Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. …………………………….3
2. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………..6
3. Методика формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………………………….11
4. Мероприятия по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми …………………………………………………………………15
Список литературы ……………………………………………………………22
Содержание
1. Современные
взгляды на формирование
2. Содержание
работы по формированию у
3. Методика формирования
у детей дошкольного возраста
экологических представлений в
процессе ознакомления с
4. Мероприятия
по формированию у детей
Список литературы ………………………………
1. Современные
взгляды на формирование
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении "экологии". Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций
разных видов растений и
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
• безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
• неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать).
2. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми
2-я младшая группа. Узнавать и знать название 1―2 насекомых: бабочка, жук. Знать, что они летают, у них есть крылья.
Средняя группа. Уметь называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Знакомить детей со звуками, характерными для насекомых (жук жужжит).
Старшая группа.
Знать, что бабочка, жук, пчела, муравей,
кузнечик, стрекоза ― насекомые. Иметь
представление о некоторых
Сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза ― летают, кузнечик прыгает). Определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (пчела, муха, жук ― жужжат, кузнечик ― стрекочет).
Знать некоторые особенности сезонной жизни, места обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища).
Пчела, муравей ― полезные насекомые. Их нельзя уничтожать.
Подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).
Подготовительная к школе группа. Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз); жуков (божья коровка, жужелица).
Сравнивая, находить различие во внешнем виде (у бабочки крылья мягкие, у жука сверху плотные, под ними мягкие и прозрачные).
Продолжать сравнивать насекомых по способу передвижения (бабочка, жук, пчела, муха, стрекоза, оса, шмель ― летают, кузнечик прыгает. Жук, муха и муравей ползают). Называть характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет).
Знать цикл развития бабочки (откладывает яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц ― куколки, а из куколок бабочки). На основе строения тела различных представителей формировать у детей обобщенное понятие ― насекомые (у них шесть ног. Их еще называют шестиногие).
Представлять себе, чем питаются насекомые (бабочка, пчела ― соком цветов, муравьи ― гусеницами, стрекоза ― комарами. Майский жук ест листья деревьев).
Знать, что муравьи и пчелы живут большими семьями (муравьи в лесу строят муравейники, а пчелы в дуплах ― гнезда, человек делает для них ульи).
Иметь представление о полезности некоторых насекомых (человек приручил пчел ― они дают мед; муравьи очищают лес, съедают вредных гусениц; божья коровка, жужелица поедают вредителей растений). Полезных насекомых надо оберегать, охранять.
Знать некоторые формы защиты насекомых: покровительственная окраска, химическая защита (например, едкие выделения божьей коровки и жужелицы).
Приступая к работе по формированию у детей представлений о животных и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что ребята уже знают. Это можно сделать, проведя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесных). Ребенок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает, какое оно (задание для ребенка среднего возраста), классифицирует, например, по принципу «домашние и дикие животные» (задание для детей старшего возраста).
Целесообразно также провести контрольные занятия, на которых предложить детям сравнить животных. Например, дети могут сравнить кошку и ежа (контрастные животные одного класса); кошку и птицу (животные разных классов). В процессе сравнения воспитатель проверит: знают ли дети о характерных особенностях животных, их жизненных проявлениях, движении, питании и др.; как развито умение детей обобщать, сравнивать, анализировать; как относятся они к тому или другому животному. Например, ребята легко находят различие у контрастных животных, но сложнее им выделить общие признаки. Меньшее затруднение-вызывает определение общих внешних признаков (покров тела, количество конечностей и др.), а осознание детьми ведущего признака данного класса идет только на основе анализа и обобщения.
Приведем пример беседы с детьми 5―6 лет о сравнении кошки и ежа.. На вопрос о том, видели ли дети кошку и ежа, все ответили утвердительно. Рассказывая о кошке, большинство детей вспоминали конкретную жизненную ситуацию: «У нас в доме есть», «В деревне видел», «На улице..,». Однако были и такие дети, которые видели животных только на картинке или по телевизору. Вопрос «Кошка и еж похожи?» вызвал затруднение у детей этого возраста.
Пример свидетельствует о том, что выделение одинаковых признаков для ребенка гораздо труднее, чем контрастных. Поэтому тогда, когда идет сравнение резко контрастных животных, нужно начинать с вопроса «чем не похожи...?», постепенно подводя детей, к ответу на вопрос «чем похожи?»
Интересные ответы вызвал вопрос «Чем не похожи кошка и еж?». Прежде всего дети указывали на различия в покрове тела («Ежик с иголками, а кошка без иголок», «Ежик колючий, а кошка мягкая, пушистая»); на различие формы тела и головы животных («У кошки лапки длинные, у ежа короткие», «Ежик круглый, а кошка длинная», «У кошки мордочка не острая, а у ежика острая»...), отмечали разную окраску покрова тела ежа и кошки.
Прием сравнения помог найти ошибки, неточности в детских представлениях. Например, ребята говорили о том, что у ежа нет ушей, когтей, усов; при определении пользы животных подходили субъективно («У ежа везде одни иголки», «Еж вредный, . он колется...», «Кошка мяукать умеет, а еж никак не разговаривает»). Многие дети не знали точно, где живет еж («В зоопарке», «В лесу в домике»). Не всегда ответы ребят имеют правильную речевую форму. Так, на вопрос «Как называются детеныши кошки?» некоторые ребята отвечали: «Маленькие кошки», «Котеночки».
Почти у всех детей имелось достаточно точное представление о том, что кошка ― домашнее животное, что кошка и еж заботятся о своем потомстве («Кошка кормит котят молоком», «Ежик что-нибудь из леса ежатам приносит вкусненькое»).
Таким образом, проверочная беседа показала, какие представления детей этого возраста требуют уточнения, дополнения, на что воспитатель должен обратить внимание во время наблюдений, при рассматривании картин, какие сделать пояснения и объяснения.
Формируя реальные представления, педагог также следит за правильным отношением к животному. Например, зная, что дети неточно понимают назначение иголок у ежа («Еж вредный, он колется»), педагог объясняет, что еж только в качестве защиты прибегает к своему «оружию», учит, как обращаться с этим лесным жителем при встрече.
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время ― все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.
По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом: