потребность государства в вооружении, которую не могло полностью удовлетворить ремесленное производство и ввозимая из-за рубежа продукция, обусловили производство металла. Основателями первых в России металлургических предприятий стали голландцы А. Виниус, Ф. Акема и датчанин П. Марселис. В 1636 году Виниус в Тульско - Каширском районе пустил вододействующий завод, на котором отливали пушки и ядра, а так же сковороды, гвозди. Такие же предприятия для удовлетворения нужд своих вотчин построили И. Милославский, Б. Морозов в Оболенском, Нижегородском и Звенигородском уездах. Появились и первые медеплавильные заводы. В 30- е годы швед Е. Койет основал Духанинский стекольный завод под Москвой. В самой Москве действовала принадлежавшая казне текстильная мануфактура - Хамовный двор в Кадашевской слободе, насчитывавшей до 100 прядильных станков, а в Архангельске появился первый канатный завод.
Значительная часть мануфактур были казенными или дворцовыми. На них применялся принудительный труд. Связей с рынком они не имели. Другая группа мануфактур принадлежала купцам, боярам и иноземцам. Последние получали от властей концессию на открытие завода, потом в течение ряда лет продавали продукцию государству по льготным ценам. Это были относительно крупные предприятия, где трудились вольнонаемные рабочие. Мануфактурам принадлежала ведущая роль в производстве оружия. В изготовлении же сельскохозяйственных орудий, предметов бытового обихода с ними успешно конкурировали мелкие крестьянские промыслы и городские ремесленники.
Информация о работе Социальная структура российского общества в XVII веке