Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:05, реферат
Среди глобальных проблем современности одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека. Человечеством общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становиться весьма острой.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая оценка природных ресурсов
2. Административные методы управления природопользованием
3. Правовые основы природопользования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных-экологических издержках проектов. Обычно процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, о возможностях и издержках на очистные технологии, об альтернативах проекта, элементах устойчивого развития в проекте с указанием невозобновимых потерь ресурсов. В основном процедура ОВОС направлена на оценку крупномасштабных проектов, развития ресурсного потенциала, строительство крупных комбинатов и других проектов, которые связаны со значительным воздействием на окружающую среду.
Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, которые желают активно работать в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы или сбросы.
Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.
Лицензия на комплексное природопользование включает следующую информацию: 1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.
Выдаче лицензии предшествует
установление лимитов на природопользование,
представляющих собой установленные
предприятиям-природопользовате
3. Правовые основы природопользования
В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993).
Существующая структура
Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.
Правовой инструмент улучшения экологической ситуации лежит в области законодательно закрепленной общественной и государственной экологической экспертизы. В России вопросом, требующим скорейшего решения, можно считать поиск сочетания административно-правового (публичное право) и гражданско-правового (частное право) методов регулирования охраны окружающей среды. Экономически развитые страны для целей экологического регулирования увеличивают публичные начала, придавая окружающей среде статус общенационального блага. В России наблюдается частно-правовая тенденция, которая усилилась с принятием последнего закона «Об охране окружающей среды» (2002). Указанная тенденция выдвигает в разряд спорных вопросов, на которые в России сейчас трудно найти однозначный ответ, проблему экологических прав: право каждого на надлежащую по качеству окружающую среду; право на возмещение экологического ущерба, и др.
По содержанию нормативных предписаний система природоохранительного законодательства включает три группы правовых актов: комплексные, природноресурсовые, средозащитпные.
Комплексные правовые акты регулируют охрану природной среды в целом без подразделения на отдельные объекты.
Природноресурсовые акты регулируют охрану и использование отдельных объектов природы (Основы земельного законодательства).
Средозащитные акты направлены на охрану
окружающей человека среды от вредного
воздействия хозяйственной
По форме нормативных
Законы являются основными актами
природоохранительного
Ведомственные нормативные акты по охране природы подразделяются на приказы, инструкции и иные подзаконные акты государственных органов, на которые возложены функции государственного контроля за соблюдением правил охраны природы и рациональным использованием ее ресурсов всеми организациями и лицами.
Нормативные решения местных органов власти принимаются во исполнение актов вышестоящих органов по охране земель, водоемов, атмосферного воздуха, лесов и растительности, памятников природы, обеспечению санитарного режима населенных пунктов, борьбе с производственным, транспортным, бытовым шумом и вибрацией. Эти решения обязательны для всех предприятий и организаций на данной территории и всех граждан.
Концептуальные правовые основы природопользования определены Конституцией РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы экологическая
ситуация заметно ухудшилась. Все
это свидетельствует о кризисе
сложившейся государственной
Природоохранное законодательство должно обеспечить права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты и жилье, свободный доступ к информации, рациональное использование природных ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений.
Природопользование - рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана.
Современная рыночная экономика не может обойтись без экологического механизма, так как содержательной сущностью экологической экономики является сама природа, а в ней – эффективное использование природноресурсного потенциала и возобновление так называемого качества окружающей среды (ОС).
Анализ существующих методов управления природоохранной деятельностью позволяет выделить три основные группы этих методов: административное регулирования; система экономических стимулов и методы регулирования, основанные на рыночных отношениях в сфере природопользования.
Указанные подходы к управлению природоохранной деятельностью могут применяться на различных стадиях производственного процесса применительно к его воздействию на окружающую среду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Хозяйственные механизмы природопользования