Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников".

Содержание

Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными………3
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………...5
Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………..8
Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Для сухопутной черепахи в  аквариуме устраивается грот: в большой  цветочный горшок, поставленный вверх  дном, монтируется электролампа. Грот, декорированный цементом и камнями, имеет вход. Черепахи - холоднокровные животные, они активно едят и передвигаются лишь в разогретом состоянии. Устройство обогрева особенно важно для зимнего периода, когда животные не могут ни в спячку залечь, ни полноценно кормиться. Для водной черепахи одинаково важны- вода и берег с обогревом.

Водная черепаха - хищное животное, активно поедающее мелких водных обитателей (или кусочки мяса), если температура окружающей среды  достаточно высокая (около 26°С).

Сухопутную черепаху кормят тонко нарезанными овощами (морковь, свекла, капуста, картофель), в летнее время добавляют траву, одуванчики. При обилии сочных кормов воду не ставят.

Морская свинка - грызун, широко распространенный как лабораторное животное. Его дикий предок серого окраса живет в некоторых районах  южноамериканского континента, сильно отличается от разноцветной одомашненной свинки. Морские свинки безобидные животные, их легко содержать в  детском саду. В клетке у них  должны быть домик-укрытие, опилки в  качестве подстилки и коробочка-туалет. Свинки едят сырые овощи, траву, "геркулес", грызут сухари, корки черного хлеба, ветки деревьев. Из клетки время  от времени их надо выпускать, чтобы  они свободно побегали в помещении  под присмотром детей. Это достаточно умные животные: если с ними постоянно  и доброжелательно общаться, они  легко приручаются: понимают свою кличку, могут играть, обследовать помещение  и предметы, дают потомство.

Помимо содержания чрезвычайно  важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые  постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить  в форме циклов.

Обитатели уголка природы  весь учебный год живут рядом  с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы  у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл - это ряд взаимосвязанных  наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет  свое содержание, свою цель, не повторяет  другие наблюдения, но взаимосвязано  с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей  конкретные и отчетливые представления  о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным  путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут  по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле  осуществляется распределение всего  объема знаний на "порции", что  обеспечивает постепенное и более  надежное их усвоение. Каждое следующее  наблюдение позволяет демонстрировать  детям новые стороны и особенности  уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять  сложившиеся представления.

Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по формированию экологических представлений у  детей дошкольного возраста в  процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы.

 

В систему работы по экологическому воспитанию детей, нами был включен  цикл занятий-наблюдений за аквариумными рыбками, а также привлечение  детей к уходу за рыбками.

 

1. занятие «Наблюдение за рыбкой в аквариуме».

Цель: познакомить с особенностями строения рыб; дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения; развивать наблюдательность при рассматривании рыбки; воспитывать бережное отношение к живым объектам.

Ход занятия: Детям напоминается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и говорится о том, что дети сегодня увидят золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны учиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было хорошо. Детям показывается золотая рыбка, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть. Рассказываем детям, что родина золотой рыбки - далекий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариуме. Детям предлагается внимательно рассмотреть тело рыбки.

-Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

-А какая у рыбки форма тела?

После того, как дети сами подумают и объяснят, как умеют, воспитатель  говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди  и сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Воспитатель предлагает детям  понаблюдать, как рыбка плавает.

- Что помогает рыбке  при плавании? (Хвост, плавники.)

- Когда рыбка плывет, ее  хвост движется из стороны  в сторону. Воспитатель показывает  движение рыбки рукой и предлагает  детям тоже руками повторить.

-На конце тела у  золотой рыбки, как и у всех  других рыб, имеется хвостовой  плавник. Кроме того, плавники  у рыб есть на спинке, на  брюшке и на грудке.

-Как вы думаете, рыбка  нас видит? Почему? (У рыбки  есть два глаза, с левой и  с правой стороны.)

Воспитатель предлагает детям  позвать рыбку и легонько постучать. Дети наблюдают за реакцией рыбки, она  реагирует на стук.

-Рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но  есть внутреннее ухо.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как рыбки дышат, заглатывают  ртом поток воды.

-В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами,  а отфильтрованная вода выходит  с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку  нельзя ловить руками, она очень  нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок. Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум и поясняет, что рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

- Золотая рыбка любит  жить в воде определенной температуры,  любит сухой и живой корм.

- Ребята, вы все уже  знаете, для чего в аквариуме  рамочка. Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо  едят сухой корм - дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых  специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок.  Чтобы корм не расплывался  по воде, его кладут только  в кормушку. Рыбкам дают корма  не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не  загрязнял аквариум. Кормят рыбок  в одно и то же время.

- Ребята, насыпьте в кормушку  корм и легонько постучите  по аквариуму. Если рыбки слышат  наш стук, и в одно и то  же время давать им корм, можно  выработать у них привычку. На  стук они будут подплывать  к кормушке.

Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной  кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое  поставляет в воду кислород.

Воспитатель включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха  в воде.

-Ребята, а для чего  в аквариуме сажают аквариумные  растения? (Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом, чтобы растения насыщали воду кислородом). Воспитатель напоминает правила ухода за обитателями аквариума, рассматривает вместе с детьми предметы ухода за аквариумом и его обитателями.

 

 

2. Занятие «Рост  и развитие рыб».

Цель: показать детям цикл развития рыб, дать представления о том, что все живое развивается на разных стадиях развития и имеет разные формы.

Ход занятия: происходит обсуждение с детьми, как изменяется человек в течении жизни (сначала совсем маленький умещается в детской коляске, потом растет, с каждым годом становится все выше ростом, и вот уже взрослый человек). У детей выясняются, знают ли они, что происходит с рыбками? Как рыбы растут?

Детям раздаются картинки, и предлагается рассмотреть, что  изображено на картинке. Они должны найти среди водорослей как –  будто небольшое облачко. Это  рыба отложила икру. Детям объясняется, что через некоторое время  из икринок появляются крохотные  рыбки – мальки. Когда они немного  подрастут, то по форме и окраске  будут похожи на взрослых рыб.

Раздаются другие картинки, на них изображены мальки и взрослые рыбы. Дети должны найти где, чьи дети, и раскрасить их так, чтобы они по цвету стали похожи на взрослых рыб. Стрелочкой нужно показать, как маленькая рыбка вырастает в большую. В конце занятия дается оценка работы детей.

Загадки про рыб:

У родителей и деток  блещет в речке чистой

Вся одежда из монеток (рыбка) спинкой серебристой (рыбка)

 

3.Занятие «Знакомство  с новыми рыбками и подготовка  для них аквариума».

Цель: познакомить детей с новыми для них рыбками (меченосцами.) Создать для них условия похожие на естественные, продолжать воспитывать интерес к рыбкам и желание заботиться о них.

Ход занятия: Воспитатель обращается к детям:

- Какие рыбки живут  у нас в аквариуме? (дети называют) сегодня я принесла вам новых  рыбок, посмотрите на них, рассмотрите  их.

- Может быть, у кого-то есть такие рыбки дома?

- Кто знает как они называются? (меченосцы).

Детям предлагается рассказать об особенностях внешнего вида этих рыб. Воспитатель вместе с детьми создает правильные условия жизни для рыбок в аквариуме. Детям задаются вопросы:

-Что мы должны положить  на дно?

- Что сделать потом? (посадить  растение, положить камешки, налить  воды и т.д.)

- Где мы должны посадить  эти растения? (валлиснерия)

- Почему около задней стенки аквариума?

- Как мы будем их  сажать?

В только что залитый аквариум помещать сразу рыбок нельзя, надо чтобы растения в нем прижились; рыбки помещаются в другой аквариум. Производится наблюдение за ними. В  конце занятия дается оценка работы детей.

 

4.Занятие «Сравнительное  наблюдение за рыбами».

Цель: закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по окраске, величине, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбки (местом обитания, кожным покровом, повадками, способом передвижения).

Ход занятия: в группу приносится новая рыбка (карась), детям предлагается сравнить эту рыбку с теми, которые уже имеются в аквариуме (вуалехвост). Чтобы направить детей на сравнительный анализ, задаются дополнительные вопросы.

- похожи или не похожи  эти рыбки?

- чем они не похожи  друг на друга?

- какой формы тело у  карася? (овальное)

- какое тело у вуалехвоста? (круглое, вздутое)

- какого цвета чешуя  у карася?

- а у вуалехвоста?

- какие плавники у карася, длинные или короткие?

- плавники у вуалехвоста?

- чем похожи рыбки? (рассмотреть  глаза, плавники на спине, животе  и хвосте)

- где живут обе рыбки? (в воде, в аквариуме)

- чем мы кормим этих  рыбок?

- сколько корма нужно  давать рыбкам?

- как все рыбки едят  корм?

- что мы делаем, чтобы рыбкам у нас хорошо жилось? (чистим аквариум, доливаем свежую воду, поддуваем).

После этого рыбки помещаются в аквариум, осуществляется наблюдение за ними.

 Дежурства в уголке природы с детьми старшей группы проводилось в 3 этапа.

1-й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:

a) их самочувствия и состояния;

b) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, состояние воды, наличие света и пр.).

2-й этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говорит: «распределите между собой, кто и что будет делать для рыбок, и начинайте. Если вы знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу».

3-й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Предварительный осмотр аквариума с рыбками - это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспитывать  в детях истинно гуманное отношение  ко всему живому: во время осмотра  можно выявить, как выглядят и  как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого изменения, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты  в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые  необходимо выполнить во время дежурства.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы