Шум автотранспорта как экологическая проблема городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практически всех видов транспорта на всех континентах возрастает и по объему перевозимых грузов, и по количеству тонно-километров, и по числу перевозимых пассажиров. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды. В этой курсовой работе будет затронута именно проблема связанная с шумовым загрязнением городов.

Содержание

Введение
1. Город и автомобили
2. Защита от шума автомобилей
3. Влияние шума на организм человека
4. Допустимые уровни шума для населения
5. Шумовое воздействие
6. Мероприятия по защите от автомобильного шума
список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Шум автотранспорта как экологическая проблема городов.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Город и автомобили

2. Защита от шума автомобилей

3. Влияние шума на организм человека

4. Допустимые уровни шума для населения

5. Шумовое воздействие

6. Мероприятия по защите от автомобильного шума

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт - один из важнейших компонентов общественного  и экономического развития, поглощающий  значительное количество ресурсов и  оказывающий серьезное влияние  на окружающую среду.

Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практически всех видов транспорта на всех континентах возрастает и по объему перевозимых грузов, и по количеству тонно-километров, и по числу перевозимых пассажиров. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды. В этой курсовой работе будет затронута именно проблема связанная с шумовым загрязнением городов.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы в комплексе показать воздействие транспортно – дорожного комплекса на городскую среду, последствия и меры борьбы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Город и  автомобили.

 

Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах.   

Если  в  среднем  в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, 

то  плотность  их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.

Во всех странах  мира продолжается концентрация населения в крупных

городских агломерациях. С развитием городов и ростом городских агломераций всё  большую  актуальность приобретает своевременное  

и   качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды

от  негативного  воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта.

В настоящее  время в мире насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн.

грузовых автомобилей  и примерно 1 млн. городских автобусов.

Автомобили  сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов , 

нанося одновременно ощутимый вред  окружающей  среде, главным   

образом  атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей  

сконцентрирована  в  крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших  газов. Согласно данным статистики в США, 

все  виды  транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17%, энергетика –14%,

остальные – 9% приходятся на отопление зданий и  других  объектов и

уничтожение отходов.

Противоречия, из которых «соткан» автомобиль,  пожалуй,  ни  в  чём  не выявляются так резко, как  в  деле  защиты  природы. С  одной  стороны, он  облегчил человеку жизнь, с другой –  отравляет её в самом  прямом  смысле

слова. 

Во многих крупных городах мира очень остро  стоит  проблема городского транспорта. Транспортные потоки растут вместе с ростом  городов  из-за стихийного, не подчинённого рациональному планированию размещения  жилых  и промышленных зон. Распространение пригородного образа  жизни ведёт к увеличению числа частных автомобилей. Их потоки, 

затопляющие  уличную  сеть (отнюдь на них не рассчитанную), делают

передвижение  по городу в часы  «пик» мучительно медленным.

Для ускорения  передвижения сооружают грандиозные  дорогостоящие  системы автомобильных трасс, получившие наиболее широкое развитие  в  США и Японии. В стремлении сократить затраты средств

на  приобретение  земельных участков японские инженеры  проложили 

значительную  часть таких трасс на мощных железобетонных опорах вдоль русл рек и  каналов. Там, где эстакады скоростных автотрасс идут по суше,

их опоры  местами подняты на высоту 20-25 метров, а пролеты переброшены 

прямо над кровлями  домов. Эти  инженерные решения подкупающе смелы, они вошли новым элементом  в городской  ландшафт. Однако, «собирая» движение с окружающих территорий, скоростные  дороги  лишь на какое-то

(обычно недолгое) время решают транспортную проблему  города.

Вскоре и  эти могучие коммуникационные каналы оказываются  переполненными.

Существует  много  технических и планировочных приёмов выравнивания транспортной нагрузки на магистральной сети города. 

Прежде  всего,  следует равномерно размещать основные зоны приложения

труда и жилые  районы, а также места отдыха и  центры   культурно-бытового обслуживания. Одновременно наиболее загруженные участки  транспортной сети  можно  дублировать  новыми линиями. Магистральные

улицы  в  городах  составляют  примерно 20-30% общей протяженности всех улиц и  проездов. На них сосредотачивается  до 60-80% всего

автомобильного  движения, то есть магистрали в среднем загружены

примерно в 10-15 раз больше, чем остальные улицы  и проезды.

Создание в  городе  сети  магистралей скоростного  движения  позволяет

существенно увеличить  скорости общественного транспорта и легковых

автомобилей, повысить её пропускную способность, сократить  число  дорожно- транспортных происшествий, изолировать жилые районы  и 

общественные  центры от концентрированных потоков  транспортных  

средств. Но магистраль скоростного движения –  дорогостоящее  сооружение. Строительство её может быть эффективно только на направлениях, обеспечивающих мощные и  устойчивые транспортные потоки с относительно  большой в пределах города дальностью поездок, 

при  которой  ощутим  выигрыш  от  увеличения  скорости  движения.

Поэтому такие  магистрали строят лишь в крупных  городах с полицентрической структурой и растянутой территорией.

При строительстве  и реконструкции городов проектировщики стремятся 

ограничить  количество   автомобилей, въезжающих в городские центры,

разрабатывают новые системы  регулирования  уличного движения, сводящих    к минимуму возможность  образования  транспортных пробок. 

Это  очень  важно, потому что, останавливаясь и  потом  снова  набирая 

скорость,  автомобиль выбрасывает в воздух в несколько раз больше  вредных веществ,  чем при равномерном движении. Эффективными профилактическими мероприятиями являются расширение улиц, создание 

между  проезжей частью дорог и жилыми домами фильтров – стен и зелёных насаждений.

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из   городской   черты   грузовых транзитных потоков. Требование  

это зафиксировано  в действующих строительных нормах и правилах,  но 

практически соблюдается  редко. «Город без автомобиля»  мыслится как сочетание широких транспортных магистралей, где предоставляется простор для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или предельно ограничен и где люди ходят только пешком. Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния 

автомобильного  транспорта на горожан является организация  пешеходных

зон с полным запретом въезда транспортных средств  на жилые  улицы. 

Менее  эффективное, но более реальное мероприятие –  это введение  системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной

зоне жилой  застройки.  При  этом  должен  быть  полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой  квартал. Развитие общественного транспорта в городах обуславливает необходимость поиска путей оптимального использования городских территорий, так как для

перевозки одного пассажира в трамвае требуется 0,9 м2, автобусе – 1,1,

«Автомобиль не  роскошь,  а  средство  передвижения»  – эти  слова  из

известного  произведения Ильфа и  Петрова,  звучавшие иронически,  обрели 

в наше время  реальный смысл. Более 10 млн. людей  имеют  автомобиль  в 

личном пользовании. Взлёт личного потребления автомобилей  произошёл в

последние  15 лет.

 

 

 

 

  1. Защита от шума автомобилей.

 

Один из основных источников шума в городе  –  автомобильный  транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со  средней  интенсивностью. Уровень  уличных  шумов обуславливается  интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока.  Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный 

и  поперечный  профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких

элементов  благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие

зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ. В целом грузовые и

легковые автомобили создают  на  территории городов  тяжёлый шумовой режим. Так,  в  зоне  наиболее  сильного  воздействия  шума  находятся

части  кварталов   и микрорайонов,  расположенных  вдоль  магистралей  

общегородского   значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ).

Уровни  шума,  замеренные  в жилых комнатах при открытых окнах,

ориентированных на указанные  магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

Акустическая  характеристика транспортного потока определяется

показателями  шумности  автомобильности. Шум, производимый   отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: 

мощности  и  режима работы  двигателя,  технического  состояния  экипажа,  

качества   дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень

шума, как  и  экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от

квалификации  водителя. Шум от  двигателя резко  возрастает в момент

его запуска  и прогревания  (до  10  дБ).  Движение автомобиля  на первой

скорости  (до  40  км/ч)  вызывает излишний расход топлива, при этом

шум двигателя  в 2 раза превышает шум,  создаваемый  им  на второй

скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля  при

движении на большой скорости. Шум заметно  снижается, если скорость  движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения

ножного тормоза. За последнее время  средний  уровень  шума, 

производимый  транспортом, увеличился на 12-14  дБ.  Вот  почему 

проблема  борьбы  с  шумом  в  городе приобретает  всё большую остроту.

 

 

4. Влияние шума на организм человека.

 

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение

слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ  для большинства людей с нормальным  слухом) на 10-25 дБ. Шум  

затрудняет  разборчивость речи, особенно при  его уровне более 70 дБ. Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых

колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери  слуха     

из-за шума в значительной  степени  зависит от индивидуальных  

особенностей  человека. Некоторые теряют слух даже после короткого 

воздействия  шума сравнительно умеренной интенсивности, другие

могут  работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь

заметной  утраты  слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не

только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные 

последствия  –  звон  в ушах, головокружение, головную боль, повышенную

усталость. Шум  в больших городах сокращает  продолжительность жизни 

человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение  

колеблется  в  пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать

причиной нервного истощения, психической

угнетённости,  вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства

эндокринной и  сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям  работать  и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее

чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте

до 27 лет на шум  реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет  –  57%, в

возрасте 38-57 лет  – 62%, а в возрасте 58 лет  и  старше  –  72%.  Большое

число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно,  связано  с  возрастными особенностями  и состоянием  центральной  нервной системы этой   

группы населения. Наблюдается зависимость между  числом 

жалоб  и  характером  выполняемой работы. Данные опроса показывают,

что беспокоящее  действие  шума отражается больше  на  людях,  занятых 

умственным  трудом,  по  сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно  60%  и 55%).  Более частые

жалобы лиц  умственного труда,  по-видимому, связаны с большим 

утомлением  нервной системы. Массовые физиолого-гигиенические     

обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного

шума в условиях  проживания  и трудовой деятельности, выявили

определённые  изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения

 функционального  состояния  центральной  нервной   и сердечно-сосудистой

 систем, слуховой  чувствительности  зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных.  Наиболее выраженные

изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в

условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных

Информация о работе Шум автотранспорта как экологическая проблема городов