Экологические проблемы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Экологическая политика может способствовать оптимизации управления ресурсами, созданию общественного доверия и развитию рыночных возможностей. Многие новые чистые и низкоотходные технологии не только снижают загрязнения, но и экономят расход сырых материалов и энергии до такой степени, что снижение издержек сможет более, чем возместить исходные, более высокие, инвестиционные затраты и таким образом снизить себестоимость единицы продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Загрязнение воздуха на территории Казахстана…………………………4
2. Дефицит водных ресурсов и проблемы с почвой в Казахстане………....5
3. Экологическое загрязнение промышленным природопользованием…..8
4. Решение экологических проблем в Казахстане…………………………11
5. Государственное регулирование экологических рисков……………….16
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная-Экологические проблемы Казахстана.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

16 мая 2003г. в соответствии  с Указом Президента Республики  Казахстан была утверждена государственная  Программа освоения Казахстанского  сектора Каспийского моря, включающая  экологический аспект. Срок реализации  Программы: 2003-2015 годы. В числе конкретных первоочередных действий - поэтапное осуществление консервации и ликвидации затопленных нефтяных и гидрогеологических скважин Государственного фонда пробуренных в 30-80 годы в прибрежной зоне. Наибольшую опасность представляют скважины, находящиеся в зоне затопления Каспийского моря.

В период 2003-2005 гг. осуществлены обследование нефтяных скважин, находящихся  под водой, ликвидация и консервация  нефтяных скважин на суше и в зоне затопления, гидрогеологических скважин, содержащих в воде радионуклиды, высокодебитных скважин, изливающих пресные воды. Для этих целей казахстанскими специалистами создана специализированная буровая передвижная установка.

В результате проведения ликвидационных работ в Республике Казахстан снята экологическая  угроза нефтяного загрязнения акватории Каспийского моря и ее прибрежной части. Будут приостановлены потери и восстановлены запасы подземных вод, значительная часть которых составляют пресные подземные воды питьевого качества, процессы оврагообразования, заболачивания пастбищных угодий, восстановлены загрязненные нефтепродуктами, радионуклидами и другими токсичными веществами земельные участки.

Высокая уязвимость природной  системы Каспия и сложившаяся  экологическая ситуация в регионе  требуют от прикаспийских стран  и нефтяных компаний, работающих на Каспии, принятия неотложных мер для охраны окружающей среды и предотвращения дальнейшей деградации экосистемы Каспийского моря в целях ее сохранения для нынешнего и будущего поколений.

Планом мероприятий  к Программе освоения КСКМ предусмотрено, что перед проведением масштабных разведочных и добычных работ будет проведено функциональное зонирование заповедной зоны северной части Каспийского моря, предусматривающее экологическое картирование района работ с проведением фоновых исследований и выявление особо чувствительных зон, включая ОВОС. Планом мероприятий по реализации 1-этапа Программы также предусмотрено создание региональной единой автоматизированной системы экологического мониторинга и прогнозирования.

5.  Государственное регулирование экологических рисков

Государственное регулирование  в области управления экологическими рисками включает в себя:

- государственную экологическую  экспертизу материалов оценки 
воздействия на окружающую среду (ОВОС) на стадии проектирования;

- экологический контроль и мониторинг, аудит действующих 
предприятий.

В целях охраны природной  среды государством применяются  такие меры как лицензирование, лимитирование  природопользования. Лимитирование  природопользования также как и  лицензирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователем на определенный срок объемов предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду. Лимиты устанавливаются государственными органами охраны окружающей природной среды.

Природопользование может  осуществляться в двух направлениях: изъятие природного вещества из природы, внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование делится на два вида: 1) предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из природной среды; 2) предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию в части использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, определяются статьей 21 Закона РК “Об охране окружающей среды”. Помимо экологической аудиторской деятельности, лицензированию подлежат осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также захоронение и хранение отходов производства и потребления, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения.

Однако сегодня от недропользователей требуется и  получение соответствующих разрешений. Согласно статье 16 Закона РК “Об охране окружающей среды” для каждого предприятия обязательным является получение разрешения на природопользование – документа, ежегодно запрашиваемого в центральном исполнительном органе по охране окружающей среды. Этот документ удостоверяет право компании на использование или изъятие природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии.

Кроме разрешения на природопользование предприятию также следует получить разрешение на загрязнение окружающей среды - то есть лимитов, определяющих пределы поступления определенного  объема загрязняющих веществ, отходов  производства и потребления до уровня, при котором сохраняется благоприятная окружающая среда. Количественно разрешение на загрязнение, выдаваемое сроком на 1 год, выражается в виде квоты на загрязнение, которая представляет собой часть лимита, выделяемого конкретному природопользователю на определенный срок.

Для осуществления деятельности по захоронению и утилизации вредных  веществ (отходов) требуется разрешение МООС, с предварительным согласованием  на отвод земельного участка с  Агентством по управлению земельными ресурсами. Для транспортировки вредных веществ необходимо разрешение МООС, с предварительным согласованием с Министерством транспорта и коммуникаций, АЧС и в некоторых случаях с Министерством здравоохранения.

В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241, и в целях усиления контрольной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды, утверждена Концепция развития эколого-аналитического контроля в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.

Контроль параметров окружающей среды позволяет производить  оценку ее состояния, познать закономерности причинно - следственных связей между различными видами человеческой деятельности и изменениями, происходящими в природной среде, осуществлять прогнозирование и регулирование загрязнения, а также снижение антропогенного воздействия на объекты окружающей среды, сохранение биоразнообразия и предотвращения опустынивания и деградации земель.

Закон «Об обязательном экологическом страховании» 
введен в действие с 1 января 2006 года; 7 июля 2006 года принят Закон «Об охране здоровья граждан», 23 января 2007 года был принят Экологический кодекс. Согласно Экологическому Кодексу, государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

1) лицензирование деятельности  в области охраны окружающей  среды;

2) экологическое нормирование;

3) техническое регулирование  в области охраны окружающей  среды;

4) государственную экологическую  экспертизу;

5) выдачу экологических  разрешений;

6) государственный экологический  контроль;

7) систему экономического  регулирования охраны окружающей  среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий;

8) государственный экологический  мониторинг;

9) государственный учет  природопользователей, источников  и участков загрязнения окружающей среды;

10) экологическое образование  и просвещение.

Экологическими основами устойчивого  развития Республики Казахстан, согласно Экологическому Кодексу, являются:

1) достижение государством цели  по обеспечению благоприятной  окружающей среды для жизни и здоровья человека;

2) охрана окружающей среды и  сохранение биоразнообразия;

3) обеспечение и реализация права  Республики Казахстан на разработку  своих природных ресурсов и отстаивание национальных интересов в вопросах использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду;

4) справедливое удовлетворение  потребностей нынешнего и будущих  поколений;

5) развитие устойчивых моделей  производства и потребления;

6) соответствие экологического  нормирования условиям социального  и экономического развития с учетом состояния окружающей среды;

7) соблюдение права каждого человека  на доступ к экологической  информации и всестороннее участие общественности в решении вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития;

8) обеспечение гласности принимаемых  мер в области охраны окружающей среды;

9) глобальное партнерство в целях  сохранения, защиты и восстановления  здорового состояния и целостности экосистемы Земли;

10) содействие развитию международного  права, касающегося ответственности  за ущерб окружающей среде;

11) сдерживание, предотвращение  переноса и перевода в другие  государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб окружающей среде или считаются вредными для здоровья человека, а также принятие мер предосторожности в случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба окружающей среде.

Что касается перспектив природоохранной  деятельности в Казахстане, Министерством  охраны окружающей среды принят Стратегический план на 2010-2014гг., согласно которому выбросы парниковых газов в энергетическом секторе при существующих технологиях и общем состоянии отрасли достигнут к 2012 – 2014 годам уровня 1992 года, определенного для Казахстана как базовый. Правительство Республики Казахстан приняло решение снизить выбросы парниковых газов на 15 % к 2020 году и на 25 % к 2050 году от базового 1992 года. Казахстан должен встать на путь внедрения низкоуглеродной экономики, то есть обеспечить достижение экономического роста, поддерживая целостность окружающей среды, при этом повысится  доля альтернативных источников энергии в республике, которая составит не менее 0,1 % к 2014 году.

 

 

Заключение

Экологическая ситуация, в которой  приходится функционировать современной  экономике, вызывает необходимость  комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды. Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться относительно недавно, своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революции.

Производственный процесс и жизнь человека сопряжены с образованием вредных веществ и отходов, которые попадают в окружающую природную среду. Из-за этого некоторые свойства природной среды изменяются, что приводит к изменению условий жизнедеятельности человека с одной стороны и с другой стороны - уменьшаются производственные возможности. 

К числу основных природопользователей и загрязнителей окружающей среды  относятся промышленные предприятия. Поэтому природоохранная деятельность - это необходимое условие производственной деятельности предприятия, целью которой является обеспечение охраны окружающей среды от негативного влияния деятельности человека, а также поддержание, восстановление и улучшение ее качеств и защита здоровья людей от негативного воздействия этой хозяйственной деятельности.

Для выполнения природоохранных задач  на уровне предприятия создаются  службы охраны природы, деятельность которых  является неотъемлемой частью производственной деятельности предприятия. Следует  отметить, что эффективная охрана окружающей среды должна сочетаться с экономической эффективностью производства, то есть необходимо создать такие условия природоохранной деятельности, когда само предприятие будет заинтересовано в финансировании мероприятий по охране природы и это будет экономически выгодно для самого предприятия.

Охрана окружающей среды является стратегической задачей, результат  решения которой влияет на все  сферы экономики, а также на политическое и социальное положение государства. Успех всех социально-экономических  преобразований напрямую зависит от государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

 

 

Список литературы

  1. Указ Президента РК «О земле». 1995г.
  2. Закон Республики Казахстан от 27 января 1996 года N 2828 «О недрах и недропользовании».
  3. Концепция экологической безопасности. 1996г.
  4. Закон РК «Об охране окружающей среды». 15 июля 1997г.
  5. Закон РК «Об экологической экспертизе». 1997.
  6. Закон Республики Казахстан от 23.04.1998 N 219-1 «О радиационной безопасности населения».
  7. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года N 481.
  8. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442.
  9. Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 477.
  10. Закон РК от 9 июля 2004 года N 593 «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
  11. Закон РК от 7 июля 2006 года N 170 «Об охране здоровья граждан».
  12. О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года N 216. 
  13. Экологический кодекс от 23.01.2007. http://eco.gov.kz/docs/eko_kodeks.php
  14. Национальная экологическая стратегия Республики Казахстан. Даукеев С.Ж. http://www.biodiversity.ru/programs/steppe/bulletin/step-34/minister.html
  15. Нефтегазодобывающая промышленность - одна из наиболее экологически опасных отраслей народного хозяйства. http://ecooil.su/public/oil/view/23.html
  16. Шалинский А.М. Загрязнение окружающей среды и экологическая политика Казахстана. Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002.
  17. Экологические аспекты деятельности недропользователей в Казахстане. http://investkz.com/journals/33/311.html
  18. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий. http://rudiplom.ru/lectures/ekonomika-organizacii/906.html

Информация о работе Экологические проблемы Казахстана