Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"

Вложенные файлы: 1 файл

экономика природопользования.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

26. Основные направления  рационализации использования богатств недр. Основным богатством недр являются полезные ископаемые. Человек использует недра, добывая полезные ископаемые. В последнее время недра становятся средой временного обитания человека (метро, бомбоубежища, шахты, штольни). В старых выработках организуют подземные хранилища продуктов. Отработанные пространства в месторождениях каменной соли используются для лечения астмы, аллергии и некоторых других заболеваний. Интенсивность добычи полезных ископаемых постоянно нарастает. Таким образом, перспектива нехватки сырьевых ресурсов – реальная опасность для человечества, а энергетический голод не выдумка скептиков: некоторые страны уже испытывают недостаток энергетических ресурсов. Поэтому охрана недр становится важнейшей проблемой всего человечества. 

28. Хоз.механизм природопользования в условиях перехода к рыночным отношениям. Структура хоз. Механизма природопользования

. Государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями осуществляется с помощью хозяйственного механизма, который представляет собой систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хозяйственных процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство. 
Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции: 
обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы; 
согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей. (Способность хозмеханизма согласовывать экономические интересы может служить критерием его совершенства);

претворяет в  жизнь экономическую политику государства.

   Каждая страна имеет свой общенациональный хозяйственный механизм, однако можно говорить и о хозмеханизме отдельных сфер и отраслей экономики, имеющих свою специфику (например, хозмеханизм внешнеэкономической деятельности, АПК, строительства и др.). 
стратегические цели и тактические задачи.

В процессе формирования рыночных отношений в ХМП должны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы "стремимся "освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное принуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высокоразвитые страны с их отлаженными рыночными отношениями пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения экологической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках рыночной экономики ХМП предполагает четко спланированные действия и научно обоснованное централизованное управление природоохранной деятельностью. Исходной предпосылкой и составной частью процесса совершенствования централизованного управления экологической сферой является формирование экономического механизма природопользования, который представляет собой совокупность экономических методов управления, призванных создать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. По мере замещения административных методов экономическими основной задачей центральных органов управления становится разработка долгосрочной стратегии и научно обоснованной нормативной базы природопользования. Основой государственного регулирования в области экологии должно стать природоохранное законодательство, служащее отправным моментом разработки национальных экологических программ и других плановых и прогнозных документов, обеспечивающих экологическую направленность экономики.

 

 

29. Формирование  системы эколого-экономического планирования и прогнозирования.

Важное место  в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста. После получения статуса независимого государства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).

 

 

33. Организационные  структуры управления экологической сферой.

Важнейшим звеном механизма управления являются его  ор ганизационные структуры — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законода-

180 тельная), исполнительная  и судебная. Каждая из них выполняет  свои функции и имеет подразделения,  специально уполномоченные для  регулирования экологической сферы.  Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

Окружающая среда  как объект управления в своей  основе неделима и в каждом регионе  своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов  управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом.

Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.

Парламент —  Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.

Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоох* ранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.

На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение.

 

 

35. Система экологического  мониторинга.

Контроль  качества компонентов биосферы, сменами в них, которые вызваны  антропогенными причинами, осуществляются с помощью экологического мониторинга.

Государственный мониторинг окружающей природной среды – это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработка научного обоснования рекомендаций для вынесения управленческих решений. В зависимости  от предназначения  осуществляется общий (стандартный), оперативный (кризисный) и фоновый (научный) мониторинг окружающей природной среды.

Общий (стандартный) мониторинг окружающей природной среды  – это  оптимальные по количеству параметров наблюдения  на пунктах, в объединениях в единую информационно-технологическую сеть, которые дают возможность  на основе  оценки и прогнозирования состояния окружающей среды, регулярно разрабатывать управленческие решения на всех уровнях.

Оперативный (кризисный) мониторинг окружающей природной среды – это наблюдение специальных показателей на целевой сети пунктов в реальном масштабе времени по отдельным объектам – источниками повышенного экологического кризиса в отдельных регионах, которые определены как зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также в районах аварии с вредными экологическими последствиями с целью обеспечения оперативного реагирования на кризисные ситуации и создание безопасных условий  для населения.

Фоновый (научный) мониторинг окружающей природной среды – это специальные высокоточные наблюдения за всеми составляющими окружающей среды, а также за характером, составом, кругооборотом  и миграцией  загрязняющих веществ, за реакцией организмов на загрязнение на уровне отдельных популяций, экосистем и биосферы в целом. Фоновый мониторинг осуществляется в природных и биосферных заповедниках, на других  территориях, которые охраняются, на базовых станциях.

Экологический мониторинг осуществляется на четырех уровнях:

1)    локальном – на территории отдельных объектов (предприятий), городов, на участках ландшафтов. Для  эффективного контроля  загрязнения атмосферы в городах с населением до 100 тыс. жителей, контрольных станций целесообразно иметь, по крайней мере, три; от 100 тыс. до 300 тыс. жителей – не меньше пяти, от 300 тыс.  до 500 тыс. – семь, тогда как в населенном пункте с населением свыше 1 млн. человек – 11- 24 пунктов. Промышленные системы экологического мониторинга контролируют выбросы промышленных предприятий, уровень загрязнения промышленных площадок и прилегающих к ним районов;

2)          региональном – в пределах административно-территориальных единиц, на территориях экономических и природных регионов. Большей частью он (мониторинг) получает данные о загрязнении атмосферы и водоемов от местных  и промышленных  контрольных станций;

3)          национальном – на территории страны в целом мониторинг означает статистическую обработку и анализ данных о загрязнении окружающей среды от региональных систем  с искусственных  спутников Земли и космических орбитальных станций. Они функционируют вместе со Службой погоды Госкомгидромета Украины и осуществляют прогноз качества окружающей среды на больших территориях страны;

4)          глобальные системы мониторинга окружающей среды используются для исследований и охраны природы и осуществляются на основе международных  соглашений в этой сфере. Ряд стран имеет сеть надземных станций, на которых осуществляется непрерывный выбор и анализ проб на наличие  в атмосфере загрязняющих веществ, СО2, СО, пыли, свинца, радионуклидов.

 

 

37. Основы экологического  нормирования.Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания.Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части: технологическую, научно-техническую и медицинскую. В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направления. Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования. В Беларуси используются экологические стандарты бывшего СССР. Закон «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также системы здравоохранения.Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболеваний человека, животных и растений. Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсикологический эксперимент на животных (белые крысы, морские свинки и др.) в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3 — 4-х месяцев. Дальше анализируются изменения в организме животных. Аналогичные требования предъявляются к нормативам вредных веществ для воды.К настоящему времени созданы стандарты качества воздушной среды по 1080 загрязнителям, для защиты питьевой воды — по 1373 соединениям, для ведения рыбного хозяйства — по 972 соединениям и для защиты рекреационных водных источников — по 14 соединениям. Количество же одновременно присутствующих веществ и сочетаний только в атмосфере достигает величины 1×1060, что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным использование в Беларуси не только нормативов принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"