Фитосанитарное состояние древесно-кустарниковых насаждений придорожных территорий на примере ул.Горького (Благовещенск, Амурская област

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 06:34, дипломная работа

Краткое описание

Обследованные придорожные насаждения ул. Горького представлены однообразными по видовому составу насаждениями с доминированием ильма мелколистного, примесью тополя бальзамического, клёна Гинала, ясеня маньчжурского, без участия кустарников.
Значительная часть насаждений находится в удовлетворительном состоянии и по санитарному состоянию относится к категории ослабленных и сильно ослабленных, с высокой долей относительного текущего отпада, который образуется за счёт тополей, клёнов.
Жизненное состояние придорожных насаждений по ул. Горького в целом характеризуется как среднеустойчивое, повреждённое, варьируя по кварталам от устойчивых, здоровых до неустойчивых, сильно повреждённых, что связано, по-видимому, со степенью и периодичностью хозяйственных уходов за насаждениями.
Основными патологическими нарушениями являются гнили древесины и некрозно-раковые болезни стволов, которым в большей степени подвержены тополь бальзамический, ясень маньчжурский и клён Гиннала. Ильмы, вследствие низкой пораженности инфекционными патологиями стволов, высоким показателем жизненного состояния являются наиболее оптимальной породой для придорожных насаждений.

Содержание

Реферат
Введение
1 Обзор литературы
1.1 Функции и значение зеленых растений в городе
1.2 Болезни растений, их классификация
1.3Виды антропогенных факторов и их воздействие на качество насаждений
1.4 Влияние выбросов автотранспорта на жизненное состояние древесно-кустарниковых растений
2 Методика и объем выполненных исследований
2.1 Методика проведения санитарного и фитопатологического обследования
2.2 Оценка санитарного состояния
2.3 Фитопатологическое обследование
2.4 Оценка устойчивости и жизненного состояния насаждения
2.5 Расчет интенсивности движения по автомагистрали
2.6 Объём выполненных исследований
3 Характеристика природных условий Благовещенского района
3.1 Географическое положение
3.1.1 Климат
3.1.2 Геоморфология и рельеф
3.1.3 Почва
3.1.4 Растительность
3.1.5 Социально - экономические особенности города Благовещенска
3.2 Характеристика объекта исследования
3.3 Характеристика основных видов пород
4 Результаты исследований
4.1 Анализ видового состава придорожных насаждений по ул.Горького
4.2 Результаты фитосанитарного обследования
4.2.1 Анализ санитарного состава дендрофлоры придорожных насаждений
4.2.2 Характер патологических нарушений дендрофлоры и их анализ
5 Проект мероприятий
6 Экономическое обоснование проектируемых мероприятий
7 Охрана природы
8 Безопасность жизнедеятельности
8.1 Безопасность жизнедеятельности на производстве
8.1.2 Общие требования безопасности при лесохозяйственных работах
8.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
8.2.1 Мероприятия по предупреждению возникновения пожаров
8.2.2 Ликвидация лесных пожаров
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Во всех странах мира продолжается концентрация населения в крупных городских агломерациях. Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше [46]. С развитием городов и ростом городских агломераций всё большую актуальность приобретает своевременное и качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1 млн. городских автобусов [46].

Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.

Влияние транспорта на экологические проблемы города обуславливаются не только загрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами, но также загрязнением водного бассейна (стоки с автомобильных моек, стоянок, гаражей, АЗС и др.) и почвы (отходы, загрязненные нефтепродуктами, сажевые частицы шин от истирания на дорогах и др.).За последние годы наблюдается тенденция роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загрязняющих веществ. В 2000 году городе Волгограде выбросы от автотранспорта составили более 50% от общего валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух [42]. Этот процесс обусловлен резким увеличением количества автотранспортных средств в городе, в основном за счет автомобилей индивидуальных владельцев. Решению задач уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух препятствует низкое качество дорог, отсутствие на них усовершенствованного покрытия. Автомобильные дороги проходят по территории населенных пунктов в непосредственной близости от жилых домов и поэтому вносят дискомфорт в части повышенного содержания пыли в атмосферном воздухе в условия проживания граждан, отсутствие объездных дорог для грузового транспорта [43].

С целью снижения числа автомашин, эксплуатирующийся с превышением норм токсичности (дымности) и соответственно уменьшения выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта, службой ГИБДД за период проведения государственного технического осмотра организована и проведена проверка 45335 транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Удельный вес признанного неисправным транспорта от числа проверенного составил 28 % [28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДИКА И ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

2.1 Методика проведения  санитарного и фитопатологического  обследования насаждений

 

Санитарно-фипатологическое обследование насаждений проводится в научных и производственных целях, а также как самостоятельный вид работы. Санитарное состояние озелененных объектов учитывается по наличию суховершинных, усыхающих, поваленных деревьев, значительно поврежденных древостоев (механические раны, гнили, дупла), степени захламленности территории и уплотнению почвы. Под фитопатологическим обследованием понимается выявление и учет вредителей и болезней, а также других патологических изменений зеленых насаждений. Конечной целью такого обследования является назначение профилактических или оздоровительных мероприятий для конкретного объекта зеленых насаждений либо рекомендации для их реконструкции или капитального ремонта [45].

Методика обследования насаждений базируется на материалах предварительного (рекогносцировочного) обследования по прокладываемым маршрутам и последующего детального обследования или сплошной инвентаризации древесных насаждений в городских насаждениях с применением лесоводственных, таксационных и ландшафтных приёмов.

При рекогносцировочном обследовании даётся предварительная глазомерная оценка санитарного состояния насаждения, выявляются очаги вредных насекомых и болезней, первопричина усыхания. Цель последующего детального обследования – установить степень поврежденности патологическими факторами, видовой состав возбудителей и вредителей, их количество с целью прогноза дальнейшего развития и распространения, оценки угрозы для роста и существования насаждений, получения данных для обследования и разработки лесозащитных мероприятий [9, 37].

Процедура проведения обследований состоит из трех этапов: подготовительного, полевого и камерального. Подготовительный этап заключается в знакомстве с имеющимися материалами: ситуационным и топографическим планами, чертежами рабочей документации (план благоустройства озелененной территории), документами и отчетами прежних обследований, если таковые имеются, листками сигнализаций, сведениями о пожарах, выявленных ранее вредителях, известных очагах заболеваний; обследуемая территория на плане делится на условные учетные участки, отграничиваемыми дорожками или другими постоянными контурами. На основании этих материалов составляется рабочий план обследования с нанесенным на него проектом маршрута обследования и календарного плана работ.

На этапе полевых (натурных) работ проводится визуальная оценка состояния древостоев насаждений, их возрастной структуры, таксационных показателей, видового состава; отбираются образцы поврежденных органов для дальнейшей идентификации возбудителей; дается оценка элементов благоустройства объекта насаждения.

Камеральный этап включает в себя обобщение полученных данных, их анализ, составляются и оформляются ведомости оценки зеленых насаждений, оформляется инвентаризационный план территории или паспорт на объект.

 

2.2 Оценка санитарного  состояния 

 

Санитарное состояние насаждений – качественная характеристика, которая определяется по соотношению деревьев разных категорий состояния. Распределение по категориям состояния осуществляется для пород древостоя, составляющих три и более единицы состава [45].

Категория состояния деревьев – интегральная балльная оценка состояния деревьев по комплексу визуальных признаков (густоте и цвету кроны, наличию и доле усохших ветвей в кроне). Используется следующая шкала категорий состояния деревьев (табл. 2.1): 1 – здоровые (без признаков ослабления), 2 – ослабленные, 3 – сильно ослабленные, 4 – усыхающие, 5 – свежий сухостой, 6 – старый сухостой. Кроме этого отдельно фиксируется объем (в кубометрах) ветровала, бурелома, снеговала и снеголома [45].

К признакам повреждения относятся: увядание, усыхание, объедание хвои или листвы, почек; повреждение побегов, ветвей, ствола, корней, всего дерева; наличие на листьях, ветвях, стволах вздутий, разрастаний (галлов); оплетение хвои (листвы) паутиной, суховершинность, отмирание коры, раковые раны и язвы, плодовые тела, гнили, вывал, поломка деревьев.

 

Таблица 2.1 – Шкала категорий состояния деревьев по сумме биоморфологических признаков [45].

Категории состояния [45]

Признаки

Лиственные

породы

Хвойные

породы

I-без признаков ослабления

Крона густая, листва (хвоя) зелёная, блестящая; прирост текущего года нормального размера для данной породы, возраста, сезона и условий места произрастания. Повреждения вредителями и поражение болезнями единичны или отсутствуют. Стволы и корневые лапы не имеют внешних признаков поражения.

II-ослабленные

Крона ажурная; листва рано опадает, прирост уменьшен до ½; усыхание отдельных ветвей; местные повреждения ствола и корневых лап; единичные водяные побеги.

Крона ажурная; хвоя зелёная, светло-зелёная или обожжена не более, чем на 1/3; прирост уменьшен не более, чем на половину; усыхание отдельных корневых лап, местное повреждение ствола, ветвей, механические повреждения, единичные водяные побеги.

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.1

III - сильно ослабленные

Крона сильно ажурная; листва очень мелкая, светлая, рано желтеет и опадает; прирост очень слабый или отсутствует; усыхает до 2/3 кроны; повреждение ствола и корневых лап на 2/3 их окружности; сокотечениена стволах и скелетных ветвях; попытки поселения стволовых вредителей; множественные водяные побеги, плодовые тела или иные признаки деятельности дереворазрушающих грибов на стволе.

Крона сильно ажурная; хвоя бледно-зелёная или матовая, либо обожжена более 1/3; прирост очень слабый; усыхание до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола, окольцовывающие их до 2/3; попытки поселения или местные поселения стволовых вредителей; плодовые тела и иные признаки деятельности дереворазру-шающих грибов на стволе и корневых лапах.

IV– усыхающие

Усохло или усыхает более 2/3 кроны; повреждение более 2/3 окружности ствола и корневых лап; признаки заселения стволовыми вредителями, усыхающие водяные побеги.

Крона сильно ажурная; хвоя желтоватая или желто-зелёная, осыпается; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей; повреждения ствола и корневых лап более 2/3 окружности; имеются признаки заселения стволовыми вредителями.

V - свежий сухостой (текущего года)

Листва усохла, увяла или отсутствует; частичное опадение коры; заселено или отработано стволовыми вредителями.

Хвоя серая, желтая или красно-бурая, частично осыпалась, частичное опадение коры, заселено или отработано стволовыми вредителями.

VI - старый сухостой

Живая листва (хвоя) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; лётные отверстия стволовых вредителей; под корой грибница дереворазрушающих грибов.


 

2.3 Фитопатологическое обследование

 

Фитопатологическая оценка обязательно сопровождается качественной и количественной характеристиками выявленных патологий. Качественная характеристика выражается в выявлении типа болезни, вида возбудителя или вредителя, стадии гнили, факта прогрессирующего развития или ослабления болезни.

Под количественной характеристикой подразумевается установление показателей степени распространения патологического явления (распространенность и развитие болезни) в пространственном, объемном или числовом выражении с указанием площади очага, числа больных деревьев, процента поражения древесины [14].

Распространённость болезни, т.е. количество поражённых растений в однородном сообществе, выражают в % и вычисляют по формуле

Р = (ах100)/А,   (2.1)

где Р – распространённость болезни;

А – общее количество учтённых растений;

а – количество поражённых растений.

Окончательную диагностику болезней растений проводят в лабораторных условиях, используя следующие виды анализов: морфологический, гистологический, микологический, физический, химический, физиологический для идентификации возбудителя болезни. Поэтому в полевых условиях необходимо собирать все выявленные пораженные растения или их части в гербарий. Для этого необходимо при себе иметь: дневник для описания маршрутов и мест сборов отдельных видов, бумагу 20×20 для свертывания конвертов под образцы, бумагу для этикеток, ботаническую папку [16].

Характерные патологические проявления различных болезней леса проявляются в разное время сезона в связи с разной биологией возбудителей и вредителей, в соответствии с этим должны быть увязаны сроки проведения обследований.

 

2.4 Оценка устойчивости  и жизненного состояния насаждения

 

Состояние древесных насаждений определяли по степени устойчивости и жизненного состояния.  Степень устойчивости вида растения или всего насаждения рассчитывали по значению средневзвешенного балла для растений этого вида или всего насаждения (Бс.с.н.)по формуле [17].

 

Бс.с.н =

  (2.2)

 

Где,  Бс.с.н. – средневзвешенный балл  состояния породы или насаждения;

Бс – категория состояния, в баллах; 

n1…I  - количество деревьев каждой категории состояния.

При этом градация степени устойчивости  насаждений следующая: устойчивыми считаются насаждения с Бс.с.н от 1 до 2,0; среднеустойчивыми – от 2,1 до 3,0 и неустойчивыми – от 3,1 и более.

Индекс жизненного состояния отдельного вида или насаждения рассчитывали с использованием 5-бальной шкалы Е.Н.Андреевой (формуле [17], в основе  которой  деревьям той или иной категории состояния присваивается определённый балл, по формуле

In = n1  + 0,7n2  + 0,4n3  +  0,1n4                                 (2.3)     

n

где,  In – индекс жизненного состояния древостоя по числу деревьев;

n1 – число здоровых;

n2–  повреждённых;

n3 – сильно повреждённых,

n4 –отмирающих деревьев;

n-  общее число деревьев, включая сухостой, на пробной площади;

0,7, 0,4 и 0,1 – баллы повреждённых, сильно повреждённых отмирающих  деревьев соответственно; свежему  и старому сухостою присваивается 0 баллов.

При индексе от 1,0 до 0,8 жизненное состояние насаждения оценивается как здоровое, при 0,79 - 0,5 – древостой считается повреждённым; при 0,49 - 0,2 – сильно повреждённым, от 0,19 и ниже –разрушенным или полностью деградированным.

 

2.5 Расчёт интенсивности  движения по автомагистрали

 

Суммарная оценка загруженности улицы автотранспортом определяется согласно ГОСТ – 17.2.2.03 – 77 [42]:в разное время суток (трёхкратно) определяли количество автотранспорта, проходящего в обоих направлениях по улице за определённый промежуток времени. Полученный результат приводили к единой расчётной единице – час. Определение количества транспорта проводили в нескольких точках магистрали – на пересечении улицы Горького с ул. Партизанской, ул. Театральной, ул. Больничной.

Градация интенсивности автомобильного движения следующая:

1) крайне низкая - < 50 авт./час;

2) низкая - 50-500 авт./час;

3) умеренная – 500 - 1300 авт./час;

4) высокая – 1300 – 2500 авт./час;

5) крайне высокая – 2500 – 4000 авт./час.

 

2.6 Объём выполненных исследований

 

На основании имеющегося картографического материала был разработан маршрут и составлен рабочий план проведения детального санитарно-фитопатологического обследования придорожных насаждений  с обеих сторон автомагистрали по ул. Горького.

В летний период 2012 года методом сплошного подеревного перечета были обследованы насаждения с маркировкой всех насаждений на карте в виде контуров. Результаты заносили в сводную ведомость, отмечая следующие показатели: вид растения, повреждения различного характера (механические, патологические, насекомыми).

По 6-ти бальной шкале состояния древостоев отмечали категорию санитарного состояния дерева, учитывая степень разряженности и усыхания кроны или вершины, характер прироста (укороченный, нормальный), наличие сухостойных ветвей. Патологии кроны выявляли путем тщательного осмотра листовых пластинок: изменение цвета (пожелтение, мозаичность), сворачивание, пятнистости, усыхание, степень и характер повреждения насекомыми. В графу особые отметки заносили данные о наличии дупла, плодовых тел грибов; собирали гербарные образцы для лабораторной идентификации возбудителей.

Информация о работе Фитосанитарное состояние древесно-кустарниковых насаждений придорожных территорий на примере ул.Горького (Благовещенск, Амурская област