Экологическая социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Стремление к устойчивому и стабильному развитию является необходимым
требованием к менеджменту современного предприятия, где таковое развитие
предполагает достижение и поддержание баланса экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации. Современные инструменты социально-экологической ответственности отличаются большим разнообразием. В их число входят такие управленческие инструменты, как концепция эко-эффективности, модель `чистое производство`, международные стандарты эко-менеджмента и аудита (ISO 14000, НДТ), специальная маркировка продукции, сертификация системы управления и продукции, экологическое страхование и социальные отчеты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Современные тенденции развития социально-экологической ответственности предприятий……………………………………………………………….…….….6
1.1 Понятие социально-экологической ответственности………………………..6
1.2 Эволюция инструментов реализации социально-экологической
ответственности……………………………………………………………….........6
1.3 Современные подходы социально-экологической
ответственности и необходимые шаги их реализации……………………………7
2. Нормативно-правовая база формирования социально-экологической
ответственности в России…………………………………………………………..9
2.1 Формирование «экономического механизма» природопользования по
защите окружающей среды (экологические платежи и страхование)………..….9
2.2 Стандартизация и нормирование в области социально-экологической
ответственности (внедрение международных стандартов
управления и сертификатов)………………………………………………………15
2.3 Основные проблемы и шаги совершенствования российского
законодательства в вопросах социально-экологической ответственности…......20
список используемой литературы……………………………………………...….22

Вложенные файлы: 1 файл

КСО.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Страхование осуществляется на основании утвержденных страховой компанией Правил страхования. В качестве методической основы для проведения экологического страхования Всероссийским Союзом страховщиков были утверждены 23 февраля 1998 г. Типовые Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни,

здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя,

связанные с его гражданской ответственностью по претензиям, предъявленными ему физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении нанесенного в результате аварии ущерба в связи с загрязнением земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

 

 

 

 

 

 

 

Страховым случаем в соответствии с договором признается установленный

судебным решением факт обязанности страхователя возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природой среде в результате аварии на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте. Страховым случаем является не всякое причинение вреда, а только такое событие, которое характеризуется как внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварии, приведшей к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод и т.п. То есть обязательным является факт аварии, непредвиденность, непреднамеренность и чрезвычайность ущерба. Вред, наносимый окружающей среде в процессе нормальной производственной деятельности, страховым случаем не является. Здесь следует заметить, что в отличие от России, в развитых странах под ответственность страховых компаний иногда попадают случаи так называемого "накапливаемого" вреда, когда загрязнение ведется в течение многих лет деятельности опасного объекта, однако масштаб экологической катастрофы достигается не сразу, а по прошествии определенного периода. Аварией на опасном производственном объекте в соответствии с Законом РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" признается установленное службами МЧС России разрушение сооружения и/или технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв, и/или выброс опасных веществ. Вред окружающей природной среде считается причиненным и подлежит компенсации, если установлено конкретное лицо (лица), имущественным интересам которого в результате аварии нанесен прямой ущерб. В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит

ответственности) по каждому объекту страхования. Минимальный размер страховой суммы при страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается в соответствии с Законом РФ "О промышленной безопасности производственных объектов".

Тарифные ставки дифференцируются в зависимости от степени риска, вида

объекта, условий и объемов производства, износа основных фондов,

местонахождения опасного производственного объекта, других факторов его

эксплуатации, сведений о наличии (отсутствии) аварий в предыдущие годы и

нанесенного в результате ущерба, объема ответственности страховщика и размера страховой суммы, состояния природоохранных систем и проведения мероприятий по предупреждению аварийности и др. Исходя из размера страховых сумм и страховых тарифов определяется страховая премия (страховой взнос), уплачиваемая страховщиком единовременно или в рассрочку. Договор, заключаемый, как правило, сроком на 1 год, вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого взноса. Страховые взносы предприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1387 от 22 ноября 1996 г. "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" относятся на себестоимость в размере до 1% от объема реализации продукции (работ, услуг).

 

Аккумулируемые страховщиками страховые взносы далее распределяются

следующим образом. Основная часть полученных взносов служит для формирования страховых резервов, то есть впоследствии станет источником страховых выплат (при этом важным моментом является то, что до наступления страхового случая временно свободные средства страховых резервов используются как инвестиционные ресурсы и приносят страховщику дополнительный доход). Часть взносов используется на финансирование расходов страховой компании на ведение дела, в т.ч. на выплату комиссионных вознаграждений страховым агентам и брокерам. В ходе разработки проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании», членами рабочей группы при Комитете Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии были сформулированы основные подходы по созданию и развитию системы экологического страхования в Российской Федерации. Под экологическим страхованием предлагается рассматривать систему различных видов страхования рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды [28]. Такими видами могут быть:

-страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, причиненный

загрязнением окружающей среды;

-страхование ответственности природопользователей за невыполнение

(ненадлежащее выполнение) обязательств по условиям пользования;

-страхование финансовых рисков природопользователей; страхование

природных ресурсов, на которые имеются право собственности (пользования,

распоряжения);

-страхование имущества юридических и физических лиц от негативного

воздействия загрязненной окружающей природной среды;

-страхование физических лиц от несчастных случаев и болезней в связи

с негативным воздействием загрязненной окружающей среды.

Данные виды страхования нашли свое отражение в разработках страховой фирмы на территории региона Республики Коми, такой как ОАО «СОГАЗ». Этой компанией с начала 2008 г. утверждены Правила экологического страхования, в которых дана характеристика страховых рисков и определен порядок взимания страховых сумм, лимитов ответственности, страховых премий, вступления в силу договора страхования, разрешения споров и т.д. Практика использования добровольного экологического страхования показала, что предприятия без принятия обязательности со стороны государства по этому вопросу не идут на дополнительные расходы, связанные с такого рода страхованием. Ни одно предприятие в Республике Коми не застраховано от экологических рисков за вред, причиненный загрязнением окружающей среды.

В современном мировом бизнесе страхование является обязательным

элементом любой сделки, служит дополнительной (а иногда и основной) гарантией для инвесторов. Немаловажным аспектом для развития экологического страхования является имидж предприятия, застраховавшего свои риски, властных и банковских

структур, потенциальных партнеров.

 

 

 

 

 

2.2. Стандартизация и нормирование в области социально-экологической

ответственности (внедрение международных стандартов управления и

сертификатов)

Действие правовых, административных и экономических инструментов в системе эколого-экономических отношений и их фактическая выполнимость базируется на системе стандартизации и нормирования. Процедура установления стандартов в России, как правило, состоит из

определения загрязнителей, представляющих опасность для здоровья и благосостояния населения; определения допустимых уровней загрязнения и принятия в каждом регионе программ внедрения правил нормирования и уровня экономической возможности их выполнения. Таким образом, перед государством всегда стоит задача назначения такого уровня нормирования качества окружающей среды, который бы перманентно удовлетворял показателям комфортности жизнеобеспечения окружающей среды и был выполним со стороны «потенциальных загрязнителей».

В общем виде система стандартизации включает в себя:

-стандарты качества и воздействия на окружающую среду;

-стандарты управления;

-технические стандарты.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически

обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов. К санитарно-гигиеническим нормативам относятся нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ:

химических, биологических и прочих, нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибраций, магнитных полей. Все эти нормы устанавливает Роспотребнадзор.

Для защиты от истощения и загрязнения малых рек отработан комплекс

организационных мероприятий по соблюдению правил использования бассейнов, по благоустройству и облесению их водосборов, агротехнических приемов по задержанию снега и накоплению влаги, по уменьшению водной и ветровой эрозии, по созданию прудов и отстойников, расчистке русел и водоемов, а также естественно- биологических мероприятий. Запрещается:

-размещение и строительство на поймах нефтяных скважин, спусков, парков;

-устройство стоянок и мойка автотранспорта, ограничивается использование

моторных лодок и речных судов;

-внесение органических и минеральных удобрений по снежному покрову;

-авиаобработка сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2,5 км от

берегов малых рек, водоемов;

-хранение минеральных удобрений и ядохимикатов на открытых площадках;

-строительство животноводческих комплексов, летних пастбищ, площадок для

скота в поймах рек.

Целесообразно устраивать земляные обваловки на возможном пути движения

жидких отходов животноводства от очистных сооружений ферм в аварийных

ситуациях. Как средство борьбы с эрозией не допускается вырубка леса в бассейнах малых рек, осуществляется восстановление и посадка лесов на склонах. Для задержания загрязнений от любых объектов производства могут быть созданы одно- или многоступенчатые биологические пруды, плато, водоемы, заселенные высшими (макрофитами) водными растениями. Заросли макрофитов создают барьер на пути загрязнений, замедляют течение, что увеличивает время контакта поступающих загрязнений (соединений азота, фосфора, калия) с биогеоценозами водоема. Это способствует интенсификации самоочищения воды. Обращается внимание на выполнение научно обоснованных требований к эксплуатации разного рода гидротехнических сооружений.

Для поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения

санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов и сохранения генофонда кормовых растений на пойменных лугах вокруг каждой реки, озера или водохранилища создают водоохранную зону, размер которой зависит от геофизических, геоботанических, почвенных, гидрологических и других условий. Минимальная ширина зоны, устанавливаемая для рек от среднемноголетнего уреза воды в летний период по длине реки от истока. Величина водоохраной зоны варьирует от 50 до 200 метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров

независимо от уклона прилегающих земель. В группу нормативов воздействия на окружающую среду входят производственно-хозяйственные нормативы. Начиная с 90-х годов, для каждого предприятия устанавливается норматив допустимых выбросов различных веществ с учетом производственных мощностей очистного оборудования. Для атмосферы – это предельно допустимые выбросы, для воды – нормативно допустимые сбросы, как в

открытые водоемы, так и в канализацию. В случае, когда предприятие не может

обеспечить очистку вредных веществ, в пределах допустимых выбросов или сбросов,назначаются временно согласованные сбросы и выбросы. Они назначаются для того,чтобы за период лет (обычно 5 лет) предприятие модернизировало очистные сооружения с тем, чтобы были выполнены условия допустимости выбросов и сбросов. Расчет ПДВ (НДС) ведется таким образом, чтобы в местах контрольных створов обеспечивался ПДК конкретных веществ. Все загрязнения, выходящие за рамки ПДВ(НДС) и ВСВ (ВСС) считаются сверхнормативными и сверхлимитными. Этот факт широко используется при расчете платежей за загрязнение окружающей среды.

В третью группу нормативов качества окружающей среды входят комплексные

нормативы. Здесь действуют предельно допустимые нормы нагрузки (ПДН) на

природу, которые определяются размером антропогенного воздействия на

экосистемы, природные ресурсы, не приводящие к нарушению экологических функций среды. К ним, например, относятся: предельные нормы пребывания людей в лесу (12-15 человек на 1 га); предельное число туристов на территории национального парка; предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий и т.д..

Информация о работе Экологическая социальная ответственность