Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:52, реферат
В бывшем СССР охрану природы и рациональное использование природных ресурсов выделяли в особый раздел народнохозяйственного плана. В практику хозяйствования разрабатывались и внедрялись методы управления чистотой природной среды. Управление чистотой природной среды включало:
определение перспективных нормативов чистоты - окружающей природной среды для рассматриваемого период планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);
совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны ОС от загрязнения.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Нормирование качества атмосферного воздуха в
Российской Федерации…………………………………………...5
1.1. Санитарно-гигиенические нормативы качества воздуха, установленные в Российской Федерации………………………..6
1.2. Оценка загрязнения атмосферы в городах и промышленных зонах………………………………………………………………..7
Глава 2. Международные подходы к нормированию
качества атмосферного воздуха…………………………………..8
Глава 3. Нормирование выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух в Российской Федерации………………….9
3.1 Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия……………………………………………………….10
Глава 4.Государственные стандарты атмосферного воздуха…15
Заключение………………………………………………………..25
Литература………………………………………………………...26
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет естественнонаучного образования
Кафедра экологии и природопоьзования
Стандартизация в области экологии:
Загрязнение воздушной среды
Реферат
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
(подпись)
Оценка ________________
«___» _______________ 20___г.
_______________________
(подпись)
Омск, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Нормирование качества атмосферного воздуха в
Российской Федерации…………………………………………...5
1.1. Санитарно-гигиенические
1.2. Оценка загрязнения атмосферы
в городах и промышленных
Глава 2. Международные подходы к нормированию
качества атмосферного воздуха…………………………………..8
Глава 3. Нормирование выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух в Российской Федерации………………….9
3.1 Правовые меры охраны
Глава 4.Государственные стандарты атмосферного воздуха…15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Зарождение экологической стандартизации в нашей стране относится к началу 70-х годов. Так, в 1972 г. вышло постановление "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов". На Госстандарт впервые была возложена задача развертывания работ по этому направлению.
В бывшем СССР охрану природы и рациональное использование природных ресурсов выделяли в особый раздел народнохозяйственного плана. В практику хозяйствования разрабатывались и внедрялись методы управления чистотой природной среды. Управление чистотой природной среды включало:
В 1976 году была введена система государственных стандартов ООС и улучшения использования природных ресурсов (ССОП). Этой системе стандартов был присвоен номер 17. Основополагающим стандартом ГОСТ 17.0.0.01-76 предусматривалось подразделение общего комплекса документов этой системы по направлениям: вода, атмосфера, биологические ресурсы, почвы, земли, флора, ландшафт и недра. Организационно-методические основы природоохранной стандартизации разрабатывались коллективом ученых ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации).
В 1980-85 г.г. под эгидой Государственного Комитета СССР по стандартам, проводился крупномасштабный эксперимент по внедрению комплекса государственных стандартов по названием "Управление производственным объединением и промышленным предприятием". По методологии, в этом комплексе предполагалось, что система управления производственным объединением (промышленным предприятием) должна состоять из 6-ти целевых подсистем по управлению:
Деятельность предприятия по последней подсистеме определялась ГОСТ 24525.4-80. По стандарту целью управления ООС являлось обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
В начале 90-х годов были введены экологические паспорта. На многих предприятиях они действуют до сих пор.
К сожалению, спад производственной деятельности в России, который наблюдался в начале 90-х г.г., не сопровождался адекватным уменьшением антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую природную среду. Поэтому освоение и применение международных стандартов ИСО по экологическому менеджменту российскими предприятиями очень актуально.
К разработке национальных аналогов стандартов ИСО серии 14000 Госстандарт России приступил в 1996г.
Первые стандарты ИСО/ТК 207 (ИСО 14001, ИСО 14004) опубликованы в 1996 г., пять из них (ИСО 14001, ИСО 14004, ИСО 14010,ИСО 1401, ИСО 14012) приняты для использования, путем прямого применения как аутентичные тексты международных документов, в России в качестве государственных стандартов.
Основополагающими стандартами являются ИСО 14001 и ИСО 14004, содержащие требования к системам экологического управления и рекомендации по их созданию и обеспечению функционирования.
В состав комплекса стандартов ИСО серии 14000 входят также стандарты по экологическому аудиту, процедурам маркировки экологически благоприятной продукции, оценке характеристик экологичности производственных систем, продукции на стадиях жизненного цикла и др. Всего на стадиях разработки находится более 15 проектов стандартов.
Глава 1. Нормирование качества атмосферного воздуха в
Российской Федерации
В соответствии с № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (10.01.2002, в редакции от 22.08.04, Ст. 19), нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Соответствующие нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя (№7-ФЗ, Ст.20):
– проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
– проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
– установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
– осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;
– формирование и ведение ед иной информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;
– оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Так как приведенные требования относятся и к нормативам качества окружающей среды, и к нормативам допустимого воздействия, в части нормирования качества
атмосферного воздуха следует рассматривать целый ряд взаимосвязанных нормативов.
Так, нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно-исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов. И те, и другие нормативы относятся к санитарно-гигиеническим. В соответствии с №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30.03.99, в редакции от 12.01.03), эти нормативы утверждаются органами здравоохранения, а 9 разрабатываются специализированными научно-исследовательскими организациями
Соблюдение нормативов должно гарантировать, что (№52-ФЗ, Ст. 20) атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не оказывает вредное воздействие на человека.
1.1. Санитарно-гигиенические нормативы качества воздуха, установленные в Российской Федерации
Рассмотрим санитарно-гигиенические нормативы качества воздуха, установленные вРоссийской Федерации.
Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочейзоны (ПДКрз) — концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 40 часов в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего
поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих. В соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», нормативы ПДКрз действуют на всей территории Российской Федерации и распространяются на рабочие места независимо от их расположения (в производственных помещениях, в горных выработках, на открытых площадках, транспортных средствах и т.п.). Эти нормативы используются при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, для обеспечения производственного контроля за качеством производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих вредных химических веществ. Нормативы устанавливаются на основании комплексных токсиколого-гигиенических и эпидемиологических исследований с учетом международного опыта.
То есть, ПДКрз представляет собой норматив, ограничивающий воздействие вредного вещества в рабочем помещении. Отметим, что недопустимо сравнивать уровни загрязнения жилой зоны с установленными ПДКрз, а также говорить о ПДК в воздухе, не уточняя, о каком нормативе идет речь.
Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) — это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.
Таким образом, ПДКсс рассчитана на все группы населения и на неопределенно долгий период воздействия и, следовательно, является самым жестким санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества в воздушной среде.
Информация о работе Стандартизация в области экологии: Загрязнение воздушной среды