Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Содержание

1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. …………………………….3
2. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………..6
3. Методика формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………………………….11
4. Мероприятия по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми …………………………………………………………………15
Список литературы ……………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

а) направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения; рассказывание, рисование);

в) активизирующие, проверяющие  знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

 

3. Методика формирования  у детей дошкольного возраста  экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми

 

Традиционными методами дошкольного  экологического воспитания считаются  наблюдение, беседа, игра, моделирование. Охарактеризуем кратко названные методы.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное и др. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях. Например, эффективно организовать сезонные наблюдения дошкольников. Зимой, например, система наблюдений с детьми в природе должна быть направлена на выявление возможности природных объектов поддерживать жизненные процессы при неблагоприятных условиях внешней среды и сохранять жизнедеятельность организма при помощи разнообразных приспособлений. Весна благоприятна для наблюдений, связанных с выявлением условий, необходимых для жизнедеятельности живых организмов и наблюдением за изменениями организмов в связи с изменением условий жизни. Летние наблюдения направлены на выявление изменений, связанных с развитием живых организмов и необходимых для данного процесса условий, а также на обнаружение многообразия живых организмов и экосистем в природе. Сезонные изменения, происходящие весной и осенью в природе дают прекрасную возможность проследить зависимость жизни живой природы от условий внешней среды, морфолого-функциональную приспособленность живых организмов к сезонным изменениям среды. Систематические наблюдения за животными – обитателями луга позволяют уточнить, как они приспособлены к данной среде (особенности их внешнего вида и поведения обусловлены определенными жизненными условиями), и понять взаимосвязь растений и животных, зависимость появления или исчезновения животных от наличия соответствующей цепочки питания (например, рост цветущих растений вызывает появление насекомых, питающихся их нектаром и пыльцой). Одновременно с уточнением ярусности растений дети могут установить место проживания животных в зависимости от источника питания, их прикрепленность к определенному ярусу растений. Использование модели луга наглядно представляет детям связи и зависимости, существующие в данном биоценозе, показывает причину и следствие межвидовых отношений (с помощью макета и картинок с изображением животных дети выстраивают "дом" для обитателей луга), что обеспечивает усвоение более полных знаний о луге как доме для многих "жильцов".

Наблюдения  за насекомыми целесообразно проводить  не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.

Уже с детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий ― небольшое жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть насекомое, наблюдать за ним более длительное время, выяснить, как усваиваются детьми знания и правила обращения с этим насекомым.

Наблюдения  ведутся в той же последовательности, что и при знакомстве с представителями  предыдущих классов: важно сначала  познакомить ребят с особенностями  внешнего вида того или иного насекомого, показать характерные признаки конкретного  представителя этого класса, подчеркнуть общие и отличительные признаки.

Углубление  представлений детей старшей  группы о насекомых целесообразно  начинать с бабочки и жука, так  как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых ― ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии. Программное содержание такого наблюдения может быть следующим: на основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука, учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука ― сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще не ползает).

Правильно называть части тела насекомого, его характерные  особенности. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.

Во время  прогулки дети рассматривают бабочек. Уточняют ― бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель  называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка ―  небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Педагог показывает, как нужно осторожно брать насекомое в руки, чтобы не причинить ему вреда. Объясняет, что крылья у бабочки ― нежные, хрупкие, покрыты пыльцой и за них держать бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать, как бабочки перелетают с одного цветка на другой, обратить внимание ребят на то, что белую бабочку трудно разглядеть на белом цветке, а желтую ― на желтом.

Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.

Иногда дети затрудняются ответить на вопрос, есть ли ноги у насекомых. Тогда воспитатель  предлагает рассмотреть ноги насекомых через лупу. Дети удивляются: «Такие маленькие, а так много ног. У птичек бывает две лапки, у кошек ― четыре, а у жука и бабочки ― много». Воспитатель подтверждает высказывания детей ― у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть, поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассмотрели усы жука и бабочки, отметили, что у жука (божьей коровки) усы короче. Сравнивая, дети устанавливали различие и в передвижении этих насекомых: «Бабочка не ползает, а жук ползает и летает».

Примерно по такой же методике уточняются представления  детей о других насекомых. Хорошо знакомое детям насекомое целесообразно  сравнить с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят  сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых.

Во время  наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в отличие  от бабочки у стрекозы большие  глаза и подвижная голова, длинное  тело, продолговатые прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие.

Затем педагог  подчеркивает разницу в образе жизни этих насекомых, связанную с питанием: лапки стрекозы цепкие, она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает. Бабочка питается травкой и соком растений. Мошек она не ест. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к решению в будущем более сложной умственной задачи ― выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.

В подготовительной к школе группе, формируя у детей  представления о внешнем виде насекомых, можно брать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.

Опираясь на усвоенные на предшествующих занятиях знания, можно поставить новую  задачу: обогатить представления  дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифицировать животных.

 

4. Мероприятия  по формированию у детей дошкольного  возраста экологических представлений  в процессе ознакомления с  насекомыми

 

Конспект занятия  по ознакомлению с природой «Эти удивительные насекомые» для детей  4-5 лет.

Цель: Обобщить знания детей о насекомых ,развивать  умение выделять  существенные признаки насекомых, воспитывать интерес   и  бережное отношение к миру живой  природы.

Материал: иллюстрации  насекомых, модели признаков насекомых,  мяч, обручи (красный, синий), шапочка паука, аудиозапись «Лето».

Развитие сюжета:

Звучит аудиозапись  «Лето». Воспитатель читает стихотворение:

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом  в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд  пчела.

Все заняты, у  всех дела.

Мой друг, внимательно  вглядись,

Волшебную увидишь  жизнь!

-Ребята, о ком это стихотворение? ( о насекомых).

-Весной и  летом мы повсюду встречаемся  с насекомыми, их очень много  и они все разные. Давайте поиграем  в игру  с мячом «Кто и  что умеет?» .Тот кто поймает  мяч, назовёт насекомое и расскажет,  что умеет делать это насекомое.

После игры воспитатель  выкладывает перед детьми иллюстрации  насекомых.

-Посмотрите, какие  разные насекомые, чем они отличаются? (размером, цветом, формой тела).

-А теперь  постараемся найти и назвать,  чем похожи все насекомые? (6 ног,  есть глаза, усики, крылья, тело состоит из члеников).

(По ходу  сравнения воспитатель выставляет  перед  детьми модели

существенных  признаков насекомых)

-Насекомые-древнейшие  и самые многочисленные обитатели  Земли. Насекомые обитают не  только на земле, но и   под землёй, а также в воде и в воздухе. Давайте поиграем в игру «Летает, не летает» .(Дети выходят на середину группы и встают свободно. Воспитатель называет насекомое, если оно летает-дети   ставят руки в стороны, изображают полёт насекомого, если не летает- приседают).

После игры дети садятся на ковёр.

-Послушайте  загадки и попробуйте их отгадать.

В лугах без  устали летает,

Нектар цветочный  собирает.

Немного времени  пройдёт

И приготовит вкусный  мёд? (Пчела).

Надевает эта  крошка

Платье красное  в горошек? (Божья коровка).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зелёненькая спинка? (Кузнечик).

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок? (Бабочка).

Он работник настоящий,

Очень, очень  работящий.

Под сосной в  лесу густом

Из хвоинок  строит дом? (Муравей).

Кто над нами Вверх ногами? (Муха).

Голос тонок,

Нос долог,

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт? (Комар).

Летит-говорит,

Сядет-молчит? (Жук).

-На свете  много насекомых. Среди них  есть  полезные и вредные. Давайте попробуем разобраться.( Воспитатель кладёт на ковёр  2 обруча)

-Ребята, в красный  обруч положим картинки с полезными  насекомыми, а в синий с вредными  насекомыми.

(Дети выкладывают  картинки с насекомыми. Затем  комментируют свои действия).

Итог занятия:

-Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали много нового из жизни насекомых .Их  можно встретить не только в лесу, но и в городе. Давайте не будем их обижать, а будем беречь и охранять.

А теперь предлагаю  поиграть в подвижную игру: «Паук».

Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт  в центре группы. Остальные дети –насекомые.

Паук говорит  слова:

Паутину-сеть плету,

Насекомых всех ловлю:

Мошек, бабочек, жуков,

Комаров и мотыльков.

Дети отвечают:

Ты паук нас  не пугай,

А, попробуй, запятнай!

Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего.

 

Аппликация  “Пчёлы летят в улей”

 

(коллективная  работа)

Программное содержание.

Расширять представления  детей о представителях фауны, продолжать знакомить с жизнью пчёл.

Продолжать  учить детей составлять общую  сюжетно-тематическую композицию, располагать  объекты “ближе” и “дальше”; закреплять умение вырезать овальное туловище пчелы из готовых исходных форм, используя всю их поверхность, при изображении крыльев использовать приёмы парного вырезания.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми