Экологическая ситуация в г. Ноябрьске и ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы -определить экологическую ситуацию в г. Ноябрьске и ЯНАО.
Задачи:
проанализировать экологическую обстановку
рассмотреть нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа
изучить факторы воздействия
4. предложить меры по ее улучшению.

Содержание

Введение 5
1 Географическое описание 6
1.1 Ямало-Ненецкий автономный округ 7
1.2 Город Ноябрьск 7
2 Нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа 11
2.1 Недропользователи 11
2.2 Объемы добычи нефти и газа 11
2.3 Геологоразведочные работы 12
2.4 Крупнейшее месторождение Ямала 13
2.5 Крупнейшие предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа (нефтегазовая промышленность) 16
2.5.1 ООО «Ноябрьскгаздобыча» 16
2.5.2 ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» 19
2.5.3 ООО «Сервисная буровая компания» 20
3 Факторы воздействия 22
3.1 Атмосфера 22
3.2 Нефтяные загрязнения местности 24
3.3 Твердые и концентрированные городские отходы 29
3.4 Автотранспорт 31
3.5 Загрязнение придорожных земель 33
3.6 Влияние шума на организм человека 35
3.6.1 Допустимые уровни шума для населения 37
3.7 Состояние гидросферы 39
4 Способы преодоления 40
4.1 Защита от транспортного загрязнения 40
Пути решения экологических проблем 42
4.3 Меры для охраны природы 45
4.4 Защита от шума автомобилей 50
5 Расчеты 52
Заключение 57
Список используемой литературы 58

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тело.doc

— 979.00 Кб (Скачать файл)

Загрязнение окружающей среды наносит, с одной стороны, ущерб некоторым отраслям народного хозяйства округа, с другой — здоровью его населения. Человеку приходится расплачиваться за последствия нерациональной эксплуатации природных ресурсов региона.

Именно поэтому очень важным было принятие в г.Ноябрьске и ЯНАО закона «О рациональном недропользовании», который регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами, промышленного использования и охраны недр, соблюдение природоохранных норм и экологической безопасности, ведение экологического мониторинга и сочетание использования недр с сохранением традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

 

3.3 Твердые и концентрированные городские отходы.

 

Ежегодно город “производит” и по преимуществу накапливает на окружающих его территориях около 0,35 млн. т твердых и концентрированных отходов. Концентрированные отходы представляют собой осадки, накапливающиеся в отстойниках, и концентрат жидких отходов (табл. 1).

Наибольшую массу среди  городских отходов составляют зола и шлаки тепловой электростанций и котельных — около 16%. Вместе со шлаками предприятий черной и цветной металлургии, горелой землей и пиритными огарками их удельный вес достигает 30% всех твердых отходов. В качестве примера вредного влияния этого вида отходов можно охарактеризовать воздействие пиритных (колчеданных) огарков, получаемых в процессе производства серной кислоты. Складирование пиритных огарков требует отчуждения больших площадей ценных земель. Атмосферные осадки вымывают из отвалов огарков ряд токсических веществ (например, мышьяк), которые загрязняют почву и водоемы. 11% - примерно такова доля и древесных отходов. По 10% приходится на твердые бытовые отходы и отходы сахарных заводов. Пищевая промышленность дает еще около 4% отходов.

Фосфогипс и строительный мусор составляют около 5,5% всех отходов, хлорид кальция — менее 1%, различные  растворители (спирты, бензол, толуол и  др.) - 2%.

Все остальные  отходы, которые город “поставляет” в окружающую среду в твердом  или концентрированном состоянии, по своей массе несколько превышают 25%. Данная часть отходов может весьма неблагоприятно влиять на среду обитания людей, когда вся эта резина, клеенка, полимерные отходы, кожа, шерсть и др. сжигаются на городских свалках и в значительной степени превращаются в атмосферные загрязнения.

 

Таблица 1 - Твердые и концентрированные отходы (в тыс.т/год) города

Вид отходов

Количество

Зола и шлаки  ТЭЦ

55,0

Твердые осадки из общей канализации (95% влажности)

42,0,0

Древесные отходы

40,0

Твердые бытовые  отходы*

35,0

Шлаки черной металлургии

32,0

Полимерные  отходы

0,5

Резина, клеенка

0,75

Растворители (спирты, бензол, толуол и т.д.)

0,8

Фосфогипс

14,0

Отходы пищевой  промышленности

13,0

Шлаки цветной  металлургии

12,0

Текстиль (ветошь, пух, ворс, промасленная ветошь)

0,8

Бумага (пергамент, картон, промасленная бумага)

0,9

Строительный  мусор

5,0

Автопокрышки

1,2

Горелая земля

3,0

Хлорид кальция

0,2


3.4 Автотранспорт

 

Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения городской среды. Из 3,5 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городе и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасываемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели. В таблице 2 указаны выбросы от автомобильных источников.

 

Таблица 2 – Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников.

ТИП ДВИГАТЕЛЯ

ТОПЛИВО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

ПРИМЕРЫ

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин

Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота

Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы

Двухтактный двигатель  внутреннего сгорания

Бензин (с добавлением масла)

Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества

Мотоциклы вспомогательные моторы

Дизель

Лигроин

Оксиды азота, твердые вещества

Автобусы, трактора, машины, поезд


Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. В таблице №3 приведены значения концентрации основных примесей карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.

 

Таблица 3 - Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя

    Режим работы двигателя

Оксид углерода, % по объёму

Углеводороды, мг/л

Оксиды азота, мг/л

Холостой ход

4-12

2-6

Принудительный  холостой ход

2-4

8-12

Средние нагрузки

0-1

0,8-1,5

2,5-4,0

Полные нагрузки

2

0,7-0,8

4-8


 

Выбросы оксидов  азота максимальны при отношении  воздух - топливо 16:1. Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя. В таблице №4 показаны выбросы ряда вредных веществ карбюраторного и дизельного двигателей.

 

 

Таблица 4 - Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных двигателей.                                                        

ВЕЩЕСТВО

      ДВИГАТЕЛЬ

Карбюраторный

Дизельный

Оксид углерода

0,5-12,0

0,01-0,5

Оксид азота

0,005-0,8

0,002-0,5

Углеводороды

0,2-0,3

0,009-0,5

Бензопирен

До 20 мкг/м3

До 10 мкг/м3


 

В связи с  тем, что отработавшие газы автомобилей  поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно  отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха г.Ноябрьска.

 

3.5 Загрязнение придорожных земель

 

 Загрязнение  воздуха ухудшает качество среды  обитания всего населения придорожных  территорий и контрольные санитарные  и природоохранные органы обоснованно  обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.

Загрязнение поверхности  земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.

Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.

Исследований  загрязнений почвы до сих пор  выполнено немного: процесс выброса и распределения загрязняющих частиц на поверхности почти также сложен, как и в воздухе, а натурные измерения с использованием методов микроанализа не всем доступны и дороги. Поэтому данные натурных измерений представляют особую ценность. Наиболее полные исследования на высоком для того времени уровне были проведены в Институте биологии Латвии в конце 70-х годов. Их авторы Дз.Ж.Бериня, И.М.Лапиня, Л.В.Карелина и др. получили большой объем данных о наличии в придорожной почве и растениях тяжелых металлов и других элементов с учетом различных влияющих факторов. В отношении выбросов    свинца    получили   известность    исследования Р.Х.Измайлова, выполненные в МАДИ в конце 70-х годов, работы В.И.Пуркина, Т.С.Самойловой.

Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона - 32 мг/кг.

По некоторым  данным содержание свинца на поверхности  почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских  улиц с очень большим движением  может быть в 5 раз больше. Большинство  растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.

По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25 % остается до смыва на проезжей части, 75 % распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дождевые или смывные воды попадает от 25 % до 50 % твердых частиц.

 

3.6  Влияние шума на организм человека

 

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с  нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.

Ущерб, который  причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний  и характера их изменения. Опасность  возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.

Шум в  городе сокращает продолжительность жизни  человека. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Наиболее чувствительны  к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.

Наблюдается зависимость  между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых  умственным трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.

Информация о работе Экологическая ситуация в г. Ноябрьске и ЯНАО