Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников".

Содержание

Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными………3
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………...5
Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………..8
Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Предварительный просмотр заключает  в себе экологическую сущность труда  в природе, он делает его осмысленным  и осознанным как для взрослого, так и для ребенка, «экологическая формула» взаимосвязи живого объекта  со средой обитания заключается в  следующем: «Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить».

Второй момент методики традиционен - это реальные операции по улучшению  условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную  и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать рыбок.

Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть  целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как рыбы поедают корм - всем стало лучше оттого, что  потрудились дежурные. Это необходимое  эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей - дежурных. Оно вселяет в них  уверенность, рождает понимание  важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать  в этом участие.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

- если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

- если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о животных, создание и поддержание необходимых условий  для всех живых существ, находящихся  в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

 

 

 

 

Заключение.

 

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет  уголок природы детского сада, где  содержатся комнатные растения и  некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы  для всего детского учреждения. Его  можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет  возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках  и тем самым обеспечить более  глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно  в природе, затрудняет выделение  общего, существенного и закономерного  в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных  объектов в уголке природы позволяет  решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть  растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Обитателей уголка природы  дети видят ежедневно, что облегчает  работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и  ухаживают за живыми существами. В  процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного  и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для  них нужно создавать.

В уголке природы дошкольники  могут в течение всего дня  подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются  конкретные знания о природе. При  ознакомлении с живыми объектами  у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного  возраста развиваются следующие  познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают  причинно - следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают  игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями  природы у детей формируются  трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение  к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой,   многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

 

Список литературы:

 

  1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.
  2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982
  3. Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
  4. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983г.
  5. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.
  6. Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989.
  7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.
  9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.
  10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  11. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2002.
  12. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. "Дошкольное воспитание" и "Воспитание в дошкольных учреждениях" / С.А. Веретенникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой.-М.,2005.
  14. http://neobionika.ru/ekologvospitanie.html

 


Информация о работе Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы