Экологическая социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Стремление к устойчивому и стабильному развитию является необходимым
требованием к менеджменту современного предприятия, где таковое развитие
предполагает достижение и поддержание баланса экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации. Современные инструменты социально-экологической ответственности отличаются большим разнообразием. В их число входят такие управленческие инструменты, как концепция эко-эффективности, модель `чистое производство`, международные стандарты эко-менеджмента и аудита (ISO 14000, НДТ), специальная маркировка продукции, сертификация системы управления и продукции, экологическое страхование и социальные отчеты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Современные тенденции развития социально-экологической ответственности предприятий……………………………………………………………….…….….6
1.1 Понятие социально-экологической ответственности………………………..6
1.2 Эволюция инструментов реализации социально-экологической
ответственности……………………………………………………………….........6
1.3 Современные подходы социально-экологической
ответственности и необходимые шаги их реализации……………………………7
2. Нормативно-правовая база формирования социально-экологической
ответственности в России…………………………………………………………..9
2.1 Формирование «экономического механизма» природопользования по
защите окружающей среды (экологические платежи и страхование)………..….9
2.2 Стандартизация и нормирование в области социально-экологической
ответственности (внедрение международных стандартов
управления и сертификатов)………………………………………………………15
2.3 Основные проблемы и шаги совершенствования российского
законодательства в вопросах социально-экологической ответственности…......20
список используемой литературы……………………………………………...….22

Вложенные файлы: 1 файл

КСО.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время особую значимость приобретают международные

стандарты управления. Добровольное согласие предприятий и компаний следовать данным стандартам является признание того, что внутренняя экологическая политика может способствовать увеличению их доходов и повышению конкурентоспособности. В свою очередь общественность получает в руки новый инструмент по контролю за деятельностью корпораций, взявших на себя данные обязательства. Наиболее распространенными стандартами управления в настоящее время являются стандарты ISO серии 14000. Эти стандарты предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут

быть объединены с другими элементами административного управления, с тем, чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей.

Существует также система стандартизации по проведению экологического аудита и экологической оценке; экологической маркировки и декларирования; оценки экологической результативности; оценки жизненного цикла продукции и услуг и т.д.

Одной из перспективных систем нормирования и стандартизации является

технологическое нормирование или система «наилучших действующих технологий».

Переход к нормированию воздействий на окружающую среду в России на основе

принципа наилучших доступных технологий предполагает путь от ныне действующей системы индивидуального нормирования (ПДВ, НДС, размещение отходов и др.) к комплексному определению воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, с выдачей единого комплексного разрешения. Для применения НДТ в России требуется наличие следующих элементов:

- закон о наилучших доступных технологиях, вводящий данное понятие в

правовую сферу, а также устанавливающий механизм его реализации, в том числе

орган по подготовке и ведению справочников наилучших доступных технологий;

- документ перечня наилучших доступных технологий (аналог BREF, принятый в странах Евросоюза) либо имплементированный в готовом виде из Евросоюза, либо созданный в России и создание соответствующей структуры;

- создание специальных федеральных и региональных органов для выдачи

комплексных разрешений и контроля за соблюдением их требований.

- закон, вводящий механизмы общественного обсуждения принимаемых

административных решений, гарантирующий учёт и судебную защиту прав

заинтересованных сторон;

- высококвалифицированные сотрудники государственных органов и

предприятий, активно вовлечённые в международное сотрудничество по данному вопросу.

Комитет торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии 25 ноября 2008 г. провел заседание Круглого стола, где обсуждалась тема «Формирование программы действий по переходу на систему технического нормирования воздействия на ООС, соответствующее воздействию при использовании наилучших технологий». Участники круглого стола отметили необходимость поэтапного перехода на технологическое нормирование и принятие соответствующего

плана. Совершенствование системы должно учитывать положительных опыт

европейских стран, однако не копировать их полностью. Минприроды должно

сформировать базу данных, сгруппировать предприятия по сходным категориям (например, очистные сооружения систем водоканалов) и для каждой категории проанализировать решение проблемы.

Реализация задачи перехода промышленности на технологическое

нормирование на основе наилучших технологий должна быть включена в перечень государственных приоритетов и для их решения, предприятия, внедряющие НДТ должны освобождаться от платежей за негативное воздействие на окружающую среду, пользоваться иными налоговыми льготами. Необходимым элементов является создание Российского центра для обмена информацией в области НДТ с Европейским союзом и Европейским бюро EIPPCB в Севилье. Ключевые моменты круглого стола заключаются в следующем:

1. Совершенствование системы нормирования должно преследовать

основную цель – создание системы, гарантирующее последовательное уменьшение негативного воздействия на ООС;

2. Нормативы являются основой для проведения ОВОС, оценки ущерба

ОС, расчета платежей и штрафов, осуществление контроля в области ООС,

проведения экспертизы, сертификации, страхования и квотирования допустимого уровня воздействия и т.д.;

3. Экологические нормативы качества ОС не могут являться основой для

выполнения нормативов воздействия на ОС;

4. Существующая система нормирования допустимого воздействия

основана на выполнении гигиенических и рыбохозяйственных нормативов. Высокие и невыполнимые требования (по некоторым показателям) значительно увеличивают производственные издержки, ведут к снижению конкурентоспособности. Прогресс в этом направлении может быть только при реализации технически выполнимых задач;

5. Разработка научно обоснованных нормативов допустимого воздействия

на ОС должна основываться на поэтапном снижении лимитов на выбросы, сбросы и отходы. Они должны внедряться на предприятиях – основных загрязнителях –металлургического производства, ТЭК, ЦБП и др. При разработке нормативов должны учитываться реальный технологический уровень производства, ресурсно-финансовый потенциал, природно-климатические и ландшафтные условия, природно-восстановительный потенциал, плотность населения и уровень предшествующей загрязненности. Целесообразно с учетом европейского опыта установить короткий список приоритетных ЗВ, подлежащих государственному контролю. Постепенный переход на НДТ заключается в следующих шагах.

-Следует нормировать воздействие на окружающую среду по принципиально

ограниченному перечню основных загрязняющих веществ или комплекса (например,токсичность, ХПК, АОХ);

-На первом этапе (до внесения изменения по нормированию) предприятия

делятся на две категории – действующие и новые. Для действующих не обходимо в короткий срок дать предложения по внедрению НДТ и определить сроки их выполнения на основе технологических нормативов. Новым предприятиям на срок 5 лет необходимо установить нормативы, заложенные в проектах; дать предложения по внедрению НДТ и конкретных мероприятиях по уменьшению воздействия на основе технологических нормативов.

-Планы внедрения наилучших существующих технологий и поэтапное снижение негативного воздействия должны основываться на реальных сроках достижения конкретных результатов (они могут составлять 10-15 лет) с учетом конкретных стартовых условий, технологического уровня производства [8]

Опыт внедрения НДТ в Республике Коми. Несмотря на то, что нормативно-правовая база и системный механизм действия нормирования по НДТ находится на стадии формирования, некоторые предприятия

уже используют инструменты их действия. Так, например, ОАО «Монди СЛПК» в марте 2007 г. с переходом на технологию ECF полностью отказалось от использования хлора при отбелке целлюлозы. В России предприятие «Монди СЛПК» является единственным, которое в полном объеме перешло на отбелку без применения элементарного хлора, как на хвойном, так и на лиственном потоке. Внедрение данной технологии отбелки целлюлозы проводилось поэтапно. В 1999 году схема была внедрена на хвойном потоке, а в 2005-2006 – на лиственном потоке. Важными результатами перехода на ECF-отбелку целлюлозы являются: а) резкое сокращение содержания хлора и хлорорганических соединений в выбросах предприятия (в 2,5 раза), снижение концентрации АОХ (адсорбируемого органического связанного хлора) в сточных водах предприятия (в 5,7 раз);

б) снижение вероятности онкологических заболеваний, заболеваний дыхательной и нервной систем у жителей прилежащей селитебной зоны;

в) хлор является летучим соединением. В случае аварийной ситуации, т.е. при

разливе хлора он быстро распространяется на большие территории. Отсутствие

элементарного хлора на предприятии приводит к исключению вероятности отравления хлором населения.

Внедрение ECF-отбелки имело также положительный экономический и

социальный эффект. Отбелка целлюлозы без применения элементарного хлора

позволяет ОАО «Монди СЛПК» реализовывать продукцию на рынках стран Евросоюза, где ее цена выше, что приносит предприятию дополнительную выгоду. С увеличением прибыли предприятия увеличились инвестиции в социальную сферу (поддержание социальных учреждений и баз отдыха предприятия, оплата обучения работников предприятия в ВУЗах, оказание спонсорской помощи неправительственным организациям, а также при проведении культурно-массовых мероприятий и т.д.).

Реализованные в 2000-2007 гг. меры по снижению выбросов диоксинов при

производстве беленой целлюлозы, предусмотренные международными соглашениями (Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнениях) в области охраны окружающей среды, позволили получить результаты, демонстрирующие экологическую состоятельность предприятия, следование критериям устойчивого развития, международную конкурентоспособность предприятия в области охраны окружающей

среды. Ухтинский НПЗ начинает производство бензинов евро-3 и евро-4. Торжественная церемония ввода в эксплуатацию установки изомеризации на площадке ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» состоялась 4 сентября 2009 г. Запуск новой установки свидетельствует об успешности проделанной правительством региона работе по привлечению инвестиций в республику. «Даже во время мирового экономического кризиса в экономику республики вкладываются большие деньги, что говорит о ее инвестиционной привлекательности, — подчеркнул Глава Республики Коми. Именно такие предприятия, как УНПЗ, даже в нелегких условиях строящие свою работу в расчете на долгосрочную перспективу, занимающиеся серьезным производством, основанным на использовании самой передовой техники и технологии и соблюдении строжайших правил техники безопасности, санитарных и экологических норм, и будут составлять костяк современной высокотехнологичной промышленности России и нашей республики». Новая установка предназначена для получения высокооктанового компонента бензинов, не содержащего сернистых соединений, бензола и ароматики, что позволяет Ухтинскому НПЗ приступить к производству автомобильных бензинов, соответствующих экологическим требованиям евро-3 и евро-4. Базовый проект был выполнен американской компанией UOP, рабочий проект

— ОАО «Ростовнефтехимпроект». Проектная мощность установки составляет 120 тысяч тонн в год. Ее строительство обошлось в 1 миллиард 270 миллионов рублей.

2.3. Основные проблемы и шаги совершенствования российского

законодательства в вопросах социально-экологической ответственности

Сегодня вся полнота ответственности, по мнению министра природных

ресурсов, в РФ в части обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду лежит на Министерстве природных ресурсов и экологии. Что же планируется

предпринять для улучшения экологической ситуации в России. Первое – изменение системы государственного регулирования в сфере охраны природы, которое заключается в следующих шагах. Для ее реализации предлагается замена получения разрешения на сбросы-выбросы-отходы для малых и средних загрязнителей – подачей декларации. Этим механизмом смогут воспользоваться предприятия малого и среднего бизнеса, не оказывающие значительного влияния на окружающую среду.

В настоящее время практически все российские предприятия не в состоянии

достичь установленных нормативов качества стоков, поэтому они вынуждены

обращаться в государственные органы за получением лимитов, т.е. фактически за официальным разрешением государства без ограничений загрязнять водоемы. Очевидно, что такая конструкция неэффективна и не стимулирует предприятия к перевооружению и модернизации очистных сооружений. Кроме того, она является коррупционно емкой, так как чиновник индивидуально принимает решение по каждому конкретному объекту. Такая же система нормирования установлена и для выбросов и отходов. Министерством природных ресурсов и экологии подготовлен проект постановления о ликвидации института временных лимитов и поэтапном повышении платы за сброс неочищенных или недостаточно-очищенных сточных вод. В рамках

этого постановления предлагается увеличение платы за сбросы неочищенных сточных вод к 2014 г. в 6 раз [16]. При этом предприятия, реализующие мероприятия по строительству очистных сооружений и использующие наилучшие существующие технологии по очистке сточных вод будут освобождаться от этих санкций. В этом будет заключаться дифференцированное отношение к взиманию экологических платежей –

прозрачность и взимания и поэтапное увеличение. Следующим шагом в решении первого вопроса улучшения экологической ситуации является регламентация использования наилучших существующих технологий, установление льгот и субсидий при их использовании. Вторым направлением совершенствования российского законодательства в целях повышения экологической эффективности в РФ является внедрение современных методов управления, которые заключаются в ведении экологического страхования (обязательного и добровольного), сертификации (подтверждения перехода на НДТ) и аудита (внешнего и внутреннего).

Внедрение экономических методов для улучшения законодательной части

является третьим ключевым направлением деятельности Минприроды. Они

направлены на стимулирование применения чистых технологий и выражаются во внедрении налоговых льгот и субсидий при использовании возобновляемых видов энергии, технической модернизации производства, строительстве очистных сооружений, строительстве и реконструкции переработки отходов и введении дополнительных налогов на экологически неблагоприятную продукцию. Реальный уровень социально-экологической ответственности бизнеса, его участие в решении экологических проблем, как и достигаемый при этом коммерческий успех, наряду с собственными усилиями компании и эффективностью ее менеджмента, существенно зависят от качества институциональной среды предпринимательской деятельности. Введение более жесткого государственного экологического регулирования (например, посредством соответствующих стандартов экологической безопасности и ресурсосбережения) в комбинации с рядом других предпосылок (активные усилия в области НИОКР, наличие инновативных предприятий, степень восприимчивости к новой технологии) способствует формированию быстроразвивающихся секторов местного, регионального и международных рынков.

Информация о работе Экологическая социальная ответственность