Хозяйственные механизмы природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Среди глобальных проблем современности одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека. Человечеством общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становиться весьма острой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая оценка природных ресурсов
2. Административные методы управления природопользованием
3. Правовые основы природопользования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

АВЕРЧЕНКО.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Московский  государственный строительный университет»

 

 

 

 

Реферат по курсу  «Экономика природопользования»

 

Тема «Хозяйственные механизмы природопользования»

 

 

 

                                      

 

Студент: Соколов И.М.

Фак-т: ЭУМС III-3

Преподаватель: Аверченко Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономическая оценка природных  ресурсов

2. Административные методы управления  природопользованием

3. Правовые основы природопользования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди глобальных проблем современности  одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека. Человечеством  общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования  природных ресурсов возрастает степень  их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становиться весьма острой.

Хозяйственный механизм природопользования, как экономическая система включает в себя эколого-экономические цели и принципы природопользования (управление, планирование, финансирование, экономическое стимулирование), а также природно-ресурсный потенциал страны, региона.

Материальным содержанием природопользования выступает деятельность общества по выявлению, непосредственному использованию, воспроизводству и охране природных  ресурсов.

В настоящее время идет процесс  становления хозяйственного механизма  природопользования на основе применения преимущественного экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными. Этот процесс с связан с переходом к рыночной экономике и разработке новой организационной структуры управления. Предусматривается формирование экономического механизма управления охраной окружающей среды на основе жестких экологических ограничений по территориям и экосистемам, создание системы платежей за природопользование, учет экологических факторов при налогообложении, упорядочение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов.

 

 

1. Экономическая оценка природных  ресурсов

 

Одним из направлений улучшения  охраны природы и использования  природных ресурсов является определение  экономической оценки природных ресурсов.

По мере интенсивного развития производства стала проявляться ограниченность природных ресурсов, которая сопровождалась резкими ухудшением состояния окружающей среды. Это привело к осознанию  в обществе необходимости платности  использования природных ресурсов и пониманию того, что директивное, основанное на распределительном принципе управление не обеспечивает их рационального использования. Неадекватная оценка природных ресурсов приводит к занижению возможных эффектов от экологизации экономики и перехода к устойчивому ресурсосберегающему развитию. Принцип платности природопользования законодательно определен в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002). Считается, что природные ресурсы обладают стоимостью в той мере, в какой затрачен человеческий труд на их разработку, и приобретают потребительскую стоимость, если они используются для развития общественного производства. Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное (стоимостное) выражение народнохозяйственной ценности естественных благ, которые дают природные ресурсы, т.е. их общественная полезность, измеренная через производство и потребление. Определяющей сущностью экономической оценки природного ресурса является не его цена, а экономический эффект от использования природного ресурса.

В экономической науке исследовались  различные подходы к экономической  оценке природных ресурсов и установлению размеров платы за их использование. Эти подходы можно разбить  на следующие группы.

Затратный подход. Здесь оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.

В настоящее время на этом принципе основано установление платы при  водоснабжении населенных мест, за забор воды промышленными предприятиями.

Основным недостатком такого подхода является, как правило, несовпадение стоимости (себестоимости) ресурса и его потребительской стоимости.

Результативный подход. Здесь экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Экономическая оценка определяется денежным выражением (стоимостью) первичной продукции, полученной от эксплуатации природного ресурса, т.е. разницей между полученным доходом и текущими затратами. С точки зрения рационального природопользования данный подход имеет следующие недостатки:

1. Стоимость первичной продукции может быть определена не для всех природных ресурсов.

2. Доход от использования ресурса  может быть как прямым, так  и косвенным. Последний вид  дохода очень сложно оценить  адекватно.

3. Результативный подход не учитывает  фактор времени.

То есть результативный подход не реализует потенциальные результаты, необходимые при перспективном  планировании природопользования.

Рентный подход. При рентном подходе экономическая оценка природного ресурса равна величине приносимой им дифференциальной ренты при оптимальном режиме его эксплуатации.

Величина дифференциальной ренты  обычно определяется с помощью двухэтапной  процедуры оптимизационных расчетов. На первом этапе определяются замыкающие (общественно необходимые) затраты  на продукты, получаемые при эксплуатации природного ресурса. На втором этапе осуществляются расчеты экономической оценки природного ресурса. Эти расчеты производятся на основе экономико-математических моделей на максимум получения ренты с данного природного ресурса при соблюдении ограничений, накладываемых конкретными условиями его эксплуатации (технологические, ресурсные, организационные и иные условия).

К положительным моментам рентного подхода можно отнести: при рентных  оценках лучший ресурс, т.е. ресурс, использование которого дает относительно большой доход при одинаковых затратах, получает большую стоимость (экономическое оценку); затраты на освоение ресурса ориентированы на некоторый средний уровень, поэтому их оценка более объективна; рентные оценки учитывают факт ограниченности природного ресурса; рентные платежи обосновывают необходимость разделения собственника природного ресурса и пользователя природного ресурса.

Недостатками данного подхода  являются: плата за ресурсы должна вносится всеми природопользователями, которые эти ресурсы используют; плата за ресурсы в размере всей дифференциальной ренты неоправданна, так как в этом случае может изыматься дифференциальная рента не только в первой, но и во второй форме, которая связана с более эффективным использованием капитала и ресурса.

Воспроизводственный подход. Создание такого подхода явилось следствием множественности локальных экологических кризисов и необходимостью воспроизводства природных ресурсов.

Суть воспроизводственного подхода  состоит в следующем. Совокупность средообразующих как возобновляемых, так и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей природной среды (ОПС), приближенное к естественному (заданному) уровню, принимаются за некоторый стандарт. Тогда использование на определенной территории какого-либо природного ресурса подразумевает его восстановление в прежнем количестве и качестве для возобновляемых ресурсов, а для невозобновляемых — компенсацию с учетом неухудшения принятого стандарта качества ОПС в данном месте.

Экономическая оценка (стоимость) природного ресурса в этом случае определяется как совокупность затрат, которые  необходимы для воспроизводства  или компенсации потерь ресурса  на рассматриваемой территории.

Такой подход предполагает следующее  обязательное условие — эксплуатацию или использование природного ресурса. Областью применения такого подхода являются сырьевые регионы, где в результате экстенсивной эксплуатации природных ресурсов их резервы практически исчерпаны, а состояние ОПС близко к катастрофическому.

Монопольно-ведомственный  подход. Этот подход является разновидностью затратного подхода и вызван политической и экономической ситуацией 90-х годов в России. Особенность данного подхода состоит в том, чтобы размер платежей за пользование природными ресурсами соответствовал потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных и региональных служб, которые осуществляют распорядительные функции в области природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Такой подход не способствует рациональному использованию природных ресурсов вследствие своей субъективности и искусственности (надуманности). Но тем не менее, монопольно-ведомственный принцип платности природопользования законодательно отражен в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды«. Здесь плата за использование природных ресурсов подразделена на два вида: плата за право пользования природными ресурсами; плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Последняя призвана компенсировать затраты  специальных ведомств, осуществляющих деятельность по воспроизводству и охране отдельных природных ресурсов.

 

 

2. Административные методы управления  природопользованием

 

Административное регулирование  предполагает введение соответствующих  нормативных стандартов и ограничений. Кроме того, административное регулирование требует прямого контроля и лицензирования процессов природопользования. В лицензиях природопользователю указываются ограничения на природопользование, которые он должен соблюдать. Итак, в административном регулировании основное место занимают нормативы и стандарты, регламентирующие природопользование. В составе существующих нормативов и стандартов рассмотрим следующие. Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв, других природных компонент. В качестве стандарта качества используется система предельно допустимых концентраций (ПДК).

Считается, что наличие загрязняющих веществ в количествах, не превышающих  ПДК, не оказывает негативного воздействия на здоровье человека. и экосистему.

Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного  процесса устанавливают уровень  выбросов или сбросов из данного  точечного источника выбросов (сбросов) после применения очистного оборудования.

Стандарты воздействия  определяются на основе ПДК. Для каждого  природопользователя выбросы не должны превышать таких величин, при которых по всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются  нормативы ПДК. Расчеты этих стандартов воздействия, которые называются предельно допустимыми выбросами (ПДВ) для воздушного бассейна и предельно допустимыми сбросами (ПДС) для водных объектов, проводят с учетом рассеивания выбросов или разбавления сбросов и наложения их на фоновое загрязнение.

Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда природопользователь ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы или сбросы до уровня предельных нормативов. В качестве компромисса для них устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) или сбросов (ВСС). При этом предполагается наличие программы мероприятий для снижения выбросов или сбросов до уровня нормативных.

Технологические стандарты  устанавливают определенные требования для процесса производства или технологии очистки от загрязнений.

Стандарты качества продукции. Это стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, сельскохозяйственных продуктах, питьевой воде и т.п. При нарушении установленных нормативов и стандартов для окружающей природной среды применяются меры административного воздействия на виновников загрязнения.

Прямые запреты. Эта  мера применяется, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают  настолько нежелательное воздействие  на окружающую среду, что наиболее действенной  мерой становится их полное запрещение. В рамках прямых запретов могут использоваться ограничения общего масштаба негативного воздействия на окружающую среду или ее компоненты с помощью вводимых лимитов или квот (например, производства определенного вещества, вылов рыбы, заготовка леса, предельное число выпасаемых на 1 га животных и т.п.).

Сертификаты на использование  земель и воды даются при дефиците этих ресурсов для ранжирования потенциально конфликтующих природопользователей в целях максимальной эффективности  природопользования. Сертификаты или лицензии выдаются природопользователям в том случае, если для них определены лимиты воздействия. Эти сертификаты дают право на использование, временное или постоянное, конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды и т.п.

Информация о работе Хозяйственные механизмы природопользования