Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников".

Содержание

Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными………3
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………...5
Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………..8
Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО Новокузнецкий  педагогический колледж № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  экологических представлений у  детей дошкольного возраста в  процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        2013

 

Содержание:

 

  1.    Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными………3

 

  1.    Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………...5

 

  1.    Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………..8

 

  1.    Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………16

 

  1.   Заключение…………………………………………………………………….23

 

  1.  Список литературы…………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

Современные взгляды  на формирование экологических представлений  у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными.

 

Экологические проблемы и  необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие  в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права  их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это  период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое  мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в  том числе и понятия "экологическое  воспитание дошкольников". В этот же период осуществляется поиск эффективных  методов экологического образования, создаются технологии обучения и  воспитания детей и молодежи.

В предметное окружение ребенка-дошкольника  входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы  неизбежно - это естественный процесс  познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную  научную основу. В настоящее время  происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении  людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф.Реймерс выделяет пять существенно различающихся между собой позиций в определении "экологии" (Природопользование: Словарь-справочник. - М., 1990. -С. 592). Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Учитывая специфику дошкольного  возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы  биологической экологии в разной степени могут служить научной  основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий  и экологического фактического материала  являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке  детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие  повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с  этими условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы по формированию экологических представлений  у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы.

 

Говоря о содержании работы в рамках данного раздела, следует  рассмотреть основные понятия аутэкологии. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие  взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено  тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его  внутренними ресурсами. Потребности  живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды – прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Следующее важное понятие  из раздела аутэкологии - морфо-функциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает "пищу" для размышлений.

Конкретизацией первого  понятия является понятие среды  обитания. Взрослый вполне может обсуждать  с детьми, что необходимо для жизни  растения или животного (субстрат1, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.

Названные понятия выражают первую - и главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.

В возрасте 5-6 лет у ребенка  резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой  мир широко открытыми глазами, все  вызывает его интерес, он задает массу  вопросов, основной из которых «почему?». Это говорит о том, что ребенка  интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов  и явлений большого мира. Кроме  того, формируется его отношение  к окружающему. Период дошкольного  детства характеризуется тем, что  у ребенка развиваются синтетические  формы восприятия пространства и  времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени  зависит от условий его жизни  и воспитания. При систематической  ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных  проявлений в процессе игровой и  практической деятельности ребенка  в форме наглядных образов  для него открываются не только внешняя  видимость явлений природы, но и  простейшие причинные  и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребенка начинают складываться такие чувственные познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей, а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда, зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает свою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планеты.

Дети шестого года жизни  отличаются еще большими физическими  и психическими возможностями, чем  дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения  со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет  и сходство, и отличие от системы  предыдущего года. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность  к ней. Специальные наблюдения посвящаются  тому, чтобы выяснить, как и что  видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как  функционируют и какую приспособительную  роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают  себя, как дышат, как реагируют  на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка  помогают воспитателю не менее трех дней подряд - за это время они  начинают осознанно относиться к  делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика формирования экологических представлений у  детей дошкольного возраста в  процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы.

 

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы