Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель данной работы -определить экологическую ситуацию в г. Ноябрьске и ЯНАО.
Задачи:
проанализировать экологическую обстановку
рассмотреть нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа
изучить факторы воздействия
4. предложить меры по ее улучшению.
Введение 5
1 Географическое описание 6
1.1 Ямало-Ненецкий автономный округ 7
1.2 Город Ноябрьск 7
2 Нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа 11
2.1 Недропользователи 11
2.2 Объемы добычи нефти и газа 11
2.3 Геологоразведочные работы 12
2.4 Крупнейшее месторождение Ямала 13
2.5 Крупнейшие предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа (нефтегазовая промышленность) 16
2.5.1 ООО «Ноябрьскгаздобыча» 16
2.5.2 ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» 19
2.5.3 ООО «Сервисная буровая компания» 20
3 Факторы воздействия 22
3.1 Атмосфера 22
3.2 Нефтяные загрязнения местности 24
3.3 Твердые и концентрированные городские отходы 29
3.4 Автотранспорт 31
3.5 Загрязнение придорожных земель 33
3.6 Влияние шума на организм человека 35
3.6.1 Допустимые уровни шума для населения 37
3.7 Состояние гидросферы 39
4 Способы преодоления 40
4.1 Защита от транспортного загрязнения 40
Пути решения экологических проблем 42
4.3 Меры для охраны природы 45
4.4 Защита от шума автомобилей 50
5 Расчеты 52
Заключение 57
Список используемой литературы 58
Загрязнение окружающей среды наносит, с одной стороны, ущерб некоторым отраслям народного хозяйства округа, с другой — здоровью его населения. Человеку приходится расплачиваться за последствия нерациональной эксплуатации природных ресурсов региона.
Именно поэтому очень важным было принятие в г.Ноябрьске и ЯНАО закона «О рациональном недропользовании», который регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами, промышленного использования и охраны недр, соблюдение природоохранных норм и экологической безопасности, ведение экологического мониторинга и сочетание использования недр с сохранением традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.
3.3 Твердые и концентрированные городские отходы.
Ежегодно город “производит” и по преимуществу накапливает на окружающих его территориях около 0,35 млн. т твердых и концентрированных отходов. Концентрированные отходы представляют собой осадки, накапливающиеся в отстойниках, и концентрат жидких отходов (табл. 1).
Наибольшую массу среди городских отходов составляют зола и шлаки тепловой электростанций и котельных — около 16%. Вместе со шлаками предприятий черной и цветной металлургии, горелой землей и пиритными огарками их удельный вес достигает 30% всех твердых отходов. В качестве примера вредного влияния этого вида отходов можно охарактеризовать воздействие пиритных (колчеданных) огарков, получаемых в процессе производства серной кислоты. Складирование пиритных огарков требует отчуждения больших площадей ценных земель. Атмосферные осадки вымывают из отвалов огарков ряд токсических веществ (например, мышьяк), которые загрязняют почву и водоемы. 11% - примерно такова доля и древесных отходов. По 10% приходится на твердые бытовые отходы и отходы сахарных заводов. Пищевая промышленность дает еще около 4% отходов.
Фосфогипс и строительный мусор составляют около 5,5% всех отходов, хлорид кальция — менее 1%, различные растворители (спирты, бензол, толуол и др.) - 2%.
Все остальные отходы, которые город “поставляет” в окружающую среду в твердом или концентрированном состоянии, по своей массе несколько превышают 25%. Данная часть отходов может весьма неблагоприятно влиять на среду обитания людей, когда вся эта резина, клеенка, полимерные отходы, кожа, шерсть и др. сжигаются на городских свалках и в значительной степени превращаются в атмосферные загрязнения.
Таблица 1 - Твердые и концентрированные отходы (в тыс.т/год) города
Вид отходов |
Количество |
Зола и шлаки ТЭЦ |
55,0 |
Твердые осадки из общей канализации (95% влажности) |
42,0,0 |
Древесные отходы |
40,0 |
Твердые бытовые отходы* |
35,0 |
Шлаки черной металлургии |
32,0 |
Полимерные отходы |
0,5 |
Резина, клеенка |
0,75 |
Растворители (спирты, бензол, толуол и т.д.) |
0,8 |
Фосфогипс |
14,0 |
Отходы пищевой промышленности |
13,0 |
Шлаки цветной металлургии |
12,0 |
Текстиль (ветошь, пух, ворс, промасленная ветошь) |
0,8 |
Бумага (пергамент, картон, промасленная бумага) |
0,9 |
Строительный мусор |
5,0 |
Автопокрышки |
1,2 |
Горелая земля |
3,0 |
Хлорид кальция |
0,2 |
3.4 Автотранспорт
Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения городской среды. Из 3,5 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городе и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасываемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели. В таблице 2 указаны выбросы от автомобильных источников.
Таблица 2 – Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников.
ТИП ДВИГАТЕЛЯ |
ТОПЛИВО |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ |
ПРИМЕРЫ |
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания |
Бензин |
Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота |
Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы |
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания |
Бензин (с добавлением масла) |
Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества |
Мотоциклы вспомогательные моторы |
Дизель |
Лигроин |
Оксиды азота, твердые вещества |
Автобусы, трактора, машины, поезд |
Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. В таблице №3 приведены значения концентрации основных примесей карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.
Таблица 3 - Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя
Режим работы двигателя |
Оксид углерода, % по объёму |
Углеводороды, мг/л |
Оксиды азота, мг/л |
Холостой ход |
4-12 |
2-6 |
— |
Принудительный холостой ход |
2-4 |
8-12 |
— |
Средние нагрузки |
0-1 |
0,8-1,5 |
2,5-4,0 |
Полные нагрузки |
2 |
0,7-0,8 |
4-8 |
Выбросы оксидов
азота максимальны при
Таблица 4 - Выбросы (% по объёму) веществ при работе
дизельных и карбюраторных двигателей.
ВЕЩЕСТВО |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Карбюраторный |
Дизельный | |
Оксид углерода |
0,5-12,0 |
0,01-0,5 |
Оксид азота |
0,005-0,8 |
0,002-0,5 |
Углеводороды |
0,2-0,3 |
0,009-0,5 |
Бензопирен |
До 20 мкг/м3 |
До 10 мкг/м3 |
В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха г.Ноябрьска.
3.5 Загрязнение придорожных земель
Загрязнение
воздуха ухудшает качество
Загрязнение поверхности
земли транспортными и дорожным
Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.
Исследований загрязнений почвы до сих пор выполнено немного: процесс выброса и распределения загрязняющих частиц на поверхности почти также сложен, как и в воздухе, а натурные измерения с использованием методов микроанализа не всем доступны и дороги. Поэтому данные натурных измерений представляют особую ценность. Наиболее полные исследования на высоком для того времени уровне были проведены в Институте биологии Латвии в конце 70-х годов. Их авторы Дз.Ж.Бериня, И.М.Лапиня, Л.В.Карелина и др. получили большой объем данных о наличии в придорожной почве и растениях тяжелых металлов и других элементов с учетом различных влияющих факторов. В отношении выбросов свинца получили известность исследования Р.Х.Измайлова, выполненные в МАДИ в конце 70-х годов, работы В.И.Пуркина, Т.С.Самойловой.
Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона - 32 мг/кг.
По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.
По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25 % остается до смыва на проезжей части, 75 % распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дождевые или смывные воды попадает от 25 % до 50 % твердых частиц.
3.6 Влияние шума на организм человека
В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.
Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.
Шум в городе
сокращает продолжительность
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.
Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.
Информация о работе Экологическая ситуация в г. Ноябрьске и ЯНАО