Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью является оценка экологического состояния придорожных территорий, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - исследовать содержание загрязняющих веществ в атмосферных осадках придорожных территорий; - определить рН талой воды; - рассчитать коэффициент концентрации загрязняющих веществ содержащихся в атмосферных осадках и ПХЗ; - дать оценку степени экологического благополучия придорожной территории по рН и показателю химического загрязнения осадков и суммарной экологической нагрузки; - осуществить выбор придорожных загрязняющих веществ и разработать мероприятия экологических нагрузок загрязняющих веществ; - рассчитать экологическую нагрузку загрязняющих веществ;
Введение…………………………………………………………………….4
1 Анализ литературных данных…………………………………………...5
Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России……5
Характеристика загрязняющих веществ……………………………...6
Отработанные газы двигателей, характеристика групп……………..7
Характеристика смогов………………………………………………...9
Влияние загрязняющих веществ на почву…………………………..10
Влияние загрязняющих веществ на атмосферу……………………..11
Влияние загрязняющих веществ на гидросферу……………………12
Характеристика шумовых эффектов от автомобилей……………...13
Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека…………….14
Характеристика источников выбросов в атмосферу г. Оренбур..16
Анализ состояния автомобильного парка и автомобильных дорог в г.Оренбурге………………………………………………………….18
Мероприятия по защите от автомобильного шума………………18
Пути экологизации автомобильного топлива…………………….19
Улучшение свойств топлива при помощи присадок…………….19
Использование нетрадиционных видов топлива…………………20
Выводы по первой главе………………………………………………….27
2 Исследования процессов формирования пылегазовых примесей в атмосферном воздухе придорожных территорий улиц города Оренбурга………………………………………………………………….28
2.1 Характеристики применяемых методик отбора проб………………28
2.1.1 Характеристика объекта исследования……………………………28
2.1.2 Методика определения взвешенных частиц……………………...30
2.1.3 Методика определения рН водных объектов……………………...30
2.1.4 Методика определения содержания хлорид-ионов …………........31
2.1.5 Методика определения содержания сульфидов и гидросульфидов в атмосферных осадках…………………………………………………...32
2.1.6 Методика определения содержания карбонат- и гидрокарбонат-ионов в атмосферных осадках……………………………………………33
2.1.7 Методика определения содержания кальция и магния в атмосферных осадках…………………………………………………..…34
2.1.8 Методика определения содержания сульфат-ионов в атм. осадках……………………………………………………………………..35
2.1.9 Определение содержания ионов аммония в атмосферных осадках……………………………………………………………………..35
2.1.10 Методика определения цинка в природных водах……………...36
2.1.11 Математическая обработка результатов исследования…………37
2.2 Исследование содержания загрязняющих веществ в атм. осадков..38
2.3 Интегральная оценка загрязнения атмосферных осадков………….45
2.4 Исследование экологической нагрузки загрязняющих веществ…..47
Выводы по второй главе………………………………………………….54
Заключение………………………………………………………………..55
Список использованных источников…………………………………....57
Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки. Обладая большой способностью к испарению, особенно при повышении температуры, пары топлив и масел распространяются в воздухе и отрицательно влияют на атмосферный воздух. [5]
1.3 Отработанные газы двигателей, характеристика групп
Отработавшие газы ДВС содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4 -5 лет. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их объединяют в группы [2].
Первая группа. В нее входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха.
Вторая группа. К этой группе относят только одно вещество – оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива не имеет цвета и запаха, легче воздуха. Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием.
Отравлению угарным газом часто подвержены водители автотранспортных средств при ночевках в кабине с работающим двигателем или при прогреве двигателя в закрытом гараже.
Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом N0 – оксид азота и NO2 – диоксид азота. Это газы, образующиеся в камере сгорания ДВС при температуре 2800 С.
Для человеческого организма
оксиды азота еще более вредны,
чем угарный газ. При высоких
концентрациях оксидов азота
возникают астматические
Четвертая группа. В эту группу входят различные углеводороды, то есть соединения типа СХНУ. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе.
Углеводороды токсичны и
оказывают неблагоприятное
Пятая группа. Ее составляют альдегиды – органические соединения содержащие альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.
Шестая группа. В нее выделяют сажу и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.). Сажа – частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах.
Седьмая группа представляет собой сернистые соединения – такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород, которые появляются в составе отработавших газов двигателей, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Значительно больше серы присутствует в дизельных топливах по сравнению- с другими видами топлив, используемых на транспорте.
Сернистые соединения оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмена и угнетению окислительных процессов, при высокой концентрации (свыше 0,01%) – к отравлению организма.
Восьмая группа. Компоненты
этой группы – свинец и его соединения
– встречаются в отработавших
газах карбюраторных
В придорожном пространстве
примерно 50% выбросов свинца в виде
микрочастиц сразу
В развитых странах мира применение этилированного бензина ограничивается или уже полностью прекращено. В России он еще находит широкое применение. Однако ставится задача отказаться от его использования. Крупные промышленные центры и курортные местности переходят на использование неэтилированных бензинов.
Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, выделенные в восемь групп, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки.
В местах заправки транспортных
средств топливом и маслом происходят
случайные разливы и намеренные
сливы отработанного масла
1.4 Характеристика смогов
Углеводороды под действием
ультрафиолетового излучения
По характеру действия стали выделять две разновидности смога: лос-анжелесского типа, сухой и лондонского типа, влажный.
Такой смог формируется в
атмосфере под действием
В 1952 году явление смога наблюдалось в Лондоне. Туман сам по себе для организма человека не опасен, однако в условиях города, при непрекращавшемся поступлении дыма в приземные слои атмосферы в них скопилось несколько сотен тонн сажи (одного из виновников температурной инверсии) и вредных для дыхания человека веществ, главным из которых являлся сернистый газ.
Лондонский (влажный) смог – это сочетание газообразных и твердых примесей с туманом – результат сжигания большого количества угля (или мазута) при высокой влажности атмосферы. Впоследствии в нем практически не образуется каких-либо новых веществ. Таким образом, токсичность целиком определяется исходными загрязнителями.
Английские специалисты зафиксировали, что концентрация диоксида серы SO2 в те дни достигала 5–10 мг/м3 и выше при предельно допустимой концентрации этого вещества в воздухе населенных мест 0,5 мг/м3. Смертность в Лондоне резко возросла в первый же день катастрофы, а по прошествии тумана она снизилась до обычного уровня. Также было установлено, что прежде других умирали горожане старше 50 лет, люди, страдающие заболеваниями легких и сердца, а также дети в возрасте до одного года.
Точные данные о событиях
тех дней – результат того, что
к этому времени исследования
воздуха проводились уже
Урок из трагедии 1952 г. был извлечен достаточно быстро. В 1956 г. был принят закон о чистоте воздуха, который стал строго соблюдаться, и к 1970 г. выброс сажи (виновника атмосферной инверсии) удалось снизить в 13 раз. В результате от былых Лондонских туманов не осталось и следа. Отмечаются случаи, когда в центре города тумана меньше, чем в его окрестностях, хотя проблема загрязненности оксидами серы сохранилась [6].
Впоследствии смог периодически появлялся во многих крупнейших городах мира.
1.5 Влияние загрязняющих веществ на почву
Почвы, будучи компонентами, очень тонко сбалансированных природных экосистем, находятся в динамическом равновесии со всеми другими компонентами биосферы. Однако при использовании в разнообразной хозяйственной деятельности почвы часто теряют природное плодородие или даже полностью разрушаются.
При сгорании 1 л этилированного бензина выделяется от 200 до 500 мг свинца. Этот высокоактивный, находящийся в состоянии рассеяния свинец обогащает почву вдоль дорог. Из почвы и частично из воздуха он попадает в растения. Есть сведения о том, что при содержании 0,1 г свинца в 1 кг сена он может явиться причиной гибели крупного рогатого. Человек представляющий одно из последних звеньев пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность нейротоксического действия тяжелых металлов. До тех пор, пока тяжелые металлы прочно связаны с составными частями почвы и труднодоступны, их отрицательное влияние на почву и окружающую среду будет незначительным. Однако, если почвенные условия позволяют перейти тяжелым металлам в почвенный раствор, появляется прямая опасность загрязнения почв, возникает вероятность проникновения их в растения, а также в организм человека и животных, потребляющие эти растения. Кроме того, тяжелые металлы могут быть загрязнителями растений и водоемов в результате использования сточных ила вод. Опасность загрязнения почв и растений зависит: от вида растений; форм
химических соединений в
почве; присутствия элементов
Самоочищение почв, как правило, - медленный процесс. Токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организмов. Из почвы токсические вещества могут попасть в организмы животных, людей и вызвать тяжелейшие болезни и смертельные исходы.
Содержание свинца в растениях, выращенных в тяжелосуглинистых почвах, может достигать самой высокой отметки. (7 мг/кг). Более высокие концентрации свинца (до 1000 мг/кг) характерны для растительности на техногенно загрязненных территориях.
Размеры зоны влияния автотранспорта на экосистемы сильно меняются. Ширина придорожных аномалий содержания свинца в почве может достигать 100-150 м. Лесные полосы вдоль дорого задерживают в своих кронах потоки свинца от автотранспорта. В условиях города размеры свинцовых загрязнений определяются условиями застройки и структурой зеленых насаждений. В сухую погоду происходит накопление свинца на поверхности растений, но после обильных дождей значительная его часть (до 45%) смывается.
Загрязнение чернозема оподзоленного свинцом и кадмием приводит к резкому увеличению содержания подвижных и кислоторастворимых форм этих элементов. Под влиянием свинцового и кадмиевого загрязнения почв происходят изменения в поступлении в растения микроэлементов.
На загрязненных свинцом почвах безопаснее всего выращивать зерновые культуры. Возделывание в этих зонах овощей, кукурузы на силос, кормовых трав может оказаться рискованным. [8]
1.6 Влияние загрязняющих веществ на атмосферу
Под загрязнением понимается
процесс привнесения в воздух
или образование в нём
Следовательно, не смотря на
то, что масса внешней оболочки
биосферы (атмосферы) ничтожно мала по
сравнению с массой планеты, ее роль
во всех природных процессах огромна.
Наличие вокруг земного шара атмосферы
определяет общий тепловой режим
поверхности Земли. Современный
газовый состав атмосферы является
результатом длительного