Труд в природе как метод экологического воспитания детей средней группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка

Содержание

Введение;
Значение труда в природе в развитии личности ребенка и формировании экологической воспитанности;
2.1.Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста, их значение, методика формирования
2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
2.3. Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе
2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах
2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 3 – 4 года жизни в природе
3.Заключение
4. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экология. Труд в природе.docx

— 61.91 Кб (Скачать файл)

При наблюдении за прополкой огородных культур, например, ребята и сами охотно примут участие в этом. Как правило, они выполняют эту работу добросовестно, старательно — ведь им доверили настоящее важное дело. 
Нужно после этого организовать наблюдение дальнейшего труда огородников, показать уход за растениями, их выращивание. 

Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда. 

 

 

Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

 

Для того чтобы труд не утомлял детей, нужно соблюдать правила гигиены труда. Летом рекомендуется работать в нежаркие часы дня утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей была правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным, при переноске воды,  лейка или ведро должны быть в обеих руках.

Нужно чередовать виды работы. Так, например, посадку и прополку можно чередовать с рыхлением земли граблями и т. д. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей. После всякой работы, независимо от того, где она проводилась на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и на участке, а также дежурить по столовой, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.

Для труда детей по уходу за помещением в распоряжении воспитателя должно быть следующее:

Фартуки — белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы.

Щетка-сметка, совок — для сметания крошек со стола, со скатерти или индивидуальных салфеток. Размеры: щетка-сметка— диаметр ручки—2,3 см; совок—12X12 см, длина ручки— 8—10 см.

Щетка половая, совок для мусора. Размеры: щетка — длина 20 см, длина ручки — 100—110 см, диаметр — 2—2,3 см, совок — 12X12 см, длина ручки

— 12—14 см. Тазы, ведра, подносы.

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. Это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками. В закрытой его части на крючках подвешиваются щетки и совки для мусора; в другом отделении на специальных полочках хранятся тазы для уборки, для стирки кукольного белья, зажимы, ведерки; в открытой части шкафа должно быть отделение для хранения белых фартуков, а в закрытой— для хранения клеенчатых фартуков. 
       Предметы для ухода за одеждой и обувью. Щетка для чистки одежды (14—15 см). Веники для сметания снега (у входа в помещение). Щетки для чистки обуви (14—15 см).

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д.— из дерева).

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: Лопаты для перекопки земли (вскопанной взрослыми); лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см. Деревянная лопата для расчистки участка от снега: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, высота зубьев — 5 см, длина гребенки —20—22 см, длина граблей—100—110 см, сечение ручки — 2—3 см. Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см.

 Ведра вместимостью 1,5—2 л. Лейки вместимостью до 2 л.

Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16—20 см.

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

Воспитатели должны поощрять стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжение детей дается определенный природный материал, который предварительно дети совместно со взрослыми или самостоятельно собрали и подготовили:

- шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, маковые головки, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д. Собирают обычно сухие ветки и опавшие листья, приучая детей к тому, что нужно беречь и охранять природу. Все это хранят в закрытых коробках с просверленными в крышках отверстиями. Там, где есть темное сухое помещение, можно сушить их на разостланных старых газетах — такая сушка дает возможность сохранить естественный цвет природного материала и его прочность. Если природный материал (шишки, желуди, каштаны) лежит долго, то он делается жестким, поэтому заготовки для будущих поделок каждой осенью обновляют.

Все перечисленные материалы должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

Все материалы должны иметь свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними должны быть и инструменты, которые необходимы в работе (клей, кисти, пластилин, бумага и картон и др….)Предметы и оборудование для работы с тканью. Лоскут разный: ситец, цветной сатин, белая хлопчатобумажная ткань, шелк, шерсть, байка (дети шьют из них одежду для кукол, мягкие игрушки и др.).

 

Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе

 

У детей этого возраста воспитывается устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, более сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых существ. 
Наблюдая явления природы, дети учатся сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, они отмечают: холодно, метель, корма нет — птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка. 
 Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Вначале к работе он привлекает по желанию 2—3 детей, а затем они работают поочередно. 
 Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.). 
 Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде. Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений. Этому способствуют и отчеты детей по уходу за животными и растениями перед сверстниками, которым они должны рассказать, что делать, как, почему и когда. 
 Ухаживая за посевами и посадками, ребенок систематически наблюдает за ними, привыкает ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т. д.). Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия. 
 На пятом году жизни детей продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняют, кому надо больше воды — маленькому или большому растению. Дети делают вывод, чем больше растение, тем больше надо поливать. 
 Следует также учить ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля — черная, темная. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Полезно побеседовать с детьми и о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы. Их надо больше поливать. 
 Дети уже знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно обрызгивать из пульверизатора. 
При обучении детей рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга (лук, бобы, настурция). Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей. 
 Растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходство и различие по форме, величине, окраске листьев и цветков. Весной можно внести луковичные растения (амариллис, кринум и др.). Поливают их так, чтобы не залить луковицу, тогда они будут хорошо расти и зацветут. 
 В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать, какой корм необходим животным (белке, кролику, хомяку, курам), как он называется, где и как хранится. 
 Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам. На участке скликают кур, кормят их. В террариуме дети могут ухаживать за лягушкой, ящерицей (это сезонные обитатели), кормить их. 
 Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. Они должны обращать внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит — нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову — не хватает кислорода. 
Чтобы животные были здоровы, надо мыть поилки, кормушки теплой водой, наливать свежей чистой воды, менять подстилку, выгребать мусор из курятника и посыпать пол песком. На участке дети кормят кур. 
 Наблюдая за сменой воды в аквариуме, дети моют вместе с воспитателем камешки, ракушки, укладывают их и насыпают песок на дно аквариума, могут частично заменить (освежить) воду. В средней группе увеличивается количество и разнообразие рыбок в аквариуме, помещают рыбок наших водоемов: серебрянку (верховку), карпа, линя, вьюна и разновидности золотой рыбки. 
 В уголке природы можно организовать общую уборку, распределить работу между детьми: помыть поилки, кормушки, горшки и поддоны, протереть листья растений, полить, порыхлить землю. 
 Во второй половине года вводится новая форма систематической работы — дежурства. Готовность детей к дежурствам обеспечивается предшествующей повседневной работой в уголке природы. 
 На занятии, посвященном введению дежурств, воспитатель должен уточнить с детьми обязанности дежурных, вспомнить правила ухода за каждым обитателем уголка природы, рассказать им об ответственности за выполнение всех требований. 
 Особый интерес вызывают у детей растения, выращенные ими. Поэтому важно всем вместе сеять и сажать их в уголке природы (выращивать корм птицам и зелень лука для стола и др.). 
 В этом возрасте повышается осознанность, самостоятельность, стремление к выполнению поставленной цели. Опора на опыт детей позволяет лучше понять содержание и назначение их труда, охотнее выполнить работу. 
 Здесь нет необходимости напоминать о конечной цели труда (дети ее хорошо помнят). Вместе с воспитателем дети готовят землю, пригодную для посева овса и посадки лука, насыпают ее в ящики, коробочки, сеют семена и сажают луковицы, поливают их. В процессе работы воспитатель напоминает словом, показом, предлагает детям поучиться друг у друга, отмечает аккуратность, соблюдение правил выполнения работы. 
 Дети сажают корнеплоды с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Весной нужно привлекать детей к устройству огорода и цветника, рыхлению граблями перекопанной земли, очищению ее от камней и палок, разметке борозд для посева. Дети могут также посеять крупные и мелкие семена (огурцов, свеклы, моркови, редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление. 
 В развитии трудовой направленности ребенка среднего до школьного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат. Полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке. 
 В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действиям. Они почти безразлично относятся к тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушая взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т. д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхний слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающиеся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане. 
 Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми, работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания: правильно вскопанную часть участка, красиво сделанную грядку, клумбу, ровные и прямые междугрядия, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов. 
 На первых порах не так важно, сколько ребенок сделает, будет ли работать до конца, выполняя трудовое поручение. Важно, чтобы он принял участие в этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому при выполнении трудовых заданий иногда происходят срывы: ребенок может прервать трудовое действие и уйти играть, а затем вернуться и продолжить работу. 
 Видя наглядный результат труда, дети стремятся работать, как взрослые, по-настоящему. Но и в этих работах ребенка в первую очередь еще интересует и удовлетворяет не результат деятельности, а сам процесс трудовых действий. Дети долго могут рыхлить землю в одном и том же месте, поливать одну и ту же гряду несколько раз в день. Они уже спокойно выслушивают поручение взрослого, присматриваются к его движениям, стараются подражать его действиям сознательно, просят показать правильные приемы. 
 Большое значение для поддержания интереса к трудовым процессам имеют поручения. Работу следует построить так, чтобы каждый ребенок ясно представлял, какую конкретную задачу он должен выполнить, чтобы эта задача была доступна ему. 
 Задание, даваемое ребенку средней группы, нужно серьезно обдумать, определить его дозировку, чтобы дети, не утомившись, получили удовлетворение от хорошо выполненной совместной работы. 
 Для поддержания интереса к уходу за растениями на участке и формирования правильных представлений важно использовать не рассказы и показы картинок, а сам факт роста и развития растений, направить внимание воспитанников на необходимость ухода за ними. Например, поливая растения, детей надо более настойчиво подводить к установлению зависимости состояния растений на участке (как и в уголке природы) от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Поэтому при выполнении трудовых процессов приходится несколько раз объяснять, для чего выполняется данная работа, напоминать, как это нужно делать. Поняв суть дела, ребята по-иному начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение не только к «своим» овощам, цветам, но и ко всем растениям. 
 В ходе работы на участке детей привлекают и к прополке растений. Находясь рядом со взрослым, они получают представление о роли прополки для роста растений, узнают некоторые сорняки.  
 Надо приучать детей осознавать, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений (летом жарко, земля высыхает, надо поливать каждый день). 
Постепенно дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Осенью они собирают овощи, крупные зрелые семена цветущих растений, раскладывают их по видам, усваивают обобщенные понятия: «овощи», «семена», — выделяя характерные свойства плодов: цвет, форму, особенности поверхности. 
 В плодовом саду дети могут участвовать в сборе фруктов (подносят корзины, собирают опавшие плоды), учатся отличать зрелые плоды от незрелых по величине, цвету, плотности. В уходе за садом они помогают воспитателю окучивать деревья, поливают молодые яблони, ягодные кустарники. 
Зимой после снегопада дети расчищают дорожки, очищают от снега свой участок, сгребают снег для построек и игр. 
 Уточняются представления детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Воспитанники наблюдают, какие птицы постоянно прилетают, какие редко, какой корм больше любят, сколько съедают. Вновь прилетающих птиц дети сравнивают с уже известными, рассказывают о характерных признаках внешнего вида (синица, снегирь, свиристель), готовят для них любимый корм (несоленое сало для синицы, крупу для голубей, косточки с мясом для вороны и т. д.). Дети должны разметать от снега кормовой столик, в начале весны продолжать подкормку птиц. 

 

Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах

 

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние -- упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы -- ее влажность, плотность и т. п.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.

Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.

П.Г. Саморукова в своих работах пишет, что труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду.

Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Большое значение в организации труда детей имеет их эмоциональное отношение к делу, которое создает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа, в особенности, если она уже выполнялась не однажды, будет интересовать детей, иногда привлекает и воодушевляет их цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывает общий темп и слаженность.

При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т.д.

Не следует забывать о том, что непременным условием должны быть интерес и осмысленное отношение детей к любой работе. В противном случае появляется невнимание, рассеянность, небрежность, и задолго до наступления действительной усталости ребенок начнет жаловаться, что он устал.

Также важнейшим педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Формы организации труда детей в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей -- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Информация о работе Труд в природе как метод экологического воспитания детей средней группы