Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:53, контрольная работа
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников".
Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными………3
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………...5
Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………..8
Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….25
Для сухопутной черепахи в аквариуме устраивается грот: в большой цветочный горшок, поставленный вверх дном, монтируется электролампа. Грот, декорированный цементом и камнями, имеет вход. Черепахи - холоднокровные животные, они активно едят и передвигаются лишь в разогретом состоянии. Устройство обогрева особенно важно для зимнего периода, когда животные не могут ни в спячку залечь, ни полноценно кормиться. Для водной черепахи одинаково важны- вода и берег с обогревом.
Водная черепаха - хищное животное, активно поедающее мелких водных обитателей (или кусочки мяса), если температура окружающей среды достаточно высокая (около 26°С).
Сухопутную черепаху кормят тонко нарезанными овощами (морковь, свекла, капуста, картофель), в летнее время добавляют траву, одуванчики. При обилии сочных кормов воду не ставят.
Морская свинка - грызун, широко распространенный как лабораторное животное. Его дикий предок серого окраса живет в некоторых районах южноамериканского континента, сильно отличается от разноцветной одомашненной свинки. Морские свинки безобидные животные, их легко содержать в детском саду. В клетке у них должны быть домик-укрытие, опилки в качестве подстилки и коробочка-туалет. Свинки едят сырые овощи, траву, "геркулес", грызут сухари, корки черного хлеба, ветки деревьев. Из клетки время от времени их надо выпускать, чтобы они свободно побегали в помещении под присмотром детей. Это достаточно умные животные: если с ними постоянно и доброжелательно общаться, они легко приручаются: понимают свою кличку, могут играть, обследовать помещение и предметы, дают потомство.
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы
весь учебный год живут рядом
с дошкольниками - это обстоятельство
накладывает особый отпечаток на
педагогический процесс: нельзя, чтобы
у детей за этот длительный период
наступило равнодушное
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-
Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы.
В систему работы по экологическому воспитанию детей, нами был включен цикл занятий-наблюдений за аквариумными рыбками, а также привлечение детей к уходу за рыбками.
1. занятие «Наблюдение за рыбкой в аквариуме».
Цель: познакомить с особенностями строения рыб; дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения; развивать наблюдательность при рассматривании рыбки; воспитывать бережное отношение к живым объектам.
Ход занятия: Детям напоминается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и говорится о том, что дети сегодня увидят золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны учиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было хорошо. Детям показывается золотая рыбка, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть. Рассказываем детям, что родина золотой рыбки - далекий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариуме. Детям предлагается внимательно рассмотреть тело рыбки.
-Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)
-А какая у рыбки форма тела?
После того, как дети сами подумают и объяснят, как умеют, воспитатель говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как рыбка плавает.
- Что помогает рыбке при плавании? (Хвост, плавники.)
- Когда рыбка плывет, ее
хвост движется из стороны
в сторону. Воспитатель
-На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.
-Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему? (У рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны.)
Воспитатель предлагает детям позвать рыбку и легонько постучать. Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.
-Рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды.
-В воде находится воздух,
рыбка вдыхает его жабрами,
а отфильтрованная вода
Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок. Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум и поясняет, что рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.
- Золотая рыбка любит
жить в воде определенной
- Ребята, вы все уже
знаете, для чего в аквариуме
рамочка. Правильно, это
- Ребята, насыпьте в кормушку
корм и легонько постучите
по аквариуму. Если рыбки
Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.
Воспитатель включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде.
-Ребята, а для чего
в аквариуме сажают
2. Занятие «Рост и развитие рыб».
Цель: показать детям цикл развития рыб, дать представления о том, что все живое развивается на разных стадиях развития и имеет разные формы.
Ход занятия: происходит обсуждение с детьми, как изменяется человек в течении жизни (сначала совсем маленький умещается в детской коляске, потом растет, с каждым годом становится все выше ростом, и вот уже взрослый человек). У детей выясняются, знают ли они, что происходит с рыбками? Как рыбы растут?
Детям раздаются картинки, и предлагается рассмотреть, что изображено на картинке. Они должны найти среди водорослей как – будто небольшое облачко. Это рыба отложила икру. Детям объясняется, что через некоторое время из икринок появляются крохотные рыбки – мальки. Когда они немного подрастут, то по форме и окраске будут похожи на взрослых рыб.
Раздаются другие картинки, на них изображены мальки и взрослые рыбы. Дети должны найти где, чьи дети, и раскрасить их так, чтобы они по цвету стали похожи на взрослых рыб. Стрелочкой нужно показать, как маленькая рыбка вырастает в большую. В конце занятия дается оценка работы детей.
Загадки про рыб:
У родителей и деток блещет в речке чистой
Вся одежда из монеток (рыбка) спинкой серебристой (рыбка)
3.Занятие «Знакомство с новыми рыбками и подготовка для них аквариума».
Цель: познакомить детей с новыми для них рыбками (меченосцами.) Создать для них условия похожие на естественные, продолжать воспитывать интерес к рыбкам и желание заботиться о них.
Ход занятия: Воспитатель обращается к детям:
- Какие рыбки живут
у нас в аквариуме? (дети называют)
сегодня я принесла вам новых
рыбок, посмотрите на них,
- Может быть, у кого-то есть такие рыбки дома?
- Кто знает как они называются? (меченосцы).
Детям предлагается рассказать об особенностях внешнего вида этих рыб. Воспитатель вместе с детьми создает правильные условия жизни для рыбок в аквариуме. Детям задаются вопросы:
-Что мы должны положить на дно?
- Что сделать потом? (посадить растение, положить камешки, налить воды и т.д.)
- Где мы должны посадить эти растения? (валлиснерия)
- Почему около задней стенки аквариума?
- Как мы будем их сажать?
В только что залитый аквариум помещать сразу рыбок нельзя, надо чтобы растения в нем прижились; рыбки помещаются в другой аквариум. Производится наблюдение за ними. В конце занятия дается оценка работы детей.
4.Занятие «Сравнительное наблюдение за рыбами».
Цель: закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по окраске, величине, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбки (местом обитания, кожным покровом, повадками, способом передвижения).
Ход занятия: в группу приносится новая рыбка (карась), детям предлагается сравнить эту рыбку с теми, которые уже имеются в аквариуме (вуалехвост). Чтобы направить детей на сравнительный анализ, задаются дополнительные вопросы.
- похожи или не похожи эти рыбки?
- чем они не похожи друг на друга?
- какой формы тело у карася? (овальное)
- какое тело у вуалехвоста? (круглое, вздутое)
- какого цвета чешуя у карася?
- а у вуалехвоста?
- какие плавники у карася, длинные или короткие?
- плавники у вуалехвоста?
- чем похожи рыбки? (рассмотреть
глаза, плавники на спине,
- где живут обе рыбки? (в воде, в аквариуме)
- чем мы кормим этих рыбок?
- сколько корма нужно давать рыбкам?
- как все рыбки едят корм?
- что мы делаем, чтобы рыбкам у нас хорошо жилось? (чистим аквариум, доливаем свежую воду, поддуваем).
После этого рыбки помещаются в аквариум, осуществляется наблюдение за ними.
Дежурства в уголке природы с детьми старшей группы проводилось в 3 этапа.
1-й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:
a) их самочувствия и состояния;
b) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, состояние воды, наличие света и пр.).
2-й этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говорит: «распределите между собой, кто и что будет делать для рыбок, и начинайте. Если вы знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу».
3-й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).
Предварительный осмотр аквариума с рыбками - это очень важный момент методики.
Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого изменения, не заболели ли они.
Во-вторых, именно осмотр условий,
в каких находятся живые