Урбанизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:18, реферат

Краткое описание

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Урбанизация.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

По производительности труда в 1990 г. советское сельское хозяйство  уступало США в 11 раз, Нидерландам, Бельгии  и Канаде в 10 раз и даже таким  странам, как Греция и Португалия, в 2 раза. Поэтому соотношение доли городского населения в СССР (66% в 1989 г.) и доли занятых в сельском хозяйстве (20%) было далеко от нормального.

2. Низкое качество городской  среды. 

Низкое качество городской среды  прямое следствие сказанного выше; оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия.

3. Экологическое неблагополучие  городского развития.

Проблемы экологии за последние  два-три десятилетия приобрели  особую остроту в связи с резко  возросшим загрязнением воздушного бассейна и водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего  СССР, а некоторые специализирован-ные  промышленные центры и с населением менее 100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта основных загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает 70-90%).

К началу 90-х гг. в СССР насчитывалось около 100 городов с критическим экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не только с величиной города, но и с особенностями его функциональной структуры, микропо-ложения, местных условий и т. д. Рекордсменами по суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск (2,4 млн т в 1986 г., население 173 тыс. человек в 1990 г.), Кривой Рог (1,6; 717), Экибастуз (1,6; 137), Москва (1,25; 9100); Новокузнецк (1,1; 601); Темиртау (1,1 млн т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в Башкирии).

В России, по официальным данным, выделяются (на 1994 г.) 40 городов с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, исходя из объёма выбросов загряз-няющих веществ только от стационарных источников. Среди них Москва и половина городов-миллионеров .

Важно отметить, что среди городов России с тяжёлой экологической ситуацией (по данным опроса населения летом 1990 г.) оказались не только традиционные центры металлургии и химии (Челябинск, Уфа, Липецк), но и многие новые крупные города Тольятти, Набережные Челны, Нижнекамск, Новокуйбышевск, Волжский и др.

4. Асимметричность городского расселения.

Между европейской и азиатской  частями страны, между её югом и  севером наблюдается асимметричность  городского расселения. В европейской  части в 1990 г. были расположены около 4/5 всех городов СССР; там находилось 127 из 165 больших городов России (77%). В этой наиболее освоенной части СССР и России лишь крайние северные территории и район Прикаспия на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения.

В азиатской же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания, культуры.

5. Деформация функциональной структуры  городов, преобладание монопро-фильных узкоспециализированных центров.

Это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации), для  которой характерно обилие городов  одной отрасли при слабом развитии централь-ных функций (связей с окружающей территорией), культурного потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах. Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по своей природе обычно многофунк-циональны, чрезмерное преобладание промышленности наблюдается повсеместно. Даже в Москве по доле занятых промышленность занимает первое место (24%).

Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем развития урбанизации  России.

6. Большие города: возрастание их роли как социально-культурных очагов урбанизации.

Динамика урбанизации в России связана со значительным повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десятилетия и городов-миллионеров.

Урбанистическая структура России в 1939-1995 гг.

В 1995 г. 168 больших городов сосредоточили 68% городского и 46% общего населения  страны. Они отчётливо выделяют основную полосу расселения России и важнейшие  звенья её территориально-экономического развития столичные районы (Московский, С.-Петербургский), основные экономические оси и линии (Волга, Урал, Транссиб), морские побережья и т. д. Города с населением свыше 300 тыс. жителей (63 в 1995 г.) и их окружение составляют строгоорганизованные пространства (термин Е. Е. Лейзеровича), которые подверглись наиболее сильному антропогенному воздействию и являются основной ареной урбанизации в России. На другом полюсе слабоорганизованные пространства (9/10 всей территории), редко заселённые (средняя плотность около 3 чел./кв. км) и слабоосвоенные с редкой сетью коммуникаций.

Большие города главная фигура расселения страны во второй половине ХХ в. И только по страшному недомыслию их судьбы на протяжении многих десятилетий определяла пресловутая формула ограничение роста больших городов и развитие малых и средних, кочевавшая систематически из одного партийно-государственного документа в другой. К сожалению, не одно поколение советских градоведов и градостроителей присягало на верность этой формуле. По меткому выражению Л. Б. Когана, она, по существу, стала проверкой на благонадёжность, лояльность режиму. Фактически же политика ограничения роста больших городов (этих основных очагов урбанизации) и развития малых и средних (в большинстве не располагавших для этого необходимыми ресурсами) означала сдерживание процесса урбанизации в стране, особенно качественных параметров его развития, и во многом способствовала нарастанию негативных особенностей советской урбанизации, о которых говорилось выше. Одностороннее функциональное развитие, индустриальная доминанта в ущерб социальной сфере, недостаточность социально-культурного потенциала, низкое качество городской среды, плохая экологическая обстановка и другие проявления недостаточного внимания к человеку в городе всё это плюс трудности переходного периода и кризиса в последние годы определили незавидное положение этой ведущей группы россий-ских городов, а с ними и урбанистической ситуации в целом.

В связи со сказанным можно наметить следующие первоочередные проблемы развития больших городов на обозримую перспективу, имея в виду в качестве общей основы коренной пересмотр теории и практики государственного отношения к ним: 

резкое наращивание социально-культурного  потенциала, акцент в развитии больших городов на потребности человека в городе;  

значительное повышение качества городской среды;  

расширение функциональной структуры  больших городов исходя прежде всего  из местных потребностей;  

резкое улучшение экологических  условий больших городов, особенно столич-ных и крупных промышленных центров;  

разработка новых методов управления большими городами путём учёта закономерностей  их самоорганизации;  

усиление процесса формирования пригородных  зон больших городов.

9. Основные районы и центры  мировой урбанизации

Пространственная дифференциация процесса урбанизации в современном  мире очень велика и мозаична.

На карте мировой урбанизации  резко выделяются три основных региона  США, Западная Европа, Япония; их дополняют  довольно дисперсно распространённые по большинству районов крупнейшие центры, прежде всего с населением свыше 1 млн жителей (в мире их свыше 300). В последние два десятилетия эту картину несколько меняют быстрорастущие, достаточно мощные (хотя и менее включённые в мировые политические, экономические и культурные связи) городские агломера-ции в Восточной и Южной Азии, а также в странах Латинской Америки и меньше Африки. Это связано с высокими темпами роста и концентрации в них городского населения, упоминавшимися выше.

Около половины горожан мира ныне сосредоточено в Азии (в 1950 г. около 1/3), более 20% в Европе.

На пороге XXI в. отчётливо обнаруживается усиление юго-восточно-азиатского вектора  в мировой урбанизации. Это связано, помимо известного феномена послевоенной Японии, со значительным увеличением во второй половине ХХ в. городской массы Китая, Индии и ряда прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Азиатский вектор в урбанизации  мира находит отражение в быстром  росте сверхкрупных городских агломераций  с населением свыше 5 млн жителей в 1970-1990 гг. Особенно выразительно в этом отношении пополнение в списке агломера-ций с населением свыше 10 млн жителей по прогнозу на 2000 г. В него к концу нашего столетия должны войти Джакарта, Карачи, Дакка, Дели, Манила, Бангкок, Тяньцзинь и другие агломерации в Азии.

Демографы ООН выделяют города с  населением 8 млн и более жителей  как мегагорода (mega-cities). Эта группа сверхкрупных городских агломераций  растёт за счёт развивающихся стран. В 1950 г. только Нью-Йорк и Лондон превышали  указанную численность населения, в 1960 г. к ним присоединились Токио и Шанхай, а в 1970 г. количество мегагородов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро). В середине 1994 г. на развивающиеся страны приходилось уже 16 из 22 мегагородов, а по прогнозам, в 2015 г. из 33 городов с населением 8 млн и более 27 (81,8%) будут находиться в развивающихся странах, при этом 21 в Азии.

Рост числа мегагородов в 1970-2015 гг.  

1970 1994 2000 2015*

Мир в целом 11 22 25 33

Развивающиеся страны 5 16 19 27

Азия (без Японии) 2 10 12 19

Латинская Америка 3 4 5 5

Африка 0 2 2 3

Развитые страны 6 6 6 6

Европа 2 2 2 2

Северная Америка 2 2 2 2

Япония 2 2 2 2

* Прогноз. 

Несмотря на значительное распространение концепции контрурбанизации известного американского географа-градоведа Б. Берри, получившей большой резонанс особенно как лозунг для нового направления региональных исследова-ний, в целом в мире за счёт развивающихся стран в ХХ в. продолжается концен-трация населения в сверхкрупных агломерациях свыше 1 и особенно свыше 10 млн жителей. Эта тенденция по прогнозам демографов ООН, сохранится и в начале XXI столетия.

В результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных  городских агломераций вдоль транспортных магистралей во многих странах, прежде всего в упомянутых выше трёх регионах мирового масштаба, складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США. Её протяжённость около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона отсюда её название Босваш и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 170 тыс. кв. км. Работавший многие годы в США известный француз-ский географ Жан Готманн дал ей название Мегалополис, ставшее затем нарица-тельным. Мегалополис (Мегаполь) в Древней Греции центр союза аркадских городов; он возник около 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений. Под таким же названием вышло его монографическое исследование в 1961 г. Население этой главной улицы Америки насчитывает около 50 млн человек (почти 20% всего населения), здесь производится примерно 1/4 промыш-ленной продукции США. Другой мегалополис Чипитс (Чикаго Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих Озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде 40 млн). Самый молодой мегалополис страны Сансан находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трёх мегалополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизиро-ванная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяжённостью около 1000 км (и шириной до 300 км); в её пределах сосредоточено 55% населения страны (13,2 млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в обрабатывающей промышленности.

Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. Эта обширная урбанизированная зона протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны Токио, Иокогаму и Кавасаки, образующие вместе с прилегающими районами столичный метрополитенский ареал (Кейхин) с населением почти 30 млн человек, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие (всего около 25). В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60% населения страны и около 2/3 её промышленного производства.

Мегалополисы формируются и  в Западной Европе; там они, как  правило меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис (объединяет агломерации  Лондона, Бирмин-гема, Манчестера, Ливерпуля, и др.) и Рейнский ( кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.); каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30-35 млн человек. Развитие мегалополисов и здесь связано с быстрым расширени-ем крупнейших агломераций. Так, население Лондонской агломерации (в границах метрополитенского района) составляет 12 млн человек, Парижской в рамках городского района) 10 млн, агломерации Нижний Рейн-Рур примерно 11 млн человек.

Всё отчётливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. В  качестве примера укажем на мегалополис  в Северо-Западной Европе; он охватыва-ет сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский район (Антверпен Брюссель Лилль) и Парижский район.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. нашего столетия складывается на юге Китая. Её основу составляют свободные экономиче-ские зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом 5,6 млн, который 1 июля 1997 г. Великобритания, согласно договору, возвратит Китаю) и Чжухай 1 млн человек (недалеко от Макао, который Португалия в конце 1999 г. вернёт Китаю) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI в. здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением по рядка 30 млн жителей.

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов  и в других развивающихся странах: Сан-Паулу Рио-де-Жанейро Белу-Оризонте в Бразилии, Каир Александрия в  Египте, Калькутта Асансол долина р. Дамодар в Индии и т. д.

Несмотря на всё более чёткое оформление в ряде стран мегалополисов в виде обширных высокоурбанизированных зон полосовидной конфигурации, образую-щихся в результате срастания соседних агломераций, представления о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются всё ещё не до конца ясными. С этим связаны и весьма значительные расхождения во взглядах между разными авторами в нашей стране и за рубежом при оценке перспективно-сти мегалополисов как наиболее обширной пространственной структуры расселе-ния. Так, один из основоположников научной концепции мегалополиса, Ж. Готманн, считает, что мегалополис знаменует собой не только этап в организации территории и городской жизни, но и возвещает новую эру в размещении населения и хозяйственной деятельности человека . Перспективность этой структуры расселения подтверждают также многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществлённые Международным центром экистики в Афинах в рамках программы Город будущего под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса в 70-80-х гг.

Информация о работе Урбанизация