Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:52, контрольная работа
Цель моей работы - выделить, проанализировать и обобщить наиболее существенные связи и признаки исторических процессов и явлений.
В исторической литературе начало XVII века принято называть «смутой». В основе этого кризиса лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством.
Толчком для проведения реформы стала так же деятельность, сложившегося в 40-х годах в придворной среде кружка «ревнителей древнего благочестия». Во главе этого кружка стоял протопоп Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича, Стефан Вонифатьев.
В него также входили протопоп Казанского московского собора Иван Неронов, царский любимец окольничий Федор Ртищев, дьякон Благовещенского собора Федор, Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон и его будущий противник протопоп Аввакум, а так же ряд других местных протопопов. Главной задачей этого кружка стала разработка программы церковной реформы, в основу которой в соответствии с царским решением были все-таки положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствии причиной раскола в среде духовенства.
Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 году талантливый администратор, но властный и честолюбивый Никон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру. Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими недавними соратниками по кружку «ревнителей благочестия», сохранявшими приверженность «старине», и стал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам.
В 1653 году Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а так же уточнявший, сколько земных поклонов надо класть перед чтением молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. По примеру восточного духовенства в церквах стали читать проповеди собственного сочинения.
Русские богослужебные книги приказано было везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный Собор 1654 г. с участием царя и членов Боярской Думы одобрил исправление книг по греческим образцам.
В 1654 г., в отсутствие царя, бывшего в военном походе против Польши, люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей - посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза, носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всех, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы уничтожали.
Кроме исправления богослужебных книг и икон основным содержанием реформы были следующие: креститься было приказано не двумя пальцами как раньше, а тремя; иным было прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; был введен четырехконечный крест, считавшийся после Стоглавого собора «латинским», Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения. Слово «аллилуйя» во время молитвы нужно было произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Внесены были изменения в облачения духовенства в виде архиерейского посоха, клобуки и мантии.
Реформа, проведенная Никоном, не затрагивала основ православия и в основном касалась обрядовой стороны. Тем не менее, против неё выступили в первую очередь бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона, человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый. «Ревнители» писали царю, но тот не откликался. Тогда свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» они стали обращать к широким слоям верующих столицы, а потом и других городов и уездов. В 1656 г. на очередном соборе, созванном по инициативе патриарха при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита, всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Сторону ревнителей приняли некоторые знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили выступления противников реформ. Церковная реформа не прошла бесследно и имела ряд довольно серьезных последствий, а именно:
- деятельность Никона ослабили русскую православную церковь, стала прологом ликвидации патриаршества, подготовив её полному подчинению государству;
Старообрядчество стало одним из самых сложных и противоречивых последствий реформы. По некоторым данным более трети православного населения остались в старой вере. Старообрядчество представляло собой религиозно-психологическое явление. Старая вера отождествлялась с идеей Старой Руси, с надеждой обрести «правду» - социальную справедливость, спасти бессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. Идейные вожди старообрядчества Неронов и Аввакум призывали к отказу от новшеств, к борьбе за православные традиции, и «истинную веру». При этом религиозное содержание проявлялось и в социально - политических протестах. Ревнители старой веры шли к Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре. Многие бежали из мира, «захваченного антихристом». Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири до самосожжений целыми общинами (в гарях по данным конца 17 века погибло не менее 20-тысяч человек часто под угрозой правительственных репрессий.
Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в обстановке духовного кризиса российского общества старообрядчество имело некоторые социально-психологические черты, не характерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, образа заступника перед Богом. Повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутренней веры. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за личное спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вероисповедание стало более деятельным. Старообрядцы стали рассчитывать на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их облик, способствовало умеренности в материальных потребностях, возникновению новой трудовой этики, нового отношения к собственности. Активизировалась социальная, в том числе хозяйственная деятельность староверов, стремившихся спасти свои общины, для этого укрепляя их материальную базу. Не случайно именно старообрядчество в конце 18 - первой половине 19 века сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основателями крупнейших династий русских промышленников и купцов - Гучковых, Коноваловых, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, принадлежали к старообрядцам.
Итак, как преобразования и в других сферах жизни, церковная реформа отличалась непоследовательностью, непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.
Судьба самого Никона была трагичной. Непомерные властолюбие и гордость патриарха столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем. Значительно возмужавший, повзрослевший Алексей Михайлович больше не мог сносить патриаршие претензии, выходки «второго» государя, претендовавшего на политическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Никон не выдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в построенный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот стал подыскивать нового патриарха. В 1666 году на церковном суде Никона свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, затем перевели в Кирило - Белозерскую обитель.
Итак, середина и вторая половина 17 века была ознаменована началом массированного западного влияния на Русь. В это время страна расширяет свои пределы далеко на Восток, не только выйдя к Тихому океану, но и вплотную приблизившись к берегам Америки. Этот период подготовил те коренные перемены, которые принято связывать с именем Петра Великого.
Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на Руси. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре - были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками - вотчинами.
Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству. Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России. Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение.
Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.
В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой.
К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки.
Крестьянство в русском обществе 17 века состояло из двух категорий - владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Они работали на своего феодала. Государственные крестьяне проживали на окраинах России, они несли тяготы в пользу государства. Их жизнь была несколько лучше, чем у крестьян не государственных. Еще была одна каста крестьян, о которой стоит сказать. Это Дворцовые крестьяне, они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам.
Городское население общества 17 века, называлось - посадскими людьми. В основном это были торговцы и ремесленники. Ремесленники объединялись в слободы, по профессиональному признаку. Ремесленник, как и крестьяне 17 века несли тягло в пользу государства.
Особое сословие в обществе 17 века составляло духовенство. Представителями этого сословия были архиереи, монахи и священники.
Были и в обществе 17 века простые, вольные люди. Это, прежде всего казаки, а так же дети священников, служилых и посадских людей.
В русском обществе 17 века резко увеличилось численность сословия служивых феодалов землевладельцев. Феодальное сословие стало унифицированным, увеличилось число землевладельцев.
Тяжелое положение низших слоев населения в русском обществе 17 века привело к усилению социальной нестабильности, и народных бунтов.
Список литературы
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Социальная структура российского общества в XVII веке