Экологические проблеемы Москвы и области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:13, реферат

Краткое описание

С точки зрения динамики развития города, интенсивности внедрения природоохранных программ Москва сейчас занимает одно из ведущих мест в мире. Несмотря на то, что Москва по ряду показателей относится к наиболее загрязненным субъектам Российской Федерации, существуют реальные предпосылки для перспективного экологически устойчивого развития столичного региона России при условии постоянного внимания муниципальных, городских, областных и федеральных властей к этой проблеме, развития законодательной базы и экономических рычагов, взаимодействия столицы и области и вовлечения населения в формирование и реализацию эколого-градостроительной и природоохранной политики.

Содержание

Введение

1.Основные экологические проблемы Москвы и столичного региона России

2. Основные перспективы экономического развития столицы до 2022 года

3. О контроле за состоянием реки Москвы и ее притоков

5. Московские власти намерены заняться оздоровлением городских почв

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

природопользование.docx

— 33.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

1.Основные экологические  проблемы Москвы и столичного региона России

 

2. Основные перспективы  экономического развития столицы до 2022 года

 

3. О контроле за состоянием реки Москвы и ее притоков

 

5. Московские власти намерены  заняться оздоровлением городских почв

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

История развития Москвы и  Московской области показывает, что  крупный промышленный район является с одной стороны мощнейшим  загрязнителем природной среды, а с другой – центром научно- технического прогресса, направленного  на решение экологических проблем.

 

 

Москва имеет многовековой опыт решения экологических проблем, многие из которых имеют глубоко  уходящие в историю корни. Планировочная  структура Москвы складывалась в  течение всей ее многовековой истории. В последние десятилетия XIX века радиально-кольцевая сеть улиц и  дорог дополняется постепенно фрагментами  будущих хордовых магистралей, проложенных  в обход центра города.

Радиально-кольцевая система  планировки сохранилась и в наше время, дополняясь по мере роста города новыми радиальными и кольцевыми направлениями. Несмотря на все ограничительные  меры, эта система продолжает функционировать, усиливая и без того огромные нагрузки на природный комплекс.

^

1.Основные экологические  проблемы Москвы и столичного  региона России.

 

 

10-20 лет назад, несмотря  на мощные промышленные источники  загрязнения обострения экологической  ситуации не наблюдалось, прежде  всего, из-за возможности природного  комплекса Москвы переработать  выбросы промышленности. Важную  роль играли значительные «зеленые  клинья», разделяющие зоны антропогенной  нагрузки, поглощающие вредные выбросы. 

 

По генеральному плану  реконструкции Москвы (1935г.) вокруг столицы был выделен Лесопарковый Защитный пояс (ЛПЗП), в котором предусматривалось  разделение производственных и жилых  зон крупными массивами зеленых  насаждений. Именно в этот период впервые  появляется стратегия вывода вредных  источников загрязнения за пределы  города.

 

Нагрузка на природный  комплекс существенно возросла в  периферийных районах в связи  со строительством Московской кольцевой  автомобильной дороги (МКАД) в 1961г., ставшей мощным источником загрязнения  атмосферы, почв и поверхностных  вод. Однако МКАД позволила значительно  разгрузить центральную часть города от транзитного транспорта и несколько  ослабить антропогенное воздействие  на исторический центр города.1

 

В последние годы особую остроту  в экологической ситуации столичного региона создает несогласованность  действий Москвы и области. Так Лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП) Москвы, призванный выполнять санационную и рекреационную роли, к настоящему времени из-за близости крупных транспортных магистралей, промышленных объектов, городских свалок, складских зон, жилой застройки в значительной степени потерял свои функции.2 Несогласованное освоение территории вдоль МКАД и границ резервных территорий Москвы приводит к тому, что большая часть периметра города граничит не с природными, а с урбанизированными территориями, являющимися фактическим продолжением московской застройки. В связи с началом активного малоэтажного строительства (под указанные цели уже выделено 5 тыс. га территории) возникает реальная перспектива замыкания кольца урбанизированных территорий вокруг Москвы. Многие из поселений не имеют развитой инженерной инфраструктуры и расположены в зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения Москвы, не имеют необходимых экологических обоснований и градостроительной документации. Государственная экологическая экспертиза пригородных территорий не проводится.

Современная структура хозяйственного комплекса ЛПЗП не соответствует  его средозащитным функциям из-за высокой плотности размещения промышленных объектов и слабо развития рекреационных зон и недостаточного внимания к лесному хозяйству. Пределы экологической устойчивости окружающей среды и природного комплекса ЛПЗП уже существенно превышены. Нарушение целостности ЛПЗП ведет к уменьшению его основных защитных свойств по отношению к Москве.

Москва по сравнению с  другими крупными городами мира имеет  ряд объективных факторов, осложняющих  экологические проблемы. Способность  экосистемы Московского мегаполиса к самовосстановлению существенно  ниже, чем в более теплых городах. Московские зеленые насаждения, микробиологические системы в водоемах и почве  в "полную мощность" работают не более 5-6 месяцев в году.

Централизованные системы  тепло- и водоснабжения, имея некоторые  преимущества, в то же время стимулируют  повышение плотности застройки, а, следовательно, и удельной техногенной  нагрузки на единицу территории. Москва имеет самую высокую плотность  населения из крупнейших столиц мира. В среднем на одном квадратном километре в Москве проживает  около 8,4 тысяч человек, тогда как  в центральной части Нью-Йорка  – 8,1; в Токио – 5,4; Берлине – 3,5; Лондоне – 3,9 тысяч человек.

В среднем в мире горожанин  тратит на себя 400 литров воды в день, а в некоторых районах Москвы этот расход достигает 700 литров в день. Свыше 90 % этой воды, но уже загрязненной, поступает в канализацию. Подготовка избыточного количества воды питьевого  качества и очистка избытков сточной  воды приводит к значительным энергозатратам и огромному объему донных осадков. Тысячи гектаров территории города и Подмосковья заполнено этими осадками столичной жизнедеятельности. Каждый москвич "производит" свыше 300 кг твердых отходов в год.

С точки зрения динамики развития города, интенсивности внедрения  природоохранных программ Москва сейчас занимает одно из ведущих мест в  мире. Несмотря на то, что Москва по ряду показателей относится к наиболее загрязненным субъектам Российской Федерации, существуют реальные предпосылки для перспективного экологически устойчивого развития столичного региона России при условии постоянного внимания муниципальных, городских, областных и федеральных властей к этой проблеме, развития законодательной базы и экономических рычагов, взаимодействия столицы и области и вовлечения населения в формирование и реализацию эколого-градостроительной и природоохранной политики.

 

^

2. Основные перспективы  экономического развития столицы  до 2022 года.

 

 

В ближайшие 22 года Москва будет  развиваться в пределах существующих административных границ на площади 109,1 тыс. гектаров путем реорганизации  территорий за счет реконструкции промышленных зон, земель, занятых объектами, подлежащими  выводу за черту города.

 

Генплан рассчитан, исходя из роста к 2020 году валового регионального  продукта в 5 раз, увеличения промышленного  производства в 4 раза, коммерческой деятельности и сферы обслуживания примерно в 5 раз, строительства - в 5,5 раз. Особое внимание в проекте уделено развитию туризма  и досуга. Общая площадь объектов социальной сферы планируется увеличить  в 2,5 раза, в том числе образования  и здравоохранения в 1,5 раза, гостиниц в 10 раз. Прогнозируемое число туристов составит 20 млн. человек в год.3

 

Среднюю обеспеченность жильем на каждого горожанина намечено увеличить  до 28-30 кв. метров (в ряде столиц развитых стран - 35 кв. м).

Предусматривается создание рабочих мест возле жилых массивов и одновременное развитие городского транспорта, предполагающее увеличение протяженности магистралей с 1245 до 1900 км с учетом 55-километрового  третьего транспортного кольца, а  также внедрение такого альтернативного  городского транспорта как мини-метро.

 

Наряду с этим в черте  города будет увеличено число  мостов и переходов, чтобы связать  отдельные части столицы, "разрезанные" реками и транспортными магистралями.

 

Генеральный план рассчитан  с учетом снижения численности постоянного  населения Москвы к 2020 году с 8,6 до 8,2 млн. человек. Общая численность  населения города составит порядка 11-12 млн. человек.

 

После доработки Генплана и уточнения прогнозных показателей  социально-экономического развития, городских  доходов и социальных норм и стандартов он будет направлен в Городскую  Думу.

 

Документ, подписанный 11 декабря 1998 года Мэром столицы Ю.М. Лужковым, лидером Московской федерации профсоюзов Михаилом Нагайцевым и председателем Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Еленой Паниной, предусматривает дальнейшие меры городских властей по сохранению промышленного потенциала Москвы и наращиванию объемов производства.4

 

В соответствии с соглашением  руководители департаментов при  организации конкурсов на размещение городского заказа должны будут обеспечить приоритетное право для московских товаропроизводителей на выполнение различных  работ и услуг.

Комитету труда и занятости  столицы предстоит разработать  дополнительные меры, направленные на содействие занятости населения  города и поддержку безработных. Предельно допустимый уровень официально зарегистрированной безработицы в  Москве в будущем году не должен составить более 1,2% экономически активного  населения.

 

В большинстве отраслей промышленности Москвы средняя заработная плата  выше уровня прожиточного минимума в  городе. Вместе с тем 652 предприятия  в столице имеют в общей  сложности задолженность по заработной плате в размере 1,4 млрд. рублей.5

 

Одной из основных задач строителей в 2000 году является сохранение темпов возведения жилья в столице на уровне 1999 года.

 

Около 1 млн. кв. метров жилья  из общего количества, запланированного к строительству, будет бесплатно  предоставляться очередникам. Причем финансирование строительства муниципальных  домов будет осуществляться не за счет бюджетных ассигнований города, а за счет продажи коммерческого  жилья.

Кроме того, намечено повысить качество возводимого в столице  жилья.

Предполагается увеличить  строительство панельных домов  улучшенной планировки серий 44П44-Т  и П44-М домостроительного комбината N 1. Планируется увеличить также  строительство монолитных и кирпичных  зданий, а также домов по индивидуальным проектам.

 

Московские строители  намерены более активно использовать при возведении жилья в городе отечественные отделочные материалы, которые значительно дешевле, чем  импортные аналоги, и их применение позволит загрузить мощности российских производств.

 

Успешно выполняется программа  по переселению жильцов из ветхого  пятиэтажного фонда, рассчитанная до 2005 года.

 

В 2000 году планируется построить  более 1 млн. кв. м "стартовых" жилых  домов, предназначенных для переселения  из ветхого 5-этажного фонда.

Жильцам отселяемых домов  будут в основном предоставляться  квартиры в тех же микрорайонах. На месте разбираемых пятиэтажек будет строиться как коммерческое, так и муниципальное бесплатное жилье. При этом муниципальные жилые  дома будут такого же хорошего качества, но построены с использованием менее  дорогих отделочных материалов.

 

На конец 1998 года в Москве удалось создать четкую систему  разборки пятиэтажек, а также почти 100-процентную схему их переработки.6 Например, остатки кирпича и железобетона используются при строительстве дорожного полотна, а металлические детали идут на переплавку. Бывшие в употреблении двери и окна продаются населению.

 

В рамках программы ипотечного кредитования в Москве в 2000 году планируется  построить около 500 тысяч кв.м жилья . Это составляет примерно 1/7 часть от общего количества жилья, намеченного построить в Москве за год.

Ипотечная программа будет  реализовываться, несмотря на сложившуюся  в России сложную финансово-экономическую  ситуацию. Растет интерес москвичей  к программе ипотечного кредитования: на конец 1998 года уже было выдано почти 150 ипотечных сертификатов.

 

В городе создается московское ипотечное агентство (МИА), которое  должно стать одним из основных элементов  системы ипотечного кредитования в  столице.

По мнению Ю.М.Лужкова, разработанная при помощи Школы государственного управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета (США) система ипотеки учитывает как мировой опыт, так и специфику России и города Москвы. Сейчас, по мнению Мэра, основная задача - найти финансовые институты, которые обеспечат старт этой системы. В дальнейшем ипотека будет "сама себя поддерживать".

Ранее предполагалось, что  для реализации первой части программы  удастся привлечь от 0,5 млрд. до 1 млрд.долларов кредитных средств. Примерно 10-15% необходимой суммы планируется получить за счет внутренних источников Московского правительства. Разрабатывается механизм получения специальных кредитов на ипотеку от крупных зарубежных инвесторов, которые планируют заниматься строительством в Москве. Изучается также вопрос освобождения от налогов и сборов в местный бюджет москвичей, участвующих в программе ипотечного кредитования.

Система предусматривает  правовую защиту владельца ипотечного сертификата даже в том случае, если он потеряет платежеспособность и не сможет оплачивать ипотечный  кредит. Специально для таких ситуаций будет создан особый переселенческий  фонд жилья, где сможет проживать  ставший неплатежеспособным владелец сертификата.

Первые 100-150 "ипотечных  квартир" москвичи получат уже  в январе-феврале 1999 года. Владельцы  сертификатов вносят 30% стоимости будущих  квартир из своих средств, оставшиеся 70% оплатят банки. Банковские кредиты  обладатели сертификатов будут погашать в течение 10-20 лет из расчета 10% в  год. Среди банков, участвующих в  ипотечном кредитовании, - Московский муниципальный банк "Банк Москвы", Сбербанк, Мосстройэкономбанк, Инвестсбербанк и другие.

 

МИА будет выкупать у банков закладные на квартиры, а затем  выпускать под них ценные бумаги. Средства, полученные от выпуска ценных бумаг, будут реинвестироваться  в ипотечную программу.

 

Одним из препятствий к  получению западных кредитов на развитие ипотеки является положение Конституции  РФ о праве на жилище, которое  не позволяет изымать у неплатежеспособных клиентов квартиры для погашения  невозвращенных кредитов. Однако в  Москве создается специальный переселенческий  фонд для цивилизованного разрешения таких ситуаций и недопущения  судебных конфликтов.

Информация о работе Экологические проблеемы Москвы и области