Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. …………………………….3
2. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………..6
3. Методика формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………………………….11
4. Мероприятия по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми …………………………………………………………………15
Список литературы ……………………………………………………………22
а) направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения; рассказывание, рисование);
в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).
3. Методика формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми
Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование. Охарактеризуем кратко названные методы.
Сущность наблюдения
заключается в чувственном
Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.
Уже с детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий ― небольшое жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть насекомое, наблюдать за ним более длительное время, выяснить, как усваиваются детьми знания и правила обращения с этим насекомым.
Наблюдения
ведутся в той же последовательности,
что и при знакомстве с представителями
предыдущих классов: важно сначала
познакомить ребят с
Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых ― ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии. Программное содержание такого наблюдения может быть следующим: на основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука, учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука ― сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще не ползает).
Правильно называть части тела насекомого, его характерные особенности. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.
Во время прогулки дети рассматривают бабочек. Уточняют ― бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка ― небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Педагог показывает, как нужно осторожно брать насекомое в руки, чтобы не причинить ему вреда. Объясняет, что крылья у бабочки ― нежные, хрупкие, покрыты пыльцой и за них держать бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать, как бабочки перелетают с одного цветка на другой, обратить внимание ребят на то, что белую бабочку трудно разглядеть на белом цветке, а желтую ― на желтом.
Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.
Иногда дети затрудняются ответить на вопрос, есть ли ноги у насекомых. Тогда воспитатель предлагает рассмотреть ноги насекомых через лупу. Дети удивляются: «Такие маленькие, а так много ног. У птичек бывает две лапки, у кошек ― четыре, а у жука и бабочки ― много». Воспитатель подтверждает высказывания детей ― у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть, поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассмотрели усы жука и бабочки, отметили, что у жука (божьей коровки) усы короче. Сравнивая, дети устанавливали различие и в передвижении этих насекомых: «Бабочка не ползает, а жук ползает и летает».
Примерно по такой же методике уточняются представления детей о других насекомых. Хорошо знакомое детям насекомое целесообразно сравнить с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых.
Во время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в отличие от бабочки у стрекозы большие глаза и подвижная голова, длинное тело, продолговатые прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие.
Затем педагог подчеркивает разницу в образе жизни этих насекомых, связанную с питанием: лапки стрекозы цепкие, она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает. Бабочка питается травкой и соком растений. Мошек она не ест. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к решению в будущем более сложной умственной задачи ― выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.
В подготовительной к школе группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно брать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.
Опираясь на усвоенные на предшествующих занятиях знания, можно поставить новую задачу: обогатить представления дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифицировать животных.
4. Мероприятия
по формированию у детей
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Эти удивительные насекомые» для детей 4-5 лет.
Цель: Обобщить знания детей о насекомых ,развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Материал: иллюстрации насекомых, модели признаков насекомых, мяч, обручи (красный, синий), шапочка паука, аудиозапись «Лето».
Развитие сюжета:
Звучит аудиозапись «Лето». Воспитатель читает стихотворение:
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
-Ребята, о ком это стихотворение? ( о насекомых).
-Весной и
летом мы повсюду встречаемся
с насекомыми, их очень много
и они все разные. Давайте поиграем
в игру с мячом «Кто и
что умеет?» .Тот кто поймает
мяч, назовёт насекомое и
После игры воспитатель выкладывает перед детьми иллюстрации насекомых.
-Посмотрите, какие
разные насекомые, чем они
-А теперь постараемся найти и назвать, чем похожи все насекомые? (6 ног, есть глаза, усики, крылья, тело состоит из члеников).
(По ходу
сравнения воспитатель
существенных признаков насекомых)
-Насекомые-древнейшие
и самые многочисленные
После игры дети садятся на ковёр.
-Послушайте
загадки и попробуйте их
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдёт
И приготовит вкусный мёд? (Пчела).
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек? (Божья коровка).
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зелёненькая спинка? (Кузнечик).
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок? (Бабочка).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом? (Муравей).
Кто над нами Вверх ногами? (Муха).
Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт? (Комар).
Летит-говорит,
Сядет-молчит? (Жук).
-На свете много насекомых. Среди них есть полезные и вредные. Давайте попробуем разобраться.( Воспитатель кладёт на ковёр 2 обруча)
-Ребята, в красный
обруч положим картинки с
(Дети выкладывают картинки с насекомыми. Затем комментируют свои действия).
Итог занятия:
-Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали много нового из жизни насекомых .Их можно встретить не только в лесу, но и в городе. Давайте не будем их обижать, а будем беречь и охранять.
А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру: «Паук».
Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети –насекомые.
Паук говорит слова:
Паутину-сеть плету,
Насекомых всех ловлю:
Мошек, бабочек, жуков,
Комаров и мотыльков.
Дети отвечают:
Ты паук нас не пугай,
А, попробуй, запятнай!
Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего.
Аппликация “Пчёлы летят в улей”
(коллективная работа)
Программное содержание.
Расширять представления детей о представителях фауны, продолжать знакомить с жизнью пчёл.
Продолжать
учить детей составлять общую
сюжетно-тематическую композицию, располагать
объекты “ближе” и “дальше”;
закреплять умение вырезать овальное
туловище пчелы из готовых исходных
форм, используя всю их поверхность,
при изображении крыльев исполь