Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Установление государственного санкционирования на начало ведения любых видов хозяйственной и иной деятельности в России было вызвано обострением экологических проблем и усилением внимания общества к вопросам охраны окружающей среды. Предвидение последствий от осуществления планируемой деятельности, их прогностический анализ представляют собой одно из важных средств обеспечения экологической безопасности. С его помощью возможна корректировка или запрещение той или иной деятельности. Формирование превентивного экологического контроля осуществлялось в России с учетом наступившего экологического кризиса, проявившегося в загрязнении Ладожского озера, Чернобыльской аварии, строительстве ЦБК на озере Байкал, канала Волга-Чаграй, превращении в непригодные для жизни города - Нижнего Тагила, Магнитогорска, Березников хищническим использованием природных ресурсов и др.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическая экспертиза.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

Объекты экологической  экспертизы

 

Объекты экологической экспертизы в соответствии с существующими ее видами также делятся на два вида: подлежащие государственной экологической экспертизе и подлежащие общественной экологической экспертизе. При этом объекты первого вида подразделяются на объекты экспертизы федерального уровня и объекты экспертизы уровня субъектов федерации.

ФЗ «Об экологической  экспертизе» своей статьей 11 определил перечень объектов, подлежащих ГЭЭ, проводимой на федеральном уровне:

  • проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность;
  • материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ (проекты комплексных и целевых федеральных социально- экономических, научно-технических и иных федеральных программ;
  • проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности и др.);
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на ОС в пределах территории двух и более субъектов федерации, в т. ч. материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 500 тыс. долл.;
  • технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на ОС сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов;
  • материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;
  • проекты международных договоров;
  • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных и (или) отходов производства, находящихся в ведении РФ;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на ОС, выдача которых относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
  • проекты технической Документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в т. ч. на закупаемые за рубежом товары;
  • проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;
  • документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в т. ч. материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные, и иные документации и объекты.

 

При этом определены 15 наиболее опасных видов хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия; нефте- и газо- переработка; химическая промышленность; добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа и продуктов их переработки; производства целлюлозы, бумаги и картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов11.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе», обязательной ГЭК, проводимой на уровне субъектов федерации, подлежат:

    • проекты нормативных правовых актов субъектов федерации, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в т. ч. использование природных ресурсов и охрану ОС;
    • материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов федерации (проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов федерации; проекты схем развития отраслей экономики субъектов федерации, в т. ч. промышленности и др.);
    • материалы комплексного экологического обследования участков территории, находящихся в пределах территории субъектов федерации для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов федерации и местного значения;
    • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов федерации и органов местного самоуправления;
    • все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных взрывных и иных видов работ;
    • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;
    • проекты схем охраны о использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов федерации, иная проектная документация в этой области, в т. ч. проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;
    • материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на ОС, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
    • иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на ОС в пределах территории субъекта федерации, и ряд иных объектов.

 

Экологическая экспертиза требует довольно существенных финансовых затрат, поэтому при решении  вопроса о необходимости ее проведения принимаются во внимание такие критерии, как масштабы проекта и его стоимость, местоположение объекта, возможные пути и масштабы нанесения ущерба ОС.

При принятии решения  о проведении экологической экспертизы следует учитывать возможность кумуляции загрязняющих веществ, т. е. постепенное накопление в экосистеме или в организме человека какого-либо вредного вещества, вызывающее его заболевание и даже гибель, а также повреждение экосистемы. Другой эффект — суммация, сложение малых количеств различных вредных веществ. Такие количества веществ сами по себе, в отдельности могут и не представлять угрозы для здоровья или экосистемы, но в сумме они становятся опасными вследствие взаимного усиления эффектов (синергетического действия).

Следует подчеркнуть, что указанные эффекты относятся  не только к совокупности химических загрязняющих веществ. Это может быть совокупное воздействие химических веществ, физических факторов (излучений и т. п.), климатических условий, стрессовых воздействий и т. д. Так, например, безвредные для кроликов концентрации нитритов становятся опасными на фоне повышенного, но также допустимого, уровня радиации. Совместное воздействие этих факторов вызывает у животных канцерогенный эффект, хотя раздельное не приводит к каким-либо негативным последствиям.

Важным критерием, определяющим необходимость проведения экологической экспертизы, является и местоположение проектируемого сооружения, которое во многих случаях дает более объективную характеристику, чем масштабы или стоимость проекта. Поэтому во всех развитых странах выделяют территории с различным режимом природопользования (вплоть до его запрета): национальные парки, заказники, заповедники и др. Более того, составляются специальные экологические карты, на которых показаны зоны, в которых в обязательном порядке должна быть проведена экологическая экспертиза, проектируемых сооружений12.

                    

 

Общественная экологическая  экспертиза

 

Обще́ственная экологи́ческая эксперти́за — организуется и  проводится по инициативе граждан и  общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". (статья 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»)13.

Чтобы провести ОЭЭ, нужно  подать заявление общественных организаций (объединений) о ее проведении для получения государственной регистрации.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе»  граждане (гражданин) и общественные организации (общественная организация) (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,
  • получать информацию о результатах ее проведения, о начале и результатах ее проведения.
  • осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

  • <span class

Информация о работе Экологическая экспертиза